По вопросам предыдущего поста решила, что надо сделать такой же общий пост по Флоренции, как я обычно делаю по поездкам в прибалтийских городах и весях. На некоторых памятниках потом можно остановиться более подробно (кстати, о каких из них вам хотелось бы больше узнать?), а пока краткий обзор того, что удалось увидеть за три с небольшим часа в этом прекрасном городе, и что потребовало несколько дней на их описание здесь...
А. Образец карты, который был сделан перед поездкой, т.к. было неизвестно, откуда старт, отмечены лишь желаемые объекты, без раскладки маршрута:
B. То, что вышло в итоге. Зеленая линия - первый отрезок прогулки на час, возвращение за билетами в церковь Санта Кроче, посещение церкви, синяя линия - второй пешеходный отрезок. Получился по-дурацки ломаным из-за того, что не состоялся тот фрагмент, что отмечен черным пунктиром. Внизу карты несколько мест, посещенных на автобусе. Номера фотографий ниже соответствуют номерам на этой карте:
C. Карта, на которой отмечены исторические палаццо. Кликабельна:
1. Торре делла Дзекка или Монетная башня, от которой началась экскурсия по Флоренции.
Здесь можно увидеть карты крепостных стен Флоренции разных времен. Эта башня была крайней восточной, сооруженной для защиты Королевского моста. Ворот не имела. В 1532 г. башня превращена по проекту Антонио да Сангалло-мл. в «бастион Монджибелло». В башне некоторое время размещалась мастерская Монетного двора, где впервые отчеканили флорины Флорентийской республики. Молотки, чеканившие монеты, приводились в движение посредством потока воды, который запускал специальный механизм. Ныне на башне смотровая площадка, а на стороне, обращенной к Арно - мемориальная доска со стихами Данте, посвященными этой реке:
>
2. Башня Сан-Никколо с воротами св. Николая защищала Арно на востоке, вместе с Монетной башней напротив. Построена в 1324 г., в шестом круге городских стен, проект которого приписывается архитектору Андреа Орканье. В отличие от др. ворот не была «урезана» в XVI в., т.к. холм Сан-Миниато являлся естественной защитой от вражеской артиллерии. Ныне это единственные ворота, сохранившие первоначальную высоту. Зубцы появились около XIX в. Между двумя башнями находилась плотина св. Николая, преграждавшая путь вражеским судам. Отсюда начинается рампа Поджи, лестница, построенная в XIX в. по проекту архитектора Джузеппе Поджи и ведущая на площадь Микеланджело.
3. Недалеко от Санта-Кроче, там, где видны "кипарисы" - Национальная центральная библиотека Флоренции, крупнейшая библиотека Италии и одна из самых значительных в Европе. Вместе с библиотекой в Риме выполняет функции центральной библиотеки Италии. Основана в 1714 г., в 1743 г. был выпущен указ, по которому в библиотеку передавали по копии каждой книги, напечатанной в Тоскане. Открыта для публики в 1747 г. С 1870 г. библиотека начала собирать не только тосканские копии, но и всех итальянских изданий выходивших после этого года. Это 6 миллионов печатных книг, 2,68 миллиона брошюр, 25 тысяч рукописей, 4 тысячи инкунабул и т.д.
С 1935 г. книги разместили в здании, специально спроектированном C. Bazzani и V. Mazzei на берегу реки, которая в 1966 г. вышла из берегов, затопив город. Во время наводнения была повреждена почти треть библиотечного фонда. Несмотря на труд реставраторов, некоторые книги были потеряны навсегда. Главный фасад на Piazza dei Cavalleggeri хорошо виден со смотровой площадки на площади Микеланджело:
4. Музео Галилео на площади dei Giudici представляет собой палаццо, расположенное на месте древнего замка Altafronte (XI в.). В 1333 г. замок был разрушен и перестроен. С 1574 по 1841 г. здесь размещались административные учреждения. В XIX в. здание было отремонтировано и до 1920-х годов тут размещалась коллекция рукописей Национальной библиотеки. Музей открыт в 1930 г., в его коллекции собраны медицинские и астрономические инструменты, переданные из коллекции Госпиталя Санта Мария Нуова и др. Все экспонаты охватывают временной отрезок от Ренессанса до XIX в., изначально собирались памятные вещи великих ученых, но после реорганизации музея в 1966 г. и его обновления в 1991 г. стал научно-исследовательским институтом. Здесь есть приборы принадлежавшие Галилею. Инструменты для экспериментов по термодинамике, сферы различных размеров, глобусы и линзы. 8 июня 2010 г. после ремонта Музей истории науки был открыт под новым названием "Museo Galileo", в честь 400-летия со дня опубликования работы Галилея Sidereus Nuncius:
5. Про Галерею Уффици я рассказывала
тут, показываю лишь фрагмент здания со стороны площади Синьории:
6. Мост Понте Веккио самый старый мост Флоренции, существует со времен римской колонии, когда у него были каменные опоры и деревянная мостовая; разрушенный наводнением 1117 г., мост возродился целиком из камня. Его снова разрушило страшное наводнение 4 ноября 1333 г., был вновь построен трехарочным в 1345 г. (вероятно по проекту Таддео Гадди). Ширина моста позволила с обеих сторон ставить лавки. Вначале на мосту устроились мясники, а потом продавцы колбас и сыра, кузнецы, сапожники и др.; строились в лавках задние комнаты, которые свешивались над Арно, поддерживаемые консолями и подпорками. Но в 1591 г. Фердинандо I изгнал всех, разрешив остаться лишь ювелирам. С тех пор мост стал витриной драгоценностей, посередине прерванной двумя площадками; на западной установлен бюст Бенвенуто Челлини, «маэстро ювелиров», работы Раффаэлло Романелли (1900). 4 ноября 1966 г. мост подвергся испытанию наводнением. Его несущая конструкция выдержала напор, но вода снесла задние комнаты и утопила в Арно немало драгоценностей.
7. Палаццо Веккио (в переводе Старый дворец) на площади Синьории, ныне служит ратушей. Строительство резиденции правительства Флоренции было поручено Арнольфо ди Камбио в 1298 г. В XV в. правители коммуны объявили себя синьорами (signori), а само здание стало называться Палаццо делла Синьория, дав тем самым название и площади перед дворцом. Палаццо кажется вырубленным из куска скалы - проект предусматривал четкие формы. Тонкие карнизы по фасаду зрительно делят его на три блока. В 1478 г. на окнах Палаццо Веккьо были повешены заговорщики во главе с Франческо Пацци, пытавшихся свергнуть власть Медичи. Бернардо ди Бандино Барончелло, убийца Джулиано Медичи, был повешен на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 г.
Увенчанная зубцами галерея повторяется на звоннице и на башне высотой 94 м. В 1667 г. на башне установили часы работы аугсбургского мастера Г. Ледерле. Великий герцог Тосканы Козимо I переехал сюда в 1540 г. из своего частного дворца (ныне Палаццо Медичи-Риккарди) и прожил тут 25 лет до переезда в Палаццо Питти. Вдоль Палаццо Веккьо выстроились несколько скульптур: геральдический лев Марцокко, символ Флорентийской республики, копия Давида Микеланджело, Геркулес и Какус Бандинелли (1537) и две статуэтки (возможно, Филемон и Бавкида, превратившиеся в растения) де Росси и Бандинелли.
В палаццо - вход в прелестный дворик, оформленный Микелоццо в 1453 г. в стиле раннего Возрождения. По случаю бракосочетания Франческо I де Медичи с Иоанной Австрийской, Джорджо Вазари разукрасил стены видами Вены, Линца и Граца. Вазари был придворным архитектором Козимо I и перестроил средневековый дворец с учетом пожеланий герцога:
8. Площадь Синьории, в римскую эпоху тут находились жилые дома и театр. В конце XIII в. во время перепланировки города Арнольфо ди Камбио настоял на разборке высившихся здесь домов-башен гибеллинов. С тех пор площадь стала местом публичных собраний, а также казней. Самая знаменитая - казнь проповедника Джироламо Савонаролы, недолгое время управлявшего политической жизнью города, а потом как еретика сожженного на костре 23 мая 1498 г.
Одно из творений архитектора герцога Козимо I Бартоломео Амманати - фонтан Нептуна на площади (1563-75 гг.). В центре многоугольного бассейна стоит фигура Нептуна (отмечают его сходство с Козимо I); под статуей - повозка с морскими коньками; вокруг и на бортах бассейна - бронзовые фигуры наяд, тритонов и сатиров, созданных Джамболоньей, помощником Амманати.
>
За фонтаном высится конная статуя Козимо I Медичи работы Джамболоньи (1594). На трех барельефах пьедестала изображены сюжеты: сенат Тосканы присваивает Козимо титул Великого герцога (1537); Пий V вручает Козимо регалии Великого герцога (1569); Козимо вступает в Сиену (1557).
За памятником Козимо I видны дом № 5 - собрание Альберто делла Раджоне (произведения современного итальянского искусства), и изящный в своей пластике дом №7 - Палаццо Угуччони (возведенный по чертежам Микеланджело или Рафаэля):
9. Лоджия деи Ланци именуется также Лоджией Синьории, т.к. была построена с целью дать крышу публичным церемониям Синьории, и Лоджией Орканьи по имени архитектора, по указаниям Вазари составившего ее чертеж. Аркадное строение было построено в 1376-1382 гг. под руководством Бенчи ди Чионе и Симоне ди Франческо Таленти. Название «Ланци» дано в XVI в. по «Lanzichenecchi», ландскнехтам, германским наемникам Козимо I, какое-то время использовавшим здание как караульню. Между арками - статуи Добродетелей, изваянных в 1384-89 гг. по эскизам Аньоло Гадди. По обе стороны от входа стоят два геральдических льва: лев справа восходит к античному классицизму, лев слева - произведение XVI в. В настоящее время Лоджия представляет собой музей под открытым небом, где размещается экспозиция скульптурных произведений из собрания близлежащей Галереи Уффици, в т.ч. «Персей» (1546-54) Бенвенуто Челлини, «Похищение сабинянок» Джамболоньи (1583) и «Геркулес и кентавр Несс» его же, римская копия древнегреческой скульптуры IV в. до н.э. «Менелай с телом Патрокла», «Похищение Поликсены» (XIX в.) Пио Феди, а также 6 античных женских статуй. По образцу Лоджии Ланци в Мюнхене была построена лоджия Фельдхеррнхалле. Фотографировать невозможно - все засижено туристами, как мухами:
10. Дворец Ассикурацьони Дженерали - последнее здание, построенное на площади Синьории. До того тут располагалась Лоджия деи Пизани, где с 1352 г. находилась гильдия искусств и ремесел. Новый дворец построен в 1871 г. по проекту Ланди как штаб-квартира страховой компании. По своему виду напоминает ранние примеры архитектуры в стиле флорентийского Возрождения, похож на дворцы построенных для таких знатных семей как Медичи, Строцци и Гонди, т.к. по закону все новые здания должны гармонировать с соседней исторической застройкой. Однако здание Ассикурацьони имеет не 3, а 4 этажа, с целью увеличения площади офисов. Возведен из обычного камня, в отличие от старинных зданий на той же площади. На первом этаже располагается одно из самых известных кафе Флоренции “ Rivoire”, основанное в 1872 г.
11-12. Здесь на переднем плане Гуччи Музео в палаццо della Mercanzia (XIV в.) на площади Синьории и за ним - палаццо Гонди на Флорентийской площади.
В ознаменование 90-летия люксового итальянского бренда во Флоренции, на легендарной площади Piazza della Signoria распахнул двери музей Gucci, чья экспозиция не соблюдает хронологию, а предлагает тематическое путешествие в мир Gucci. Вернувшись во Флоренцию из Лондона, Гуччио Гуччи в 1921 г. основал фирму Gucci как семейное предприятие по выпуску эксклюзивных туфель и сумок. Вершина славы была достигнута в 50-е и 60-е годы ХХ в., когда поклонницами бренда стали Жаклин Кеннеди и королева Елизавета.
Дворец Гонди построен архитектором Джулиано да Сангалло в 1490 г. по примеру палаццо Медичи, откуда заимствовал массивную кубическую форму здания с арочными окнами. Но были и новаторские идеи, например, дизайн окон, в котором использовался профиль камней с радиальным рисунком, напоминающий грани драгоценного камня. Окна на втором этаже были шире других, чтобы компенсировать оптические искажения, вызванные эффектом перспективы. Строилось здание долго, в течение нескольких столетий.
В конце XVII в. руководил строительством архитектор Антонио Мария Ферри. В 1870 г. проходившая рядом с дворцом дорога была перестроена, в результате рядом появилось свободное место. Во внутреннем дворе, есть четырехсторонний портик с колонами коринфского ордена, а также фонтан XVII в., который использует воду из садов Боболи, поступающую и в фонтан Нептуна. Здание до сих пор принадлежит потомкам семьи Гонди, а на первом этаже располагается бар и несколько магазинов.
13. Напротив палаццо Гонди возвышается здание Сан Фиренце, самого красивого здания Флоренции в стиле барокко. Построено в конце XVII - начале XVIII в., ныне здесь суд. Здание включает в себя церковь св. Филиппа Нери (известную и как церковь Св. Флорентия) с прекрасным, чисто барочным внутренним убранством:
14. Барджелло - старейшее общественное здание Флоренции. Название «Bargello» от позднелат. bargillus (от готского bargi, родственного нем. burg), что означает «замок, башня». Было построено к 1256 г. для народного капитана (Capitano del Popolo), став первой флорентийской ратушей. С 1261 г. дворец стал резиденцией подесты и верховного магистрата города. После пожара 1323 г. был надстроен 3-й этаж. Здание Барджелло служило образцом при постройке Палаццо Веккьо. В 1574 г. Медичи упразднили пост подесты, в Барджелло водворился глава городской полиции (Capitano di Giustizia). Здание служило тюрьмой, казни происходили во дворе здания до того времени, пока герцог Петр Леопольд одним из первых из европейских монархов не объявил в 1786 г. о запрете смертной казни. Полиция размещалась в Барджелло до 1865 (1859?) г., когда здесь был устроен музей (Museo Nazionale del Bargello), где экспонируются сокровища итальянской скульптуры XIV-XVII вв., включая четыре работы Микеланджело. Это один из крупнейших итальянских музеев скульптуры и прикладного искусства.
15. Церковь Бадиа-Фиорентина строилась и перестраивалась с 979 по 1627 г. Аббатство тут основано в 978 г. матерью маркграфа Тосканы Угоди. Благодаря многочисленным дарам и привилегиям, предоставленным папами и императорами, аббатство приобрело или унаследовало многие близлежащие земли. Основным видом деятельности на территории, подконтрольной Бадиа-Фьорентина, стало создание, переплетение и продажа книг и пергамента. В 1071 г. к монастырю была присоединена больница, к этому времени вторым важнейшим занятием монахов стало виноградарство. В 1285 г. романская церковь монастыря перенесла перестройку в готическом стиле под руководством Арнольфо ди Камбио. В 1310-1330 гг.х вместо старой колокольни была сооружена огромная шестиугольная шатровая башня высотой 70 м:
17. О церкви Санта-Кроче будет отдельно, тут из-за лимита знаков не пишу. Это единственное место в городе, где мы были внутри и смогли фотографировать.
Покажу лишь пару фото из церкви. Могила Микеланджело:
Церковь первоначально имела четыре часовни со стенописью Джотто, но до ХХ в. дошло всего две, часовня Перуцци и часовня Барди:
18. Справа от церкви Санта Кроче музеефицированная территория францисканского монастыря. В 1429-1444 г. Брунеллески построил тут капеллу семьи Пацци наряду с др. строениями (залом капитула монастыря и пр.). Перед входом расположен портик-пронаос с шестью коринфскими колоннами, фриз с головками херувимов работы Дезидерио да Сеттиньяно; завершает капеллу купол с конической крышей (1461). Под портиком - маленький купол из разноцветной терракоты Луки ди Роббиа; ему же принадлежит круглое изображение Апостола Андрея над дверью, створки которой украшены великолепной инкрустацией Джулиано да Майяно (1472). Внутреннее пространство капеллы представляет собой прямоугольник, отличающийся совершенной геометрической чистотой и ритмичностью, свойственной лучшим творениям Брунеллески. В простенках 13 медальонов из цветной рельефной майолики (белые изображения на голубом фоне), выполненных выдающимся скульптором Лука делла Роббиа, разработавшим эту широко распространенную в Италии XV века технику. Медальоны капеллы Пацци - замечательные образцы синтеза искусства, составляющего одну из характерных черт итальянского Возрождения.
19. Это место мы обнаружили случайно, в моих инфоисточниках о нем нет, хотя оно не уступает другим шедеврам Флоренции: палаццо Рамирес-Монтальво (ок. 1568 г., арх. Бартоломео Амманати). Декоративные росписи в технике сграффито выполнил Джорджо Вазари. Росписи посвящены дону Антонио Рамирес де Монтальво, потомку старинного дворянского рода из Аревало-дель-Рей провинции Авила, сыну дона Хуана Рамирес де Монтальво, судьи при королевском дворе Испании. Дон Антонио был членом свиты Элеоноры Толедской, дочери вице-короля Неаполя, выходившей замуж за Козимо I Медичи в 1539 г. Де Монтальво остался служить при дворе герцога Тосканы, его роду палаццо принадлежало 3 века. Здесь в разное время жили: Аннибале Бентивольо в 1645 г., спустя столетие под видом коллекционера барон Филипп Stosch, известный английский правительственный шпион. В 1758-1759 гг. для проведения оценки художественной коллекции барона был приглашен немецкий археолог Иоганн Хоакин Винкельманн. Сейчас в палаццо на двух этажах разместился Hotel Bavaria.
20. Снова вышли к церкви Бадиа, портал которой (Бенедетто да Ровеццано 1495 г.) был дополнен люнетой в 16 в.
21. Жемчужину Флоренции - собор Санта Мария дель Фьоре мы увидели еще издалека:
Детали фасада собора. Подробности из-за ограничения размера поста - в другой раз.
Издалека становится видно, насколько собор огромный. На момент завершения постройки в 1434 г. Дуомо был самым большим собором во всей Европе. Внутри него может разместиться до 30 000 человек. Ныне это пятый по величине собор Европы.
22. Баптистерий Сан-Джованни строился с 1059 по 1129 г. Вплоть до XIX в. здесь крестили всех уроженцев Флоренции. Среди них Данте и Медичи. Подробности будут в посте о соборе.
23. Ротонда Брунеллески храма Санта Мария дельи Анджели (1434-1446) считается одним из самых загадочных и необычных творений архитектора Брунеллески. Именно сюда я стремилась больше всего. Кондотьер Филиппо ди Стефано дельи Сколари (Пиппо Спано) завещал 5 тыс. флоринов для постройки Оратория Сколари. В 1434 г. Брунеллески начал строительство, доведя постройку до 4,5 м высоты. В 1437 г. Флоренция вступила в войну с Луккой и национализировала оставшиеся деньги, возведение капеллы прервалось. В XVIII-XIX вв. было несколько попыток реконструкции. В настоящее время удалось приблизить к первоначальному замыслу лишь нижнюю часть здания. Остальная часть постройки, создававшаяся позже, далека от идеи архитектора. Брунеллески, соединив свои новаторские приемы, также проторенессансные, