Несколько дней тому назад обещала рассказать об этом памятнике, сфотографированном мною в дни праздника Лиго. Он установлен рижскому городскому голове Джорджу Армистеду, самому лучшему градоначальнику за все времена существования нашего города:
Многие историки называют время правления Армистеда (1901-1912 гг.) самым успешным периодом в развитии Риги. В городе строились прекрасные кварталы в югендстиле (стиль модерн), появились заводы по производству автомобилей и самолетов, увеличивалась территория парков.
Примечание: не все линки-ссылки ниже могут работать, т.к. привожу здесь почти все, что набралось в коллекцию об этом человеке за почти три года.
Выходец из богатого рижского рода (его теток обучал музыке сам Рихард Вагнер), Джордж Армистед учился в Рижском политехникуме, руководил железной дорогой Даугавпилс - Витебск, одной из фабрик в Риге. В канун празднования 700-летия города выбрали его городским головой и юбилей праздновался очень красочно. В частности, на берегу городского канала был построен макет средневековой Риги, по которому можно было прогуливаться и даже заходить в дома. Картинки кликабельны:
Первый представитель этого семейства на Латвийской земле был Джордж Армистед I, торговец льном, который перебрался в Латвию из Шотландии. Он приехал в Ригу по заданию английского предприятия “Mitchel and Co” в 1812 г. В 1815 г. он вступил в общество Черноголовых. А в 1817 г. женился на богатой вдове Эмме фон Якоби (Emma fon Jakobi) и таким образом стал гражданином города. Женившись в последующих поколениях на представителях немецкий фамилий они онемечивались, но сохранили свои английские корни.
Трудно сказать, чем руководствовался Джордж Армистед, когда в 1812 г. из туманной Англии прибыл в не менее туманную Латвию. Но на берегах Даугавы англичанину так понравилось, что он решил обосноваться здесь надолго - открыл фирму по экспорту леса, а вскоре женился на одной из самых богатых рижских невест - немке Эмме фон Якоб. В семье родилось восемь детей, и все они получили прекрасное образование. Так, например, в особняк Армистедов на Марсталю, 19, частенько захаживал дирижер городского Оперного театра Рихард Вагнер - тогда еще никому не известный сочинитель подрабатывал уроками музыки.
Отец будущего мэра родился в Риге, женился на первой красавице и стал жить-поживать, воспитывая сына. Продолжил семейный бизнес, прикупил лесопилку и паркетную фабрику, стал совладельцем Рижской бумажной фабрики. Благодаря ему в Риге появилась и новая церковь - Англиканская, именно Армистед пожертвовал основную сумму, необходимую для строительства храма. На сайте церкви, правда, утверждается, что это был сам мэр:
http://www.anglicanriga.lv/anglik.nsf/VestureView/Vesture_latviski Судя по всему скупость не относилась к числу фамильных черт почтенного семейства. Дядя Джорджа Армистеда - Джеймс Армистед - пожертвовал деньги на строительство первой в Латвии детской клинической больницы "James Armitstead" - ныне Университетская детская клиническая больница на Виенибас гатве.
http://www.bkus.lv/page/?main_page_id=46&page_type=text Немного подробнее о создании больницы:
Деньги пролежали 20 лет, пока в 1879 г. не прочитали завещание рижского купца Джеймса Армистеда, в котором он на это полезное дело завещал 200 000 золотых рублей. Тогда дума призадумалась и решила, что строить нужно не маленькую больницу только на оставленные деньги, как думалось сначала, а полноценное лечебное заведение с привлечением капитала города. Здания строили по проекту главного архитектора города Рейнхолда Шмелинга, поскольку результаты конкурса думу не удоволетворили. На момент открытия там было одно административное здание с надписью "James Armistead", которое сохранилось прямо при входе в больницу
http://www.gorodriga.info/places/left/children/ А еще Джеймс Армистед подарил городу 17 картин, ныне украшающих экспозицию Музея зарубежного искусства.
