Этнографический музей, и следы Шерлока Холмса здесь

May 22, 2007 04:51

Продолжаю рассказ о прогулке по Этнографическому музею в Риге. Из всей серии фотографий мне больше всего нравится эта, как будто не фотография, а картина художника:




Для того чтобы попасть в самый крупный в Европе этнографический музей под открытым небом, даже из Риги выезжать не надо. Сразу за Юглой, едва переехав мост, вы увидите большой белый указатель направо. Еще метров тридцать - и вы на месте. Схема из книги 1958 года издания - масштаб центральной части города тут, конечно, не выдержан, но маршрут представлен весьма наглядно. Правда, из этого списка транспорта добираться сюда можно теперь лишь 1-м автобусом и 6-м трамваем, от которого идти надо километр.



Латвийский этнографический музей, расположенный по адресу Бривибас гатве (Brīvības gatve), 440, был основан в 1924 году, когда управление памятников Министерства просвещения приняло специальное постановление о создании музея. В 1927 на берегу озера Юглас в границах бывшего имения Баложи Адажской волости был отведен для музея участок земли площадью 70 га. В 1928 на этой территории было поставлено первое старинное строение - рига усадьбы Ризги.

План музея (П. Кундзиньш, 1932 г.):



Музей открыт для посетителей летом 1932 г., к этому времени в нем были оборудованы 6 старинных построек (5 из Видземе и 1 из Латгале).



К началу Второй мировой войны в музее было создано 4 сектора, соответственно культурно-историческим областям Латвии (Видземе, Латгале, Курземе и Земгале). Селию и Земгале чаще объединяют в одну область.

План музея (Я. Яунземс, 1941 г.):



В этих секторах размещались латышские крестьянские усадьбы, многие общественные постройки (валмиерская жилая рига-школа, церкви из Борне и Усмы, молельный дом братского прихода из Межули, корчма Приеде и др.). Музей создавался на средства государства, общественных организаций и пожертвований частных лиц.

План музея 1958 г.:



В 1964 г. был принят генеральный план развития музея. В музее создан типичный для Латгалии комплекс застройки 19 в. - деревня с хозяйственными постройками различных социальных и этнических групп, а также культовые здания. Видземская экспозиция пополнена главным образом постройками крестьян-ремесленников. Оборудован двор курземского крестьянина-рыбака, начато создание курземского рыбацкого поселка. В выборе строений и других экспонатов музея кроме социально-экономических, этнических и исторических факторов большую роль играет их эстетическая ценность.

Вот, например, просто и в то же время привлекательно:



План музея 1989 г.:



Более подробный план 1986 года (при нажатии на картинку откроется большая 1220x1417 рх, 358 kb):




В 1987 г. музей занимал площадь в 97 га, здесь было размещено 98 старинных построек, в которых экспонировалось более 3 тысяч предметов быта и орудий труда. В музее собраны жилые дома, хозпостройки, мастерские ремесленников, мельницы, кузницы, печи гончаров и смолокуров. Опыт старейшего в этом регионе музея использовался для создания этнографических музеев в Эстонии, Литве, Грузии, Украине.
Здесь проводятся выставки, концерты этнографических ансамблей и органной музыки (в Усмской церкви). Каждый год в конце первой недели июня в музее проходила республиканская ярмарка изделий мастеров прикладного искусства. На одной такой ярмарке я впервые побывала еще в конце 1970-х гг.

План 2002 года (850x838 рх, 303 kb):




Ныне музей занимает около 100 га и насчитывает около 117 построек. Мы были там в этом веке дважды: в 2002 году и в этом, и рассказ проиллюстрирован фотографиями того года и этого.

Теперь осталось рассказать о том, зачем мы туда отправились на сей раз. К нам поступила информация от pinguin_piter, ведущего сайт Интернет-памятник фильму "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" о том, что одна из серий фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне снималась именно здесь. Вооружившись кадрами из фильма, мы отправились в путь. С самого начала чисто интуитивно одно место на карте привлекало внимание, и именно туда мы теперь направляемся. Указатель убеждает в правильности выбранного направления:



Да, кстати, ведь сегодня, когда написан этот пост, исполнилось 148 лет со дня рождения Артура Конан Дойля!



