Про Восточный мол и Царские камни

Jun 21, 2017 13:08

Кроме всяческих вояжей надо и о Риге упомянуть, наконец. В воскресенье, 18 июня побывала у Царских камней и на молу в Мангальсале, о чем и будет здесь небольшой рассказ с некоторыми отступлениями на параллельные темы.





2. Если взглянуть на карту Риги, то в ее верхней части видны два мола и значок маяка, почему-то только один, хотя на обоих молах маяки есть. Но обозначен именно тот, где мы с antilla побывали. Кстати, на этой карте красной стрелкой показано направление паромов, следующих из Риги в Любек и Стокгольм:




3. По прихотливости судьбы я впервые близко увидела мол с маяком именно с борта парома, следующего в Стокгольм в августе прошлого года. И тогда со мной тоже была antilla. Здесь и дальше, кроме прочего, буду иллюстрировать рассказ фотографиями, сделанными на пароме.




4. Теперь же мы предприняли мини-экспедицию к т.н. Царским камням. Я давно собиралась туда доехать, но все время откладывала на потом. Оставив машину возле асфальтовой дороги, пошли вдоль берега, внимательно глядя под ноги. Попался такой камень с надписью "100". Интересно, что это означало в свое время? Нумеровались ли камни, свозимые сюда в свое время для строительства дамбы?




5. И вот мы на месте. На табличке возле камней можно прочесть следующее: Мангальсальская дамба или Восточный мол, был построен с период с 1850 по 1862 г. для устройства нового глубоководного судового фарватера, используя течение Даугавы (Западной Двины). Общая длина дамбы 2240 м. Выступающий в море мол состоит из свайных конструкций, которые засыпали и облицовывали камнем. Основная часть дамбы строилась из тяжелых фашин, она также служит для укрепления правого берега Даугавы. Дамба построена по указу императора Николая I, за ходом работ следили высшие должностные лица Российской империи. Для обеспечения стройки материалами был издан указ о взимании пошлины для въезда в Ригу гранитными валунами. В честь визитов для осмотра дамбы императором Александром II в 1856 г. и его сыном великим князем Николаем Александровичем в 1860 г. были высечены памятные надписи на этих валунах, которые с тех пор называют "Царскими камнями". В 1991 г. неизвестными вандалами была предпринята попытка взорвать их. Впоследствии фрагменты были собраны и замурованы в бетонное основание.




6. Надо сказать, что для сохранения исторической памяти в этом месте очень много сделал Сергей Леонидович Мехнев, в ЖЖ известный как grumblerr, и я горжусь быть знакомой с ним. Именно он периодически подновляет краской надписи на камнях. Он обратил внимание, что за прошедшие годы бетонное основание камней подмыло и вся конструкция грозила рухнуть и написал письмо в Рижскую думу с просьбой провести укрепление фундамента, что и было сделано в 2013 году. В официальном письме от рижского агенства памятников, сообщалось, кроме прочего, что общая сумма ремонта составила 1531 лат 86 сантимов, профинансированных из бюджета названного агентства. Подробнее обо всем этом можно посмотреть в ЖЖ Сергея Леонидовича: здесь и здесь.




7. Кроме того, впоследствии возле камней была установлена информационная табличка, текст которой на русском языке я процитировала выше. О коллективе ее создателей можно прочесть тут.




8. Царские камни находятся на правом берегу реки Даугава, примерно в 350 метрах от начала мола. Не на молу, а не доходя до него!




9. А мы теперь идем к молу, намереваясь пройти его от начала до конца. По дороге попадаются всякие живописности:




10. Здесь на фото видны оба маяка - и левого и правого берегов:




11. Небольшое отступление на тему маяка левого берега:




12. Раньше на его месте стоял совсем другой маяк, ныне установленный у здания правления Рижского свободного порта в парке Кронвалда. Ветеран ушел на заслуженный покой:




13. Но вернемся на мол Мангальсалы, называемый еще Восточным молом. Честно говоря, во время прогулки как-то не чувствовалось, что он такой длинный:




14. Жаль, я не догадалась на пароме снять полную панораму мола, поэтому здесь лишь начало и конец и символический разрез посередине :-)




15. По дороге к маяку морские волны периодически захлестывали дорогу и здесь со всей отчетливостью было видно, что восьмой и девятый валы самые мощные и надо было либо пережидать их, либо успеть пробежать опасные участки до их появления.




16. Когда-то мол был таким, сложенным из камней. Сейчас по нему прогуливаться гораздо удобнее.




17. На конце мола видны вот такие граффити и парочка на заднем плане вполне прониклась их содержанием:




18. Но вот и конец пути:




19. Так маяк и конец мола видны сверху:




20. Но что за странный дым на том берегу?




21. Вот я собрала панораму из нескольких кадров - темный шлейф дыма распространился через весь город:




22. И фото поближе, сделанное на том берегу жж-юзером ostseer:




23. Вот что пишут СМИ:
Пожар на нелегальной свалке в Слоке начался во второй половине дня в воскресенье. Локализовать его удалось спустя более чем 12 часов. Площадь пожара составила 1,2 гектара.
Пластмассовый мусор, который сгорел на свалке в Юрмале, мог быть ввезен из Скандинавии, потому что на несгоревших кусках пластмассы видны названия и описания на шведском и других скандинавских языках. ГСОС запросила у Шведского агентства окружающей среды информацию о том, был ли согласован вывоз отходов в Латвию, неизвестно, что стало бы с этими отходами, если бы не возник пожар. По ее словам, сделать какие-либо выводы невозможно из-за того, что предприниматель и перевозчики дают противоречивую информацию. На вопрос о том, почему ГСОС своевременно не обнаружила незаконное хранилище отходов, она ответила, что объект с трех сторон замаскирован материалом зеленого цвета, поэтому, проезжая по шоссе, их невозможно было увидеть. При перевозке пластмассы грузы тоже покрывались таким материалом. По данным спутниковых наблюдений, отходы на свалку свозились с сентября прошлого года.
ни во время пожара, ни сейчас в Риге и Юрмале станции наблюдения за качеством воздуха не зарегистрировали загрязнения.
Отсюда.




24. Возвращаемся обратно. Местность достаточно благоустроенная - мусорники, скамейки...




25. И деревья склонились над дорогой, посылая прохладу... Так закончилась наша прогулка в тот день.




Карты, История_Латвии, Рига, Памятники, Инженерные сооружения, Таблички, Латвия сегодня, Панорамы

Previous post Next post
Up