Будущий мэр Риги, названный в честь дедушки Джорджем, родился 27 ноября 1847 г. С отличием окончив Рижский политехникум, он продолжил образование в Цюрихе и Оксфорде, работал инженером на строительстве железной дороги между Смоленском и Брянском, руководил несколькими крупными российскими предприятиями. Последняя должность Джорджа Армистеда перед избранием мэром Риги - директор Динабургско-Витебской железной дороги.
Джордж с детства был расположен к техническим наукам, к тому же был на редкость удачлив - всегда и во всем. Он представлял первое поколение этой славной семьи, которая не обучалась в классических университетах и не состояла в традиционных корпорациях. Он поступил в Рижский Политехникум, который окончил в 1868 г., получив диплом инженера. В дальнейшем он продолжил свое образование в Цюрихе и Оксфорде. Во время своего студенчества был одним из основателей студенческой корпорации “Fraternitas Baltica”.
После окончания учебы он начал заниматься строительством железных дорог в России. Но через какое-то время вернулся в Ригу, где ему принадлежало много фабрик и усадьба. Все это богатство давало ему возможность успешно заниматься бизнесом. Джордж Армистед женился в 1874 г. на Цецилии Пихлау (Сecila Pyhlau).
Вскоре после возвращения он стал играть значительную роль в хозяйственной жизни города. В 1884-1885 гг. он становиться председателем Технического общества. В 1883 и 1889 гг. он организовывает сельскохозяйственные и ремесленные выставки. До выборов в градоначальники он активно занимался предпринимательской деятельностью и не занимал хозяйственных постов в городском самоуправлении.
Но все меняется в 1901 г., по причине болезни уходит в отставку прежний мэр Людвиг Керковиус (L. Kerkoviuss) и на его место требуется замена. Джорджа Армистеда выбирают 67 голосами "за" при 3 "против". Джордж Армистед был мэром Риги с 1901 по 1912 г. Современники писали о нем: "11 лет 6 месяцев и 10 дней у столицы был настоящий хозяин!"
Он хорошо разбирался в технике, промышленности и сельском хозяйстве, кроме того у него имелся большой организаторский талант. Он был в состоянии углубиться во все проблемы коммунального хозяйства, надо заметить, что это проблема была очень актуальна для Риги в то время. Он был из той породы людей у которого не было никаких доктрин и он был готов выслушать любое дельное предложение относительно реформ в городе.
В его правление были проведены реформы в области улучшения городской инфраструктуры. Он считал необходимым произвести изменения в социальной политике и образовании, а также в области гигиены и социального обеспечения рабочего класса. Особое внимание он уделял школьной реформе и старался создавать школы, в которых русский язык не был учебным языком. В его правление город построил 14 школ - по др. сведениям - 16 школ. В одной из этих школ впоследствии училась и я:
В 1906 г. по его приказу создается первая Народная библиотека с читальней. А в 1904 г. он создает первую Биржу труда. В 1907 г. также создается коммунально-спасательная служба. Он был озабочен проблемой обеспечения всех городских домов питьевой водой и канализационной системой. Система водоснабжения города, созданная Армистедом, частично действует до наших дней. В Балтэзерсе появилась водонапорная станция, электростанция на Андрейсале, расширена сеть трамвайных путей.
Армистед не только тратил для блага Риги городские средства. Его семья масштабно занималась благотворительностью. К примеру, на деньги мэра и его братьев был построен туберкулезный санаторий в Юрмале. В его время правления были открыты Станция скорой помощи в Казармах Екаба, 3 больницы, в том числе и 1-я городская больница:
Фрагменты декора здания больницы:
Герб города говорит о том, что это муниципальное сооружение.
Второй Городской театр в 1902 г. (нынешний Национальный театр), Городской музей (Государственный Художественный музей) открылся в 1905 г, создан Зоосад. В его правление были приняты новые строительные правила, началась бурная застройка города зданиями, украшающими Ригу и по сей день. В период этого "строительного бума" за десятилетие появились сотни зданий стиля модерн.
При нем построен новый микрорайон в Межапарке - т.н. "город-сад" в соответствии с новыми архитектурными веяниями из Англии.
В 1907 г. по идее Джорджа Армистеда создается общество по вопросам коммунальной и социальной политики (Gesellchaft fur kommunale sozialpolitik)- цель этого общества было информирование и обучение городского населения этим вопросам. Также в его время была проведена реформа городской пенсионной системы и защиты здоровья рабочих.
Правление Джорджа Армистеда в Российской Империи было признано образцовым, поэтому Император Николай II приглашал его на должность мэра города Санкт-Петербурга, но тот отказался. В то время Рига была третьим по величине городом Российской империи. Хозяйство ее было далеко от порядка, и Армистед с головой окунулся в заботы о Риге.
Армистед умер от продолжительной болезни 17 ноября 1912 г. И был похоронен на Большом кладбище. После смерти его именем была названа одна из городских школ и улица. Существовала идея установить памятник в его честь, но этому помешала начавшаяся I мировая война. "К 800-летию города мы привели в порядок место захоронения Армистеда на Большом кладбище", - рассказала представитель по связям с общественностью Совета по памятникам Велта Пуриня.
Однако газета "Телеграф" провела расследование и выяснила, что плита Джорджу Армистеду установлена в стороне от настоящего места его захоронения - Большое кладбище в советское время было превращено в парк, поэтому памятник передвинули поближе к дорожке. "А настоящая могила находится вон там, под кустом", - показали жители района. Так что памятник памятником, а хотелось бы, чтобы Рижская дума хотя бы символически обозначила место захоронения...
В семье Армистедов росли трое детей. Сын градоначальника в 1919 г. был расстрелян в Бикерниекском лесу, а две дочери вернулись в Шотландию.
Его правление позитивно оценили все жители города Риги. Латышский художник Янис Розенталь писал портрет Армистеда для зала Рижской ратуши. А другой латышский художник Вилхелм Пурвитис первый произнес речь на могиле знаменитого градоначальника.
Заслуга этого человека заключалось в том, что он провел фундаментальные реформы в преддверии Первой мировой войны и таким образом сделал Ригу самым современным городом Российской империи.
18 октября 2006 г., в сквере возле здания Национальной оперы был открыт памятник Джорджу Армистеду, в церемонии открытия принимала участие английская королева Елизавета II, находящаяся в это время в Латвии с визитом.
Источники сведений, дополненные мною:
http://dizainlv.ho.com.ua/statja7.phphttp://www.gorod.lv/novosti/38726/ser_georgiy_ivanovich Отдельные ссылки о деятельности Армистеда на посту городского головы:
При нем действительно Рига достигла впечатляющего развития, но ИМХО связано это не с личными качествами (хотя и без них не обошлось) а общим подъемом промышленности России того времени.
http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/689611 11 августа 1901 г. только что выбранный мэр Риги Джордж Армистед отправил в столицу запрос министру сообщения о путепроводе.
http://www.gorodriga.info/center/newtown/viaduct/http://www.realty.lv/rus/news/print/?id=49181213022004084447 Вода в Даугаве была плохого качества. Поэтому в Риге время от времени случались эпидемии брюшного тифа и холеры. Так семья будущего главы Риги Армистеда погибла во время вспышки холеры.
В Ригу был приглашен из Германии гидролог Адольф Тим. И в районе Балтэзерса он провел бурение пробной 16 м скважины. Оказалось, в этом районе можно получить воду отличного качества.
Правда, в газетах того времени была опубликована карикатура, где перед мэром иронически снимала шляпу статуя Роланда, а скульптура русалки из Верманского парка увенчивала градоначальника венком. Немцы не простили англичанину Армистеду отобранную стройку. На карикатуре в воду превращались миллионы рублей.
Действительно, город Рига взял на воду кредит в целых 3 миллиона золотых рублей! Здоровье горожан было градоначальнику дороже.
http://www.realty.lv/rus/news/print/?id=70507324012003063148 5 ноября 1901 года городская Дума предоставила кредит в размере 8 000 рублей на проектирование станции в Балтэзерсе, за которое по инициативе городского управления взялся широко известный в Германии специалист по строительству силовых станций инженер из Мюнхена фон Мюллер.
http://community.livejournal.com/ru_steampunk/45124.html ...к тому же очень кстати пришлось решение Джорджа Армистеда, мэра Риги и патриота Торнякалнса, изменить русло речки Марупите. В 1902 г. еe повернули вглубь парка, построили дом садовника, мостики и водопад, прозванный «Рижской Иматрой» по аналогии с финским водопадом на реке Вуоксе.
http://www.gorodriga.info/places/left/arkadija/ "Он не боялся нового и рискнул застроить предместья новыми домами. Без него улица Бривибас, возможно, выглядела бы так же, как сейчас выглядит улица Калнциема - застроенной маленькими деревянными домами".
http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=7941663 Есть «компромат» и на Армистеда. Во-первых, его ценили в Российской империи, император Николай II в 1910 году даже возвел его в дворяне. Армистед был лидером «немецкой партии» и политическим противником «национально думающих» латышских политиков.
http://www.pctvl.lv/?lang=ru&mode=rakurs&submode=akcent&page_id=1724 Из истории рода Армистедов
На Марсталю 19, Вагнер давал уроки музыки дочерям английского купца. Купец тоже был человеком известным - владелец лесопильни, паркетной фабрики. Его внук - Джордж Армистед - стал впоследствии самым известным мэром дореволюционной Риги.
http://www.iamik.ru/21915.html Об отношениях между дирижером и купцом история умалчивает, но хорошо известно, что симпатию к Вагнеру проявляла собака англичан - ньюфаундленд Роббер. И Армистеды решили подарить своего четвероногого друга маэстро. Современники вспоминали, что в любую погоду, и зимой, и летом Роббер всюду следовал за композитором. По пути на репетицию пес имел обыкновение купаться в городском канале. Даже зимой не пропускал ни одной проруби. Композитор не расстался с любимым другом и при вынужденном бегстве за границу, и Роббер сопровождал его еще во многих странствиях.
http://www.kba.lv/print.php?p_id=260&f_id=3216&n_id=7220 Интересно, что род Верманов и род Армистедов состояли в родстве:
Наследников Верман судьба разбросала по разным уголкам земли, и многие из них вошли в историю. В 1918-м потомок Верманов (сын Марии фон Верман и Джорджа Армитстеда - двоюродного брата известного рижского градоначальника) сэр Генри Армитстед предпринял отчаянную попытку вызволить из екатеринбургского заточения царскую семью...
http://www.kba.lv/news.php?p_id=280&f_id=3693&n_id=7949 Праправнук Джорджа Армистеда простой лондонский пенсионер Родни Радклифф попал в список почетных гостей на 800-летие Риги и заодно наведался в дом своего предка (ныне собственность акционерного общества Latvijas Valsts Mezi) в замке Яунмоку (о замке будет речь ниже).
http://www.chas-daily.com/win/2001/08/17/gs27.html Памятные места в Риге
Мемориальная доска на здании на ул. Марсталю, 19. Согласно Рижской телефонной книге 1907 года дом принадлежал самому George u. Edgard Armitstead. А домом управлял А.Нельсон, проживавший на Паулуччинской, 7. В доме квартиры 1 и 2 занимал Karol Armitstead, а сам градоначальник проживал в 3-й квартире.
О надгробном памятнике на Большом Кладбище уже говорилось выше.
Теперь об истории памятника Армистеду, который ныне стоит в Риге
Эта эпопея, местами комичная, заслуживает того, чтобы на ней остановиться подольше. Привожу в основном цитаты из ссылок, поэтому свои слова буду выделять в этой части курсивом.
И два бюста мэра Риги 1901-1912 годов Джорджа Армистеда. Это промежуточные варианты будущего памятника, которые пока отложены. Ояр Спаритис заразил скульптора новой идеей - изваять мэра Риги в полный рост, прогуливающимся по парку под руку с супругой, и с собакой. Здесь, правда, начались творческие разногласия: Гомберг предлагает увековечить любимого чау-чау, но в начале прошлого века эта порода еще не была так популярна. Бизнесмен вздыхает: Армистед был известный охотник, нужно лепить лабрадора.
http://www.kba.lv/news.php?p_id=264&f_id=3320&n_id=7425 В апреле 2004 года Совет по памятникам поддержал идею Евгения Гомберга установить в Риге бюст бывшего мэра города Джорджа Армистеда. По заказу предпринимателя скульптор Андрис Варпа разработал макет памятника, который думские специалисты примерили на газоне у Стокгольмской экономической школы на улице Стрелниеку.
Но творческая мысль Совета по памятникам пошла дальше: его председатель Ояр Спаритис решил, что интереснее будет смотреться скульптура выдающегося градоначальника в полный рост без постамента - да не одна, а две, так как в бронзе предстанет и супруга Армистеда Сесилия Пихлау. Гомберг поддержал идею, Варпа разработал проект, и завтра Совет по памятникам должен вынести ему вердикт. Если он окажется положительным, то композиция может быть установлена либо в парковой аллее напротив Оперного театра, либо на улице Калькю, у Hotel De Rome.
http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=13038992 Предприниматель Евгений Гомберг направил председателю Рижской думы Айвару Аксеноку письмо, в котором призывает поддержать проект памятника бывшего мэра Риги Джорджа Армистеда (1847-1912). Как пояснил порталу Delfi Гомберг, речь не идет о новом проекте, а об изменении ранее предложенного. "Первый проект предусматривал, что, в соответствии с решением думы от 1913 года, бюст на гранитном постаменте должен быть установлен в парке напротив оперы и Латвийского университета. Этот проект уже был рассмотрен и одобрен Советом по памятникам", - отметил предприниматель.
По его словам, в новом проекте предлагается установить уже две фигуры - самого Армистеда и его супруги Сесилии Пихлау в натуральную величину. Гомберг предлагает также шесть мест для установки - три места в парке между оперой и зданием ЛУ и три - на ул. Калькю, в районе гостиницы Hotel De Rome.
"Скульптор Андрис Варпа изготовил бюст и "примерил" его на ул. Стрелниеку. За работу было уплачено. Возможно, что и этот бюст тоже пойдет в дело: во всяком случае Стокгольмская школа очень этого хочет", - подчеркнул Гомберг.
http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=11547632 И вот после долгих перипетий памятник был установлен!
Лица крупным планом:
Собачка:
Председатель Совета по памятникам Рижской думы Ояр Спаритис заявил журналу, что собака включена в композицию, чтобы "эмоционально оживить скульптуры".
"Никто не уточнял, собака какой породы была у Армистеда, однако свидетельства того времени принимались во внимание", - заявил Спаритис, отметив, что чау-чау в Россию завезли в 1895 году из Англии, так что не исключено, что семья богатого рижанина английского происхождения владела именно такой собакой.
http://gortransport.info/forum/viewtopic.php?p=7203#7203 Евгений Гомберг, меценат, автор идеи памятника: "Чау-чау подарили королеве Виктории в 1854 году, и она так любила эту собак и так тетешкала его, что фрейлины считали это не гигиеничным и подарили королеве чучело, но она поблагодарила и продолжала тискать настоящего чау-чау, это соообщили из королевского клуба собак в Лондоне".
Любопытную версию предложил журнал Kas Jauns? - мол, английская королева, освятив своим присутствием открытие памятника знаменитому рижскому мэру Джорджу Армистеду, на самом деле благословила памятник... собачке рижского миллионера Евгения Гомберга.
Журналист исходит из того, что предприниматель особо настаивал на том, что фигура собачки непременно должна быть в композиции памятника. Как сказал журналу глава Совета по памятникам Ояр Спаритис, фигура песика должна была визуально и эмоционально оживить композицию.
Однако нет внятного ответа на вопрос, почему был выбран именно чау-чау. Собаки этой породы были привезены в Россию из Англии в 1895 году, так что теоретически у Армистеда мог быть чау-чау, но документальных доказательств этому нет.
Зато говорят, что в то время, когда шла работа над памятником, у Гомберга трагически погибла любимая чау-чау. Более того, он якобы сам случайно задавил ее машиной. Вот для того, чтобы заглушить муки совести, он и увековечил свою любимицу, предполагает журнал.
http://blogs.klerk.ru/users/38780/post37029/ Больше всего споров было про собаку: "При чем тут собачка? У Армитстеда никогда их не было". Я говорю - какая разница? Но все же написал Родни Редклиффу, правнуку мэра, в Лондон. Он человек в Риге известный, издал книгу своей матери об Армитстеде, мэрия приглашала его на 800-летие. Родни забавно серьезен и дотошен. Он отписал, цитирую, что "еще раз пересмотрел все имеющиеся документы и не обнаружил никаких свидетельств, что у мэра была собака". И продолжил: "Но равным образом я не обнаружил доказательств обратного".
