Поговорим об интерьерах и их дизайнерах?

Jul 20, 2007 06:08





Я давно обещала высказаться по поводу дизайна интерьеров - но тема настолько огромная, столько по идее надо было бы высказать… И вот появился повод с чего-то начать. Сразу говорю: не претендую на истину в высшей инстанции. Но и другим неплохо было бы помнить об этом - в частности посмотрите на разбираемые ниже цитаты.

Разбор статьи «Наставление будущим дизайнерам интерьера». http://interior.balticom.lv/raksti/raksts5_rus.html
Слово-то какое! Наставление - не советы и не рекомендации. Возможно, автор - Жак Гарсиа или Нина Кемпбелл, или хотя бы Ле Корбюзье?




Честно говоря, не вижу в той статье ничего особенного, что не было бы известно. Давно не читаю статей общего плана, не содержащих конкретную информацию. То, что для того, чтобы стать дизайнером интерьера, хорошо иметь специальное образование, общеизвестно. О том, какие сложности встречаются на пути того, кто избрал эту стезю, тоже в принципе несложно догадаться. А вот чего не хватает в статье - это конкретной информации: какими книгами лучше пользоваться, с работами каких дизайнеров полезно ознакомиться, список компьютерных программ, какие имело бы смысл освоить - где это все? Набор общих фраз, и не более того. Вот подход interniart к вопросу нравится больше: http://interniart.livejournal.com/7618.html



Теперь посмотрим избранные места из статьи (цитаты выделены наклонным шрифтом - курсивом):

Честно говоря, этот вопрос всегда меня ставит в неудобное положение, ибо сказать «нельзя» значит соврать. А сказать «можно» - значит дать человеку ложную и необоснованную надежду.

Есть хороший принцип, который, кстати давно и прочно используется на лучших форумах Рунета: «Отучаемся говорить за всех». Ставить диагнозы - занятие неблагодарное.

Потому что людей, сделавших это, можно пересчитать по пальцам. В лучшем случае таких дизайнеров один из тысячи.

Статистику в студию, пожалуйста. Любое утверждение должно быть доказательным, иначе оно является голословным.



Во-первых, это ограниченность доступной информации. В интернете и в книжных магазинах сколько угодно информации по общественным отношениям, рекламе, маркетингу, даже по цифровому фото и по веб-дизайну. Но книг по дизайну интерьера катастрофически мало.

На книга_файл их было довольно много в свое время. Кроме того, у производителей продукции для интерьера имеются хорошие каталоги со всеми деталями и размерами - стоит чаще посещать строительные выставки и магазины и не стесняться просить их. Некоторые чертежи и схемы можно найти и в Интернете - оконные профили ПВХ REHAU, например: http://www.oknamoskvy.ru/profiles/profile_94.html

Кроме того, interniart прав: есть книги советского времени по черчению, есть Нейферт (правда многие его размеры несколько устарели для нашего времени, есть "Габаритный справочник архитектора" Вячеслава Олтаржевского: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1465856/ хотя тоже несколько устаревший, есть более поздние справочники архитектора, есть такая книга:
Стивен В. Зоколей Архитектурное проектирование, эксплуатация объектов, их связь с окружающей средой 671 с. М. Стройиздат 1984).

Говоря словами Меламори, если приложить усилия, можно найти все, если подсказать человеку, что именно искать. Главная проблема для не имеющих специального образования это именно неумение ориентироваться в потоке информации и находить нужное, и тут очень важна помощь более опытных людей, которые наметят вехи на этом пути в хороших статьях по вопросу. Могу, например, поделиться такой табличкой в помощь проектирующим лестницы:



Из них 95% рассчитаны на широкий круг читателя и не помогут в освоении специальности.

Да, специалист высокого класса с многолетним стажем работы оценил все эти книги и дал окончательный приговор и оценку. ;-)



Да, прилавки магазинов изобилуют журналами, посвященными дизайну интерьера. Но все они рассчитаны на людей, интересующихся внешней стороной дизайна. В этих журналах вы не найдете технических решений или каких-то обобщенных данных, которые сможете использовать. Да, просмотр таких журналов необходим и полезен, но он еще никого не сделал дизайнером.

Журналы надо смотреть те, что по стройке и ремонту, столярные, токарные. Дизайн интерьера - это лишь фотоколлекции внешнего антуража, примерных идей. За деталями - в более специализированные журналы. Кстати, на латышском было выпущено немало книг по конструированию мебели, например.

И потом автор лукавит: даже в таких журналах по дизайну интерьера можно подсмотреть интересные мелочи. Конечно, там не будет чертежей - но всегда есть возможность придумать самому, как это может быть или заказать там, где изготавливают мебель. Конечно, это денежные потери для начинающего дизайнера - но они окупятся приобретаемым опытом - и это не самый плохой путь получения опыта. Вот, например - разве сложные мелочи?



Я несколько раз сталкивалась с людьми, пишущими о дизайне интерьера в интернет или периодические издания - и в основном это журналисты, а вовсе не дизайнеры.

Да, и это страшный недостаток! Зачастую задача хорошего публициста заинтересовать людей, обратить их внимание на многие нюансы, в своем роде образовывать людей, показывать какие возможности и варианты бывают. Иначе без этого мы получаем тупых заказчиков, которым надо только чтобы «бохато» было, а дизайн - это непонятное им извращение. И целевая аудитория журналистов вовсе не дизайнеры интерьера - здесь у автора статьи вообще передерг.

Кстати, на тему "бохато" - как Вам такие интерьеры? Только честно!












Kроме того, очень существенным является понимание работы с отделочными материалами, знание их химического состава, физических свойств, знание того, как эти материалы ведут себя в различных условиях.

Опять - каталоги производителей, где написано, что этот материал рассчитан на эксплуатацию в условиях повышенной влажности, а этот выгорает на солнце, к примеру. Теперь еще скажу страшную вещь: когда я училась на архитектурном факультете нашего Технического университета, никакого химического состава мы не изучали. Физические свойства - да, были лабораторные работы по строительным материалам и строительной физике. Но: за это время создано столько новых материалов, что все эти знания не такое уж большое подспорье на самом деле. Учиться надо всем - и специалистам и новичкам.




Не говоря уже о проблематичных ситуациях, когда нужно соединить или совместить два разных материала, например паркет и плитку., сделав это красиво и технологически правильно.

Точка с последующей запятой - красиво и грамматически правильно. Нет? :-) Тогда автор должен научиться писать статьи, чтобы брать на себя прерогативу журналиста. Теперь по делу: в проекте сделано красиво и технологически правильно. На практике строитель просто пошлет это все подальше - как умеет, так и сделает. Реалии жизни с теорией соприкасаются редко. Кстати, со строителем разговаривать тоже надо уметь.



Приведу пример с этой вот дорожкой: генпланист потратил не один час, чтобы проработать все дуги и сопряжения элементов брусчатки. Строитель же сделал так, как сообразил сам. И никакие деньги заказчика, человека весьма не бедного, положения не исправили. Ну не может среднестатистический строитель делать выкрутасы! И это надо понимать и учитывать.



Многие люди сталкиваются с подобными проблемами во время ремонта, но дизайнер должен разбираться во всем многообразии отделочных материалов и способов работы с ними.

Должен? Хорошо, вопрос к Меламори на засыпку: какой тип покрытия для пола порекомендуете? Стартовые условия:

- пол должен быть теплым, электрическое отопление исключается
- ковровые покрытия и родственные им исключаются по причине аллергичности и недостаточной очистки
- линолеум исключается по причине «непрестижности»
- ламинат и паркет исключаются как скользкие
- должен выносить нагрузку не менее 300 кг на кв.м и не продавливаться под ножками мебели, движущимися роликами ее же

Даже преподаватели в университетах и художественных академиях никогда не говорят студентам, как надо делать. Они на примерах показывают, что НЕ надо делать. Теория дизайна, как и теория архитектуры существует, но даже преподаватели этой теории не всегда могут четко и емко ее рассказать.

