Салдус - город, в котором я бывала далеко не один раз, начиная с 1999 года, город, причудливым образом вплетенный в мою судьбу. Но когда-нибудь все заканчивается. И мне кажется, что эта поездка в пятницу 8 июля 2016 года была прощанием со всем прошлым, да и с самим городом. Я больше не хочу сюда возвращаться, хотя и не зарекаюсь. За 17 прошедших лет город удивительно похорошел и желаю ему дальнейшего процветания. Под катом вы увидите мою четырехчасовую прогулку по городу и тот пласт его истории, который был при этом поднят. Не случайно на заглавном фото один из залов местного музея. Название "Салдус" впервые упоминается в 1253 г. в договоре, по которому весь округ (Terra inter Scrunden et Semigalliam - "Земля между Скрундой и Земгале") был передан под управление Ливонского ордена.
2. Примерное местоположение Салдуса в Латвии, 120 километров от Риги, два часа на рейсовом автобусе:
3. Карта пешего маршрута по городу. Оранжевый кружок - автовокзал, с которого началась прогулка и на котором она завершилась. Сначала я пошла на север, к местной больнице, обошла ее кругом, а потом на юг и юго-восток, до католической церкви. Если бы не дождь, прогулялась бы и дальше, к городищу и парку Калнсету, где эстрада. Но хорошего понемногу:
4. Нашелся в интернете такой фрагмент карты, как раз с частью моего маршрута. Больница осталась за верхним краем, а сектор между лютеранской, православной и католической церквями хорошо виден:
5. Слева на коллаже местный автовокзал. Справа - непривычно яркие для Латвии цвета, акцентирующие вход в торговый павильон:
6. Эти павильоны на фото слева. Справа - здание туалета, одно из лучших в Курземе, появилось здесь еще когда по всей Латвии почти не было чистых и платных туалетов. За павильонами обнаружилась кебабная. Восток пришел и сюда, в тихую провинцию:
7. За кебабной видна речка Циецере, приток Венты, вьющаяся через город на протяжении 6 км, и новые мосты, которые построили через нее в последние годы. Вдали - постройки городской гимназии. Если перед ней свернуть вправо, встретится еще один мостик современного дизайна. Всего через реку в городе построено 14 мостов.
8. Вдоль Циецере оборудован променад с велодорожками, отметками для слепых, скамейками, переходящий дальше в природную тропу длиной 370 м. Богатое разнообразие материалов, примененных для мощения, говорит о том, что к делу подходили с любовью, а не для галочки:
9. Близ дороги, ведущей из города, напротив зеленого мостика с коллажа №7, раскинулся цирковой шатер - то приехали на гастроли братья-литовцы:
10. Мы идем в сторону больницы отнюдь не самой краткой дорогой. По пути фотографирую старую застройку:
11. А вот уже виден главный больничный корпус с обновленным фасадом. Когда-то это было серо-красное ничем не примечательное здание. Интересует оно меня постольку, поскольку было построено на фундаментах средневекового замка:
12. Вот этот замок Фрауэнбург, названный так в честь главной фрау рыцарей Ливонского ордена - Девы Марии. Замок был построен до 1411 г. и принадлежал Кулдигскому комтурству Ордена. О том, как замок выглядел, известно лишь по рисунку 1661 года работы заезжего гостя, художника венского двора Иоганна-Рудольфа Сторно (в другом написании Штурн). До наших дней замок не сохранился, будучи разрушенным во время Северной войны, и лишь изображение в местном музее показывает его облик:
13. Вот здесь на открытке, купленной еще в 2000 году, видно, как выглядела больница (в центре кадра) в те времена. Больничный пруд когда-то был замковым рвом. Обхожу территорию кругом, фотографируя все до мельчайших изменений рельефа:
14. Эта башня - всего лишь трансформаторная подстанция, а жаль, что не средневековое укрепление. Засушливым летом 2000-го года мой тогдашний друг из Салдуса лазил по обнажившемуся склону пруда, чтобы достать камень из остатков замка, дабы сделать мне приятное, хотя я его об этом не просила. Учитывая, что Салдус это еще и родной город моего покойного мужа, которого я встретила через 1,5 года после того, то вспоминать об одной прошедшей любви и другой - было нелегко. Гештальт я закрыла, пройдя по этим местам и сфотографировав их.
15. За эти годы территорию больницы благоустроили, наделали дорожек, скамеек, клумб с разными цветами. Даже на задворках у обшарпанного здания вставлены новые окна и двери и замысловато выложена плитка:
16. У пруда со всех сторон устроены такие мостки с водосбросами. Сделано это не только ради красоты, к этому вынудило большое наводнение, когда несколько лет назад Циецере и пруд вышли из берегов, затопив всю прилегающую территорию.
17. Об этом напоминает такая карикатура, найденная в интернете, где по улице Салдуса плывут два бобра, один из которых интересуется: "Как тебе нравится эта вода?", а второй отвечает: "Не знаю, мне кажется, что сладкая". Здесь обыгрывается название города Салдус - salds - "сладкий" по-латышски. Сладко ел и сладко пил - Saldu ēdu, saldu dzēru.
18. Но пора уходить от больницы, и я срезаю путь мимо гимназии. На стене выложены плитки с детскими рисунками под названием "Моя газета для мальчиков и девочек":
19. Школьный сад. Великое разнообразие цветов - жаль, что фото не передает всего их великолепия. Но и дальше в городе немало интересных цветочных клумб:
20. Иду в сторону городского центра. Вид на краешек базара. Обычно я фото с людьми не показываю, это нарушение privacy, но некоторым кажется, что без людей город кажется вымершим. Хотя профессионалы специально фотографируют виды по возможности без людей. А Салдус среди курземских городов один из наиболее оживленных, мне часто приходилось ждать, пока люди выйдут или выедут из кадра.
21. Прохожу мимо лютеранской церкви св. Иоанна, старейшего городского строения и первой каменной церкви в Салдусе. Построена в 1615 г., в протоколе визитации церкви в 1640 г. упомянуто, что Карл фон Бюрен, будучи помещиком в Салдусе, основал теперешнюю церковь. В конце 19 в. была перестроена по проекту известного архитектора и историка искусств В. Неймана. [Под спойлером личное, кому не нравится, не открывайте]В свой самый первый приезд в Салдус я имела разговор со своим тогдашним другом, после которого бросила его за проявленное неуважение, и потом сидела и плакала в этой церкви, еще не зная, что меньше чем через год он вернется. Чтобы еще через полгода расстаться насовсем.
22. В музее можно увидеть проект органа для церкви. Орган был создан лиепайским мастером К.А. Херманисом.
23. Сейчас обхожу церковь кругом. Впереди - площадь, на которой я весной показывала пасхальных зайцев. http://renatar.livejournal.com/642839.html. Площадь имени Оскара Калпака в старину была рыночной площадью, на которой проходили ярмарки, пользующиеся славой по всей Курземе. Если ты хочешь видеть богатый рынок - тогда езжай в Салдус! - так могли говорить торговцы в далеком 17 веке.
24. Мне кое-что хочется увидеть в городе, но я не захватила с собой карту и теперь иду наугад. Как ни странно, попадаю в нужное место. По дороге фотографирую старую застройку:
25. Также разные вывески. "Менесс аптека" - сетевая, ее филиалы по всей Латвии, но ее вывеска со ступкой здесь вполне уместна. У магазина для рукоделья витрины оформлены мотивами т.н. лиелвардского пояса. Хотя лучше бы использовали мотивы вышивки, характерной для Курземе:
26. А здесь тоже обыгрывается название города. Слева "Для сладеньких (сладчайших) снов" (вообще ласкательно "сночков", но по-русски так не сказать), справа редакция газеты "Салдусская земля":
27. Еще разные мелочи с отступлениями от архитектурных канонов (неспециалист их даже не заметит). Здание справа - почта, как объект исторического центра города включено в список памятников градостроения государственного значения. Еще в 1634 г. шведы основали первую почтовую линию в Курземе, которая соединяла Ригу с Клайпедой. С того времени и действует Салдусская почтовая станция. В 1926 г. было построено новое здание для почты по проекту рижского архитектора Д. Зариньша:
28. Прохожу мимо т.н. сквера музыки, где с 2005 г. оборудована детская площадка "Утенок", причем верхний ярус там для малышей до трехлетнего возраста, а нижний для детей постарше:
29. По дороге заглядываю в дворики - везде все приводится в порядок. Отрадное зрелище для глаз:
30. Брандмауэры зданий разрисованы не рекламой, а интересными художественными сюжетами:
31. Но вот я и нашла то, что хотела увидеть - фонтан в виде медовых капель, город как будто сам открылся мне навстречу и показал его. Хорошие фото фонтана можно посмотреть на Валериных фото здесь: http://renatar.livejournal.com/643547.html. Фонтан образуют двое горизонтальных сот, соединенных насыщенной каплей меда. Верхние соты символизируют небо, нижние - землю. Мы, люди, где-то посередине. Небесные соты изготовлены из металла, земляные - из гранита. Большая по величине медовая капля как бы воссоединяет небо и землю, заодно указывая на место человека в этом мире. Вода свободно стекает через края сот неба, часть воды образует капли и струйки, воссоздавая "медовый дождь", где можно и поиграть, и охладиться.
Автором фонтана является мой любимый скульптор Карлис Иле, родившийся в Салдусе. Сквер, где фонтан находится, носит имя поэта и публициста Мариса Чаклайса. Также родившийся в Салдусе Чаклайс, кстати, сравнивал свой родной город с умывальным тазом, на дне которого лежит базарная площадь и все остальное.
32. У старого здания возле площади сделана новая крыша:
33. То, что не отреставрировано, затянуто в сетку. Смотрится это намного лучше, чем в Риге, где используют зеленую сетку и скобы. Почти художественная инсталляция :-))
34. Старые люки в городе еще кое-где сохранились. Но вот этот цветочек из медовых капелек новый - для оптического кабеля:
35. Интересная форма для клумб - не модерновые изыски, а старая добрая классика:
36. Напротив - заброшенное здание. Но почему-то оно не производит отталкивающего впечатления:
37. Эту композицию я сначала увидела сбоку в виде цветного столбика. Удивилась - что это за Хундертвассер в центре Салдуса? Потом посмотрела спереди - нет, пожалуй, это больше на Климта похоже. Прямо Австрией вдруг повеяло... :-) Вывеска переводится как "Игра стеклянных жемчужин":
38. Слева ветеринарная клиника (специально показываю для одной френдессы), а справа образец жилого дома, построенного где-то на рубеже веков:
39. Выхожу к перекрестку - сразу понятно, в какую сторону идти. Табличка справа извещает о том, что батальон полковника Калпака освободил город 10 марта 1919 года:
40. Возле здания с табличкой замечаю такое граффити. И вот тут будет видна разница в архетипах русских и латышей. Для русского человека сочетание такого силуэта усов и прически - однозначно Сталин. Для жителя Салдуса - это художник Ян Розенталь. Самый знаменитый латышский художник родился в Салдусской волости, в Салдусе Я. Розенталь уже как известный художник приобрел земельный участок по ул. Стрикю 22, и построил себе мастерскую. Музей здесь образовался лишь после 2-ой мировой войны, когда в 1947 г. было принято постановление о создании музея:
41. На территории, кроме памятника художнику, немало интересных мелочей. От оформления информационного стенда до птичек, висящих над колодцем:
42. Еще разные инсталляции, с табличками, информирующими о том, что спонсором выступал банк:
43. Здесь можно осмотреть три разные экспозиции в трех зданиях. Историческую в здании, где касса, и две художественные в других. Но о них чуть ниже. Историческая экспозиция сообщает, что окрестности Салдуса были населены еще в первобытные времена. По мнению археологов, люди жили здесь уже во II тысячелетии до н.э. Населенной была территория между городищем с одной стороны и нынешней церковью св. Иоанна с другой. В этом месте найдено 2 ладьевидных топора, несколько каменных топоров для работы, бронзовый кинжал и бронзовое копье.
44. Рассказано о поселении древних куршей на городище возле Салдусского озера в начале 13 в. Предание гласит, что немецкие крестоносцы не могли захватить куршский замок. Когда мужчины погибли в бою, их место заняли женщины и сражались героически.
45. А это игрушечное городище для самых маленьких посетителей музея, так через игру детишки приобщаются к истории:
46. Рыцарь Ливонского ордена. Вот здесь прослеживается сходство русско-латышских архетипов. И там и там существует образ пса-рыцаря с крючковатым носом и загребущими руками. :-))
47. Археологические находки на месте замка Фрауэнбург, построенного для ливонских крестоносцев. Надо заметить, что Фрауэнбург был не только ливонским топонимом, есть еще один Фрауэнбург в Пруссии. Ныне то место принадлежит Польше и называется Фромборк. Из-за совпадения этих двух названий в латышской историографии происходят неточности, особенно при цитировании Вартбергской хроники.
48. Вторая половина стенда с находками из котлована, вырытого при строительстве больницы, в основном это печные изразцы:
49. И немного геральдики с оттиска печати:
50. Затем экспозиция рассказывает о городе в последующие эпохи, когда началось развитие капитализма. Особенно впечатляет сундук с бумажными деньгами:
51. Дальше два зала, посвященных разным ремеслам, от 19 века до 21-го.
52. Много разных орудий труда, из которых покажу эту старую швейную машинку:
53. Следующей была осмотрена выставка работ преподавателей художественной школы. Я ее еще покажу отдельно. Очень высокий уровень работ там, на удивление:
54. И вот настал черед дома Розенталя. За время, прошедшее с 2002 года, когда мы с Валерой были тут, многое изменилось. В частности, появились залы с интерактивной экспозицией. Здесь на карте Латвии показаны места, связанные с творчеством художника:
55. А здесь на карте города (видна извилистая лента реки) наложены картины Розенталя, соответствующие тем местам, где они были написаны:
56. На втором этаже можно увидеть картины художника. Приятно удивили свечи с факсимильным изображением рисунка и автографа Розенталя:
57. Выходя из музея, обратила внимание на макеты в окне соседнего здания. Заодно покажу еще одну витрину с забавными обезьянками:
58. Дальше за музеем расположена православная церковь Богоявления. Построена в 1897 г., освящена в 1898. Приход Богоявленской церкви насчитывал более 400 постоянных прихожан, большую часть которых составляли православные латыши. При храме действовала церковно-приходская школа, в которой училось 50 детей разных вероисповеданий. В 1999 г. была изготовлена церковная ограда длиной 200 м, трое ворот и калитка; установлены 3 железные печи в храме. В 2004 г. был установлен новый купол, отреставрированы 3 накупольных креста. В 2006 г. сделан частичный ремонт кровли храма. В 2002 г. мы были там внутри, кажется, и фото было. Церковь внутри темная и скромная, есть иконы 19 в. "Воскрешение Христа" и "Казанская Богоматерь". В этот раз она была закрыта. Оказывается, можно было зайти в соседний дом, попросить ее открыть, но я не заметила эту бумажку, только потом на фото разглядела.
59. А это уже католическая церковь св. Петра и Павла. Еще в 1461 г. в исторических документах была упомянута католическая церковь в Салдусе. Нынешний приход образован около 1923 г. В 1953 г. пробст Альберт Лейтанс купил жилой дом постройки первой половины 20 века, приспособив под нужды церкви. Строительство нынешнего здания на J. Rozentāla iela 16 началось осенью 1999 г. Проект разработал архитектор Айгарс Андерсонс. Церковь строилась на пожертвования, собранные в Латвии и за рубежом.
60. С одной стороны там стоит ангел с крестьянским лицом, а с другой традиционный образ Девы Марии. Возле ангела мне в рот залетела пчела. Хорошо, что успела сразу выплюнуть.
61. После встречи с пчелой поспешила укрыться в церкви. Интерьер оказался весьма неожиданным. В огромном подкупольном круглом помещении вместо привычной картины - алтарного образа высилась огромная скульптурная стела, на которой вверху бог-отец поддерживает своего распятого сына, а снизу сюжет вознесения богородицы. Кроме этого на фоне много разных символов, включая и лабиринт:
62. Интерьер церкви невозможно сфотографировать целиком, пришлось хотя бы по кусочкам. Белые барельефы на стене - с сюжетами на тему страданий Христовых перед и после распятия.
63. Необычный дизайн крещальной купели и исповедальни:
64. Святой дух в виде голубя и неожиданно абстрактные сюжеты витражей. [Снова личное, можно не читать]И вот тут я села в сторонке и снова заплакала, теперь оплакивая свою жизнь и свою любовь, которую у меня отняли, не подарив никакой надежды взамен. Зачем Валера покинул этот мир и меня в нем? Я плакала, впервые приехав в Салдус, и плакала, надеюсь, в свой последний приезд сюда. В одной церкви начала и в другой закончила, не специально, но так получилось.
65. Спальный район за церковью. Пора возвращаться, ибо тучи вот-вот разразятся очередным дождем. Город раскрылся мне, показал все, что я подспудно хотела в нем увидеть, а теперь сказал - все, пора прощаться. И в этом месте злые капли застучали по голове...
66. Эту интересную композицию с часами и клумбами фотографирую уже под проливным дождем. Время уезжать из Салдуса. Без десяти четыре вечера буду уже сидеть в автобусе на Ригу.