Честно говоря, я думаю, что у мэра были собачки, но охотничьи. Меня спрашивали: "Почему именно чау? У него не могло быть чау!" "Могло, - говорю, - посмотрите в Интернете историю породы". Первую пару чау из Китая завезли именно в Англию в 1780 году и поместили в лондонском зоопарке под названием "китайская съедобная". А следующего чау, уже в 1854 году, подарили королеве Виктории, прапрабабушке нынешней королевы. Королева собаку обожала и любила с ней возиться. Фрейлины считали это негигиеничным - эпоха была викторианская - и сделали ей для возни чучело чау-чау. Чучело королеве понравилось, но собаку тискать она не перестала.
Как раз в конце 19-го века в Англии пошла мода на чау-чау. Мне в Английском национальном клубе чау-чау сказали, что чау был, например, у лорда Гладстона. Он сидел на одной скамье в парламенте с лордом - дядей нашего мэра, тоже Джорджем Армитстедом. Словом, почему бы и нет?
http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=16323930 Там же по ссылке выше почитайте про эпопею создания памятника. Приведу лишь отдельные цитаты из этой комедии абсурда:
Существует запрет Рижской думы от 1996 года ставить что-либо в зоне насаждений канала. Сама-то дума этот запрет в голову не берет, Улугбека водружает прямо на берегу, да и памятник Улманису - тоже в запретной зоне. Но для меня вспомнили. Выбрали мы улицу Стрелниеку, красивый район югендстиля, она застраивалась при Армитстеде.
Тут весной оказалось, что едет английская королева, и кто-то в думе сообразил, кто - не знаю, что памятник мэру-англичанину очень был бы в тему.
Отливку я всегда заказываю в Петербурге. В Латвии льют по технологии бронзового века, я не шучу. Только тогда копья, топоры отливали в земляной форме, а у нас сейчас - в песчаной. Поверхность остается грязной, и после литья скульптор неделями ее шлифует. Какие-то части все равно остаются неровными, это дает художественный эффект, но побочный. В Петербурге льют по воску. Литейщики в Питере берут по 20 евро, то есть 15 латов, за килограмм веса. Парадокс: чем лучше делают, чем тоньше бронза, тем дешевле памятник.
Обсуждали мелкие детали, схемы рисовали - кто где будет стоять, по какой аллее пройдет королева от памятника Свободы, где ступеньки. Помню, посольство умоляло чиновников из Рижской думы: "Нельзя ли как-то лужи на аллее присыпать?" Darzi un parki твердо отвечали, что нет, никак вот нельзя. Предусмотрена полная реконструкция, вот тогда… "Ну, может, хоть красную дорожку постелить, чтобы королеве не совсем уж в лужу…" Красных дорожек тоже не нашлось. В общем, повезло - дождя не было.
Английский текст на мемориальной доске, между прочим, утвердили в Букингемском дворце. Латышский - Рижская дума, как обычно, не ответила.
Накануне церемонии весь вечер тренировали скульптурную чету раздеваться. А задача хитрая: фигуры сложные, зонтик торчит, и все везде цепляется. Разучили специальный узел, который от легкого движения руки распускается, и покрывало красиво ниспадает… Покрывало осталось еще от Барклая. Ниспало семь раз подряд. Но, естественно, на собаку.
Лаура из посольства успокоила: все просто. Это вот правнук Армитстеда, great-grandson, значит. Аксенок по-английски говорит бойко, но слово-то - споткнешься. Пока его репетировали, пришла королева. Вот, мол, говорит Аксенок, это вот грейт-грэндсан мэра. Левее я стою. Аксенок дальше не знал, замялся, но королева ему помогла. "А это, - говорит, - спонсор". Она-то сценарий читала.
Я ринулся к памятнику, слегка, как потом мне сказали, отпихнув Ее Величество. Куда секьюрити смотрели? Вот так, не раздумывая, наверное, бросались на амбразуру. Тут на памятник накинулись все. Спереди я, сзади Аксенок, слева - уже не до собачки было - Роберт. И все вместе вцепились в покрывало. Я попробовал распутать узел - безнадежно: узел намертво.
А скульптуры дума все-таки поставила на канале, у мостика Тимма. Я хотел, чтоб на Калькю, у де Ромы. Но англичане вежливо поморщились, нескладно мол, королеве на фоне Макдональдса фотографироваться.
На фоне Оперного театра несомненно лучше:
Забавно то, что памятник установлен на том месте, где я впервые встретилась со своим мужем - символично получилось! :-)
Кстати, реакция рижан на создание памятника была неоднозначной. Вот, например, пишет не абы кто, а уважаемый модератор одного из комьюнити (орфография сохранена):
а вы слышали уже? про то, что гомберг евгений, тот самый, что создал уникальный в своей неприкаянности артефакт - памятник петру и, слава богу, обретшего пристанище барклая де толли, собирается разродиться очередным монументом, на сей раз рижскому меру армистеду? в этой связи у меня предложение: давайте скинемся и закажем памятник самому гомбергу! согласитесь, это будет изящное закругление сюжетной линии!! деньги сдавать мне! клянусь, не растрачу! :)
http://community.livejournal.com/riga/184964.html Памятные места за пределами Риги - замок Яунмокас
Яунмокский замок, сочетая в себе формы неоготического стиля с элементами югендстиля, занимает особое место среди архитектурных шедевров Латвии. Он построен в 1901 году по проекту архитектора Вильгельма Бокслафа (1858-1912) как охотничий замок мера города Риги Джорджа Армитстеда (1847-1912). В Яунмокас Джордж Армитстед хозяйствовал до 1904 г., так как после смерти отца в свое владение перенял и усадьбу в Риндзеле.
http://www.jaunmokupils.lv/public/24487.html Этот замок вы уже немного знаете из моих недавних тем "Детский санаторий в замке Яунмокас"
http://renatar.livejournal.com/71731.html и "Старые фотографии лечебных учреждений в довоенной Латвии"
http://renatar.livejournal.com/71938.html В экспозиции музея замка Яунмоку имеется забавная картинка: Армистед с насосом в окружении городских фонтанов. А на плитках камина в замке есть изображения Риги в дни 700-летнего юбилея города.
О Яунмокском дворце на латышском:
http://www.castles.lv/a_pnm/view.php?id=756&prop_id=168 Еще о замке Яунмоку
Комплекс усадьбы создавался в начале 20 века, когда главе Риги Г. Армистеду строили охотничий дворец. Возможно, что до этого здесь находился центр небольшой усадьбы. Дворец построен в 1901 году по проекту В.Л.Н. Бокслафа в стиле кирпичной неоготики. Рядом построена конюшня, внутри которой есть чугунные колонны, у пруда - небольшой домик, невдалеке находится небольшой дом для прислуги, а дальше от центра - хлев.
Интерьеры дворца созданы в стиле неоготики с деревянными панелями и кассетированным потолком в зале. В парадном вестибюле находится печь с 130 изображениями Риги и Взморья. Эту печь городскому голове подарили его подчиненные. Около дворца разбит небольшой ландшафтный парк с большим прудом, за которым простирается аллея из лип. После аграрной реформы дворец переходит к государству, и после 1920 года на лето здесь располагается детская колония больничной кассы. Во дворце находится музей лесного хозяйства, а также экспозиции, посвященные охоте и лесному хозяйству.
Для посетителей открыто ежедневно с 9.00 до 18.00 летом, и с 10.00 до 17.00 зимой. Дворец Яунмоку построен в 1901 году как охотничий замок главы г. Риги Г. Армитстeда. С 1991 года здесь расположен музей Леса, в котором собрано множество инструментов для лесных работ. Есть возможность осмотреть помещения дворца, проводятся экскурсии.
http://www.pilis.lv/tulk_ru/view.php?id=756 Замок Яунмокас - много фотографий
http://blogs.mail.ru/bk/marmulja/7BA647CD7542CFFD.html