О! А какой тогда смысл в специальном образовании, на котором настаивает автор? Даже преподаватели «никогда не говорят», как надо. А кто знает, как? Дизайнер? Автор статьи? Господь Бог? Нет, я понимаю, что автор хотела сказать. Только формулируется это иначе: «в условиях недостаточно сбалансированных учебных программ и отдельных профессиональных недочетов преподавательского состава… бла-бла…» К людям нужно относиться толерантнее и не стричь ВСЕХ под одну гребенку. И «задевать» людей дипломатичнее, не с таким максимализмом.

Вот, например, декоративное оформление вестибюля архитектурно-строительного факультета РТУ в Риге в 1980-1990-е годы - разве плохо сделано? ;-) На птичек не смотрите - это была выставка керамики.



Четвертое важное препятствие - стоимость ошибок. Если вы решили стать писателем - вы можете написать пятьдесят рассказов, прежде чем один из них оценят и возьмут на публикацию.

Как легко судить другие специальности, в которых не разбираемся! И у писателей бывали проблемы - и в диффамации обвиняли и в Сибирь ссылали… В наше время с этим проще? Салмана Рушди вспомним?

Но каждая ошибка начинающего дизайнера интерьера - это деньги заказчика, работа строителей, испорченные стройматериалы. Большинству людей не по карману дизайнеры, которые учатся на своих ошибках за их счет.

Да, и поэтому все, кто получил специальное образование - гении и никогда не ошибаются. Утрирую, конечно, чтобы мысль была ясна.



Есть несколько профессий, хороший представитель которых просто обязан быть фанатом своего дела. И дизайнер - одна из них.

Всего лишь несколько? 8-) В любой профессии важно, чтобы человек относился к ней с душой.

Чтобы быть действительно хорошим дизайнером интерьера, необходимо постоянно искать новую информацию, новый визуальный опыт, новые оригинальные возможности и сочетания. Это не только и не столько работа, сколько образ жизни.

Здесь соглашусь на тему поиска новой информации, это действительно важно. Вот на тему образа жизни - не совсем. Речь в данном случае идет об образе мышления. Образ жизни - это упор на практику, постоянные ремонты в собственном жилище, например. Образ мышления - упор на теорию, получение новой информации, ее осмысление и переработка.



Я не могу себе представить выдающегося интерьериста, занимающегося своим делом восемь часов рабочего времени, а потом забывающего о работе, переключаясь на другие дела.

А что, все обязаны быть выдающимися интерьеристами?



Мне кажется, речь шла о том, возможно ли стать дизайнером интерьера без специального образования. То есть просто крепким профессионалом. Спрос есть разный - иногда нужен просто крепкий «середнячок». Оплату «выдающегося» не всякий может себе позволить, например. Да это бывает и не нужно. Не все проектируют шикарные интерьеры для банкиров, порой нужно и общественный туалет на железнодорожной станции оформить. ;-)



Вот, кстати, образец "бюджетного дизайна" - вешалка просто нарисована на стене:



И я отвечу вам - талант есть субстанция настолько неуловимая и неконтролируемая, что его не представляется возможным учитывать. Никто и никогда не может однозначно сказать - да, этот человек талантлив.

Такое может сказать только тот, у кого нет таланта. Тот, кто не знаком с вдохновением, тот, кому ничего сразу не давалось, и приходилось наверстывать длительным и упорным корпением над учебниками. В корпении нет ничего плохого, оно похвально, но права на отрицание таланта оно не дает - более того, показывает подсознательную скрытую зависть к тем, кто схватывает все на лету.