Направляемся мы в сторону этих построек. Это т.н. двор курземского рыбака:



Курземе - одна из исторических областей Латвии, самая западная из них. И именно здесь мы ищем вот эти дома (кадр из фильма «ХХ век начинается», снятый в 1986 г.):



Похож ли этот дом на тот, что в фильме?



Вот это место на фото из книги 1986 года имеет явное сходство с кинематографическим. Но что это за сарай слева?



Этот сарай крупнее виден на этом фото справа (фото из карты музея издания 1987 года):



В чем же дело? Давайте посмотрим планы этого места. Итак, интересующий нас "сельский дом Холмса" на плане 1986 года значится под номером 21. А тот странный сарай под номером 22. На плане 1989 года они соответственно под номерами 23 и 24.



Но на планах 2002 и 2007 годов этого сарая нет. Зато у дома под номером 21 (план 2002 года) мы видим какой-то сарай уже... справа. Под номером 22.

Все дело в том, что этот пропавший сарай, то есть клеть из Папе Руцавской волости, хутора «Витолниеки» (1889), была установлена в 1986 году, в год выхода фильма на экраны. Во время съемок ее еще не было! Но где же она теперь?

Первый поиск в Рунете дал только эти 2 ссылки, намекающие на то, что здесь произошло:

Diena возвращается к теме пожара в Этнографическом музее - ущерб составил более 200 тысяч латов. Правда, выясняется, что руководство музея пожадничало - было жаль 20 тысяч на установку сигнализации. К тому же пожалели денег и на страховку... Говорят, что скупой платит дважды, а в данном случае - в десятикратном размере.
http://www.chas-daily.com/win/2000/06/03/l_43.html

В кузнице музея, где осваивали профессию многие мастера по металлу, в том числе из Эстонии, Финляндии, Норвегии и Англии, создаются кованые изделия по этнографическим образцам, сейчас идет работа по реставрации сгоревшего Курземского двора.
http://www.latmet.lv/main.php?b1=1&cur1=17

И лишь в архивах портала Delfi нашлись подробности:

...в минувшую пятницу вечером в Этнографическом музее вспыхнул пожар, в результате которого полностью сгорели 3 старинные постройки, которые находились в музее с 1930 года. Пожар бушевал на площади примерно в 500 квадратных метров, на Курземском подворье полностью сгорели постройка скотного двора и жилое строение. Спасти удалось только амбар XVIII века.
30 мая 2000 http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=180127

Примечание: журналисты спутали два курземских двора, тот, который с 1932-36 гг. и наш.

Теоретически можно допустить, что пожар возник из-за невнимательного обращения с огнем или из-за короткого замыкания электропроводки. ...пожарные и полицейские нашли некоторые вещественные доказательства и отправили их на экспертизу. Например, на протянутом вдоль стены здания проводе уличного освещения видны следы короткого замыкания - экспертиза должна установить, когда оно произошло - до или после пожара.
Пожар удалось ликвидировать в 22.05.

Пожарные дежурили на месте происшествия всю ночь, так как не было уверенности, что пожар не возобновится. Пожар вспыхнул после 17.00, когда музей уже был закрыт. Вероятно, возгорание произошло на крыше хлева.

Поскольку музейные здания построены из дерева, огонь быстро распространялся по территории. На месте происшествия работали около 20 пожарных машин. Сотрудники музея, в том числе и директор музея Юрис Инданс полностью уверены в том, что причина пожара - злонамеренный поджoг. Директор напомнил, что около полугода назад произошел подобный пожар на Латгальском дворе.

Инданс выразил уверенность, что пожар - следствие намеренных действий или хулиганства. Других причин Инданс не может себе представить, поскольку здания были закрыты, в них не проведено электричество и не зажигается огонь. Инданс также уверен, что материальную ценность сгоревших зданий определить нельзя, так как у каждого может быть собственная оценка. "Для нас, латышей, это очень большая ценность", - сказал Инданс.

Он отметил, что одно из сгоревших зданий - жилой дом - можно было бы восстановить. В произошедшем директор винит себя, поскольку не смог обеспечить пожарную безопасность музея. Он объяснил, что рассчитывал на то, что к каждому зданию не нужно приставлять охранника. Он также сказал, что только по счастливому совпадению огонь не перекинулся на находящуюся около леса клеть, построенную несколько раньше, чем сгоревшие постройки.

Сотрудница музея Гунта Абеле сказала, что позвонила в полицию около 18.00. Еще в 17.40, когда ее муж закончил работу в местной церкви, огня не было. Уже сообщалось, что в мае прошлого года в Этнографическом музее сгорели постройки XVIII века на Земгальском дворе. За последние 20 лет в музее произошли пять пожаров, четыре из которых нанесли серьезный ущерб.
http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=176804

Позднее были подсчитаны причиненные пожаром убытки - почти 220 тысяч латов. Работники музея уверены, что причиной пожара был умышленный поджог.
http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=252459

Кстати, если вы обратили внимание - на кадрах из фильма виден красный пожарный гидрант. Во время строительства сгоревшей клети его перенесли в другое место, возможно, это было роковым решением? Вот он, только другой конструкции, виден на этом фото ("дом Холмса" здесь дальний от нас):



Так что на сегодняшний день мы видим не тот жилой дом, что в фильме, а его восстановленный вариант. Расскажем о нем подробнее: это жилой дом из Руцавской волости, местечка Папе, с хутора «Лурти» ("Lurķi"), построенный в 1880-е гг. В Этнографическом музее был установлен в 1983 г. Источники информации: сайт музея http://www.muzejs.lv/index.php?akt=ob&menu=sub/21-23&img=021&pan=020002025 и книги о музее.



Селение Папе находится на взморье в Нижней Курземе вдали от больших дорог. Большая часть селения представляет собой полосу шириной 2 км между морем и озером Папес. Наиболее зажиточные рыбацкие дворы создавались по системе двух дворов, размещая жилой дом в центре между обоими дворами. Прочие постройки - клеть, хлев, амбар, баню размещали так, чтобы образовать двор, защищенный от морских ветров. Рыбацкие дворы юго-западной Курземе от морских ветров защищала также полоса дюн.



Курземский жилой дом нередко выходил окнами на несколько дворов. Через один, окруженный забором, скот выгоняли на пастбище и загоняли обратно в денник. На парной фуре возили сено и солому, которые хранили в сараях и на чердаках хлевов. На этом же дворе находились колодец и корыто для водопоя скота. Другой - чистый двор, по которому мимо огороженного палисадника можно было пройти в клеть и сад, обнесенный плетнем. Если строился только один двор, то он обязательно был достаточно просторный, соразмерный с крупными постройками. Почти всегда большие лиственные деревья одновременно и разделяли и объединяли постройки усадьбы. Будки для сетей находились на дюнах или у самой кромки воды.

В Курземе и Латгалии самым выразительным было крыльцо, результат разных конструктивных решений - здесь и выпуски-консоли, и опорные столбы, образующие аркады, иногда с резными балясинами.



У жилого дома «Лурти» стандартная для региона трехчастная планировка: большая комната или людская в южном конце, против моря место холодного амбара. Т.н. «холодный конец» в курземских домах известен по крайней мере с 18 в. Эта комната могла служить мукомольней или чуланом, а также летней комнатой. Со временем в ней появилось отопление, и тогда она стала хозяйской каморой.

В центре дома расположен т.н. «намс» - характерное для западной Латвии помещение с мантельскурстенисом - трубой условно говоря каминного типа. В литературе употребляется термин «отапливаемые сени». Дым выходил через слуховые оконца, их украшениям придавали магическое значение.



В наши дни была пристроена кухня, перестроен также холодный конец и «намс» - частично он использован для кухни с плитой, а в другой части расположилась застекленная под тамбур веранда. В холодном конце возведена печь с трубой. В сенях, переоборудованных под кухню, ставили большой стол для работников.

Так этот дом выглядел на своем старом месте:



На этом снимке 1980 г. слева видна настоящая хозяйка дома, вдова курземского рыбака Анна Крэйжис (Anna Kreižis). А не какой-то там Холмс! Дожила ли она до выхода фильма на экран и знала ли о том, для каких целей послужил ее дом? Старые латышские тетушки сами обычно мало интереса проявляют к тому, что находится вне их привычного окружения, но сказали ли ей об этом, если она дожила до этого времени? Но, судя по всему, Анна умерла в 1982 или 1983 году, иначе бы ее дом вряд ли перевезли в музей...



А так, возможно, выглядел хозяин дома во времена Холмса (фото курземского рыбака начала 20 века):



Дом "Холмса" с обратной стороны:



Ну а каковы же условия жизни в доме? Вот его интерьеры:





Думаю, вряд ли Холмс променял бы скрипку на прялку:



Кухня:



Хозяйственный закуток за дверями:



В этих сундуках т.н. "холодной" части дома вряд ли лежали сокровища Агры...



Еще пара фотографий дома "Лурти":





И пару слов о новой клети рядом с "домом Холмса":



Построенная в 1889 г. на хуторе «Лаукгали» клеть была перевезена в музей из Ницской волости и стоит здесь с 1998 г. Фото в музее и на прежнем месте:




Вместе с этой клетью место этого кадра из фильма ныне смотрится так:



Старый забор, как вы понимаете, тоже сгорел.

Еще панорамный кадр из фильма, где Ватсон едет к Холмсу:



Я попробовала собрать из нескольких фотографий эту панораму в наши дни (если кликнуть на картинку, откроется большая - 2268x697 px, 238 kb)




На панораме из фильма видны слева направо:
- жилой дом из Лубэзере, хутор «Маури» (построен в 1840-е гг., в музее с 1983 г.)
- хлев из Лубэзере, хутор «Жулниеки» (ок. 1880 г., с 1985 г.)
- клеть из Лубэзере, хутор «Маури» (сер. 19 в., с 1984 г.)

Если вы обратили внимание, именно эти постройки дают нам точный год съемки данного эпизода. Фильм вышел на экраны в 1986 г., и эпизод мог сниматься почти сразу после появления хлева из «Жулниеки», видимого на этом фото на дальнем плане, то есть в 1985 году. Да и по цвету этот хлев еще не почернел от времени, выделяясь свежим золотистым оттенком очищенных по специальной технологии досок.

Еще кадр из фильма:



Это же место в наши дни - как видите, теперь на машине здесь не проехать:



Дом «Маури» с другой стороны, на переднем плане те самые клеть и хлев:



Этот же дом - обратите внимание, что вход в него идентичен входу в холмсовский дом:



Да, и к вопросу об ульях. Вот кадры из фильма, по слухам снятые на берегу Финского залива:





Ныне возле т.н. усадьбы "Шерлока Холмса" тоже стоят ульи, но не такие:





Когда мы полюбопытствовали у смотрительницы домика, выяснилось, что раньше здесь были другие ульи, но их перенесли в Видземскую экспозицию. Делать было нечего, отправились туда:



Однако и они имели мало сходства с теми, что в фильме:



Наиболее похожим был этот, но также "Федот, да не тот".



Однако, оценивая степень их трухлявости под слоем краски, Холмс... то есть мой супруг заметил, что 20 лет они вряд ли стояли и простоят. Так у нас имеется несколько вариантов:

1. Ульи съемочная группа привезла с собой как реквизит.
2. Они не выдержали испытания временем и попросту сгнили.
3. Сгорели во время пожара.

О других постройках возле дома Холмса, то есть "Лурти".
Эта клеть из Руцавы была установлена только в 1992 г., в фильме ее еще не было:



Этот дом с зайцами, косящими трын-траву стоит поодаль с 1953 г.:



Коптильня для рыбы установлена в 1990 г. примерно на том месте, где могла базироваться съемочная группа фильма о Шерлоке Холмсе:



Завершим же рассказ о Холмсе в Риге и перейдем к другим сооружениям музея.

Другой курземский двор, уже не рыбака, а просто крестьянина:



Домик для рыбацких сетей:



Водокачка 1-й половины 19 века из Кулдиги, стоит здесь с 1936 г.:



Прочие постройки из Курземе в экспозиции музея:









Это здание, украшение всей экспозиции - таможенный склад из Лиепаи, стоит здесь с 1940 г.:







Лютеранская церковь, привезенная из курземского местечка Усма, построена в 1704 г.



На заднем плане клети из Мерсрагса виден обрубок сосны Заускас. Когда-то в нее попала молния, и от сосны остался только придорожный столб, но настолько толстенный, что сосны, стоящие неподалеку, не идут ни в какое сравнение с ним.



Такая конструкция бывает у крыш:



Экспозиции отражают социальное расслоение жителей села: сравнить хотя бы дворы зажиточного курземского крестьянина или земгальского пасечника и простенькие домики их небогатых односельчан. Прогуляйтесь по проселочным улочкам, посмотрите на плетеные и резные заборы - складывается ощущение, что попал в настоящую деревню конца XIX - начала XX века.

Вот один из таких заборов:



Видземские постройки:







Тетушка торгует своими изделиями у здания бани:



Жилая часть бани:



И собственно банное помещение:



Латгальский сектор экспозиции.
Вид на православную церковь из местечка Роговка:












Латгалия вообще представлена в музее очень богато. Особенно впечатляет полностью закрытый от посторонних глаз двор русских крестьян-старообрядцев, переселенцев из северных регионов Мурманска и Архангельска. Двор, состоящий из жилого дома и хозяйственных построек, сооружен по образцу северной архитектуры.





Детали оформления окон:





Часовня:



Мельница голландского типа из латгальского имения Пакалны:



На мельницу можно подняться:




А вот и механизм, позволяющий верхушке мельницы вращаться:



Что можно увидеть внутри:






Еще одна мельница, более скромных размеров:



На перекрестках дорожек стоят кресты-распятия, больше характерные для латгальского региона. И в самом деле, такие кресты на перекрестках можно увидеть в Латгалии даже в наши дни.



Крест-распятие, он же круцификс, в народе считается местом, исполняющим желания, если их загадать возле него:



Проголодались - не проходите мимо придорожной корчмы. Подумать только, в 1780 году именно это длинное, похожее на сарай строение было местом общественного питания и культурного досуга наших предков! Возле корчмы привязывали коней и ставили телеги, а внутри грелись уставшие от долгой дороги проголодавшиеся путешественники. Сейчас, как, впрочем, и в те стародавние времена, ассортимент блюд в корчме небогатый. Еда простая, крестьянская: тушеная капуста, охотничьи сосиски, картофель. Текст о корчме отсюда: http://www.klio.lv/modules.php?name=topics2&tid=536

В 2002 году здесь не было точки общепита, здание служило выставочным залом, в котором экспонировались различные перевозочные средства разных времен и регионов. В помещении было темновато и не все кадры вышли удачными, порой трудно было разглядеть, что именно снимается и умещается ли в кадре:















На этом наша экскурсия заканчивается, и вослед глядит скульптура предка латышей:



Просто ссылка в тему: Этнографический музей зимой 2004 года (фотогалерея) http://lambcutlet.org/gallery/Riga_Open_Air_Museum?page=1

Просьба фотографии из этого текста не использовать без согласия автора.

Этнографическое, Кино, Холмс, Рига, Архитектура

Previous post Next post
Up