Миф о Прибалтике, или как на самом деле "притесняли" латышей

Apr 28, 2007 05:24

Вот честно, надоело слушать о несчастных прибалтах, притесняемых во времена "советской оккупации". Во многом это пропагандистский миф. К сожалению, развенчивают его неумело, и в этом слишком видны политические цели, что позволяет говорить о политических спекуляциях. Давайте я лучше расскажу, о том, как было на самом деле в одной отдельно взятой области - в искусстве, без всякой пропаганды, лозунгов и прочей мишуры. И помогут мне в этом мои рисунки.






17-я средняя школа, где я училась, находилась в самом центре Риги, в т.н. Кировском районе. Русских школ в районе, кроме моей, было еще несколько: 18, 22, 35… Латышские школы: 1, 2, 3, 7 - все традиционно считались сильнейшими в городе. 3-я средняя школа, расположенная в Старой Риге на ул. Грециниеку, числилась наиболее сильной в области искусств, и была местом проведения олимпиад по изобразительному искусству. Ежегодно в каждом районе Риги проводились районные олимпиады, победители которой выдвигались на городскую или республиканскую олимпиаду (они чередовались через год на второй).

Начала я принимать участие в олимпиадах с 6-го класса, до того болела, и не получалось участвовать именно в те дни. Учителем рисования в моей школе была моя мама, которой вменялось в обязанность готовить команду школьников и водить на олимпиады.

В 6 классе, в 1982 году первый блин оказался комом. В присутствии учителей работы участников отбирали для награждения …учителя 3-й и 7-й латышских школ с молчаливого попустительства районного методиста. Переворачивали листы с рисунками учащихся и отбраковывали работы с русскими подписями. Затем делили дипломы между собой: столько-то должно быть 3-й школе, столько-то 1-й, столько-то 7-й, столько-то человек от каждой школы поедет на республиканскую олимпиаду. Помню, с каким ошарашенным лицом мама, бывшая свидетелем этого, рассказывала об этом папе.

К 7 классу я готовилась тщательнее. Вот работы того периода, когда мне было 13 лет (1983 год):

Лунная ночь на Днепре в моей интерпретации:



Закат над полем:



Цыганка (рисунок по мотивам сочиненного мной рассказа):



В то время не было в продаже хорошей акварельной бумаги, и цвета получались жухлыми, что помешало нам вовремя понять одну вещь. Но об этом чуть позже.

Настал день олимпиады. Задания, как и в прошлый раз, писались мелом на доске только на латышском языке, русского перевода не было. В советские, заметьте времена, когда бедным латышам рот не позволяли раскрыть! ;-) Две темы представляли собой цитаты из каких-то латышских литературных произведений (а русским детям откуда их было знать? Школьной программой они не предусматривались). Третья тема была простой: "Охрана природы". Ее-то мы и рисовали.

Работу я подписала по-латышски, тем более, что мои имя и фамилия похожи на латышские. Снова школьников отправили по домам, и все те же учителя отбирали работы своих учеников, и прихватили мою (стало быть, не так плохо она была нарисована, раз приняли за своего человека). Сразу же очухались, посмотрев, из какой школы, но вроде как давать задний ход было неудобно перед другими. На городскую олимпиаду не допустили, но диплом районной олимпиады выдали. На дипломе видны подписи этих учителей, так что я не голословно утверждаю это. Фактически нарушение: участвовать в жюри тем, чьи ученики принимали участие в той же олимпиаде. Но факт остается фактом. Выигравшие работы не возвращались, поэтому я уже плохо помню ее детали… Было нарисовано акварелью дерево, за которым ухаживали школьники - окапывали корни, подрезали ветви.

8-й класс, 14 лет (1984 год). Работы этого периода:

Балет:



Танец:



Появилась в продаже акварельная бумага специально для художественных работ, и краски заиграли, заискрились на ней драгоценными смарагдами, это было подлинное наслаждение - купаться в радостных жизнеутверждающих красках!

Царевна моря:



Настал день олимпиады, и тут мы с мамой допустили тактическую ошибку, решив сделать рисунок как можно красочнее и динамичнее… Комиссия с большим ехидством отметив, что "это не латышские цвета", забраковала работу.

Вот та самая конкурсная работа. Тема - "Ярмарка":



Я видела работы других участников и знала, что моя не хуже, это потом мне подтвердили другие, но, как говорится, сделанного не воротить. К вопросу о том, что такое " латышские цвета", предлагаю просто посмотреть по этой ссылке: http://100.sovietmuseum.ru/skulme.htm и




Это работы одной из наиболее известных в те времена художниц Джеммы Скулме, в те годы бессменного председателя, если не ошибаюсь, городских и республиканских олимпиад, эталон, на который равнялись школьники латышских школ.

В знак протеста я создала для себя вот этот триптих, в который вошла и отвергнутая на олимпиаде работа. Ни до, ни после в школьные годы я триптихов не создавала. Если хотите увидеть увеличенный вариант, нажмите на этой картинке:





Что ж, выводы были сделаны. Я тренировалась рисовать коричнево-зеленые рисунки с отдельными вкраплениями других цветов. При том, что эта цветовая гамма была совершенно не моей...









И лишь изредка позволяла себе "оторваться" в другой цветовой гамме.

Дождь:



9-й класс, 15 лет (1985 год).
Примеры работ этого периода: эта и последние мушкетерские работы из прошлой темы в моем ЖЖ.



Настал день олимпиады. Рисуем поющих "таутас мейтас" - девушек в национальных костюмах. В нужной цветовой гамме, сюжет вполне этнографичен - придраться просто не к чему. :-) Получаем диплом, подписанный все теми же учителями, и - ур-ра! - проходим на городскую олимпиаду! Там тоже изображаем двух "таутас мейтас" на берегу озера и - выигрываем! Диплом подписан, кроме прочих, и Самой Джеммой Скулме. :-) И, кстати, на дипломе нет коммунистической символики, как это было повсеместно принято.

Я стала первой в истории рижской школьницей из русской школы, взявшей за эти годы три диплома олимпиад по рисованию. И пробила дорогу другим - с того года и другие ребята из русских школ стали получать дипломы.

Последний, 10-й класс, 16 лет (1986 год).
Работы этого периода. К сожалению, пропали мои самые лучшие работы, были взяты на городскую выставку и не возвращены…

Древняя Греция, весна



Дети идут с тренировки



Крестоносец



Пейзаж



Весна



В этот год проводилась республиканская олимпиада, на которую кроме победителей районных олимпиад из обычных школ были допущены и ученики художественных школ, в том числе знаменитой школы Розенталя, основной кузницы кадров для Академии художеств.

Я настолько устала за все это время, что ломать себя и изображать этнографические мотивы было уже выше моих сил, и, махнув рукой, рисовала рисунок на тему "Катится клубок сказок…" в своей любимой сине-фиолетовой гамме. И даже не пошла на следующий день на церемонию награждения в полной уверенности, что ничего не получу. И вот тут вмешался Его Величество Случай - в тот год в жюри были приглашены эстонские художники… Как я потом поняла, поездив по Эстонии, именно такие цвета часто используются ими в оформлении, и не удивительно, что моя работа на фоне общей охристо-зелено-коричневой массы была замечена эстонцами! Так я пришла на вершину, добилась того, к чему шла несколько лет - выиграла республиканскую олимпиаду. А дальше окончание школы и выход во взрослую жизнь. Детство кончилось.

Но я помогала готовиться ребятам из нашей школы, делилась своим опытом, и с каждым годом дипломов для русских школ становилось больше, и выигрывать их было им легче. Труднее всего первому. :-(

Так что можно занимать исконно латышские места, но бороться с ними надо их же оружием - тогда им нечего сказать, невозможно упрекнуть в "имперском мышлении" и помощи КПСС. Не надо доказывать, что русские не верблюды и доказывать их права - не поймут и не оценят, поэтому, кстати, российские попытки защищать русских в Прибалтике терпят крах. Не так нужно действовать, если хотите защитить себя. Прошу прощения, что написала об этом, но достали уже отзывы о событиях в Эстонии, что русские - "быдло" и в них можно только стрелять…

Но вернусь к тем, советским временам. Художественные школы в Латвии и Академия художеств были ТОЛЬКО на латышском языке. И на архитектурный факультет мне пришлось поступать на латышский поток. Русского потока не было. Когда я, будучи первокурсницей, спросила Хейнсберга, куратора нашей группы, будет ли когда-нибудь русский поток, он очень уверенно ответил: "Нет". На дворе стоял 1987 год, времена, как теперь принято говорить, "тотальной русификации". Похоже, не так ли?

Я могла бы, конечно, поступать не в Латвии, а в Минске, или, как мой отец, в Московский архитектурный институт. Но, как показало время, хорошо, что не сделала этого. Как только Латвия обрела независимость, у моих отца и матери годы учебы в Москве вычли из пенсионного стажа… Причем чуть было не воспрепятствовали получению отцом гражданства за то, что он 6 лет отсутствовал на территории Латвии, при том, что мои дедушка и бабушка были гражданами Латвии при Первой республике.

В годы моей учебы на архитектурном было нелегко - вуз сам по себе, наряду с медицинским, считается самым трудным. И отношение у преподавателей было настороженным. Не сразу, методом проб и ошибок, удалось понять, что от меня требуется. Плохо хвастаться, но закончила я факультет одной из лучших в своей группе и имела отличные оценки у одного преподавателя, который ни одному русскому студенту выше четверки не ставил.

В общем, работать надо, а не бутылки бить, и все получится. Латыши уважают труд, а в плане креативности у русских идей больше. Проверено на практике, но это уже другая история. Такие вот дела, каждое слово, сказанное здесь, могу подтвердить в примерах и документах, это не голословно.

История_Латвии, Детский рисунок, О себе, Искусство

Previous post Next post
Up