Поэтому даже наличие у вас 10 заверенных печатью справок о таланте и гениальности не сделает вас дизайнером интерьера.

Ну и к чему эта фраза? Смысла в ней никакого, а особенно с практической точки зрения. Обыкновенный популистский прием, достойный кстати, журналиста желтой прессы, коих автор склонен зачислять в непрофессоналы, когда они пишут об интерьерах.

Если вы это можете - значит, вы сможете стать тем одним из тысячи выдающимся дизайнером интерьеров без специального образования. Тем самым исключением, из-за которого сказать «нельзя» - значит соврать.

Грамматически правильнее: «одним из тысячи выдающихся дизайнеров». Опять это слово «выдающийся»! Речь идет о том, можно ли им стать в принципе! Причем тут выдающийся?



Резюме из этой статьи, которое напрашивается по прочтении:
- статьи надо доверять писать профессионалу, который этому (журналистике, грамматике, умению раскрыть основную мысль) учится долго и упорно.
- статья рассчитана на то, чтобы отпугнуть возможных будущих конкурентов и не сообщает им никакой конкретной информации в помощь.
- дизайнером надо быть только выдающимся, и никак иначе!
- никто ничего не знает и не умеет, материалов никаких нет или они весьма труднодоступны, но автор статьи многое знает, но учить никого не собирается, так как ей надо зарабатывать деньги. http://users.livejournal.com/melamory_/95612.html

Ее же цитата из комментов (орфография сохранена а оригинале):
Но я стараюсь такой работы избегать. потому что я в первую очередь работаю на имя. Я лучше заработаю чуть меньше денег (хорошо, сейчас есть кому меня кормить), но сделаю два интересных креативных объекта. Чем буду десетярых консультировать.
http://users.livejournal.com/melamory_/95612.html?thread=616316#t616316

По-моему, комментарии здесь излишни…

И самое главное, о чем автор в статье не упомянула вообще - о важности хорошего вкуса у дизайнера. Да, вкус как и талант не измерить линейкой и не подсчитать на калькуляторе, но это не значит, что его нет. И это - одна из важнейших составляющих, необходимых дизайнеру интерьера, без которых он не может быть дизайнером, пусть и не выдающимся, но хорошим. Я понимаю, что о вкусах не спорят, но в качестве теста предлагаю вот эту картинку: со вкусом сделано или нет? ;-)



И еще одна вещь - мало быть специалистом в отдельной области, надо обладать кругозором, быть в курсе не только новинок, но и стремиться приобщаться к общемировой культуре - литературе, живописи, скульптуре, знать историю архитектуры, знать народные традиции места, где живешь и работаешь, и еще многое другое. Это очень способствует выработке оригинальных идей и в основной специальности.






Вот, например, узнаете, откуда эта идея оформления? Вопрос в первую очередь к архитекторам и дизайнерам:



И быть при этом Человеком - то есть в первую очередь помнить, что не люди для дизайна, а дизайн для людей, для того, чтобы им жилось легче, удобнее, радостнее. И начинать при этом с мелочей. Как часто в кафе бывает некуда положить сумку! Этот дизайнер предусмотрел это:



Сколько радости доставят беременной женщине, не знающей, как улечься поудобнее, такая подушка или малому ребятенку такой комод! И совсем нетрудно внести такие мелочи в проект интерьера!




К сожалению, сейчас господствует вот такой минимализм - но положа руку на сердце долго жить в этом нельзя - психологически это сенсорный голод и путь к неврозам и депрессии. Такие интерьеры хороши для тех, кто "забегает" в дом на пару-тройку часов перед сном, не больше...





И никакие подобные декораторские приемы положения не спасут:



Каким же должен быть интерьер? Об этом - в другой раз.
А сейчас было бы очень интересно узнать вашу точку зрения о том, каким вы видите идеальный интерьер для себя, что в нем должно быть?

Интерьеры, Концептуальность, Архитектура

Previous post Next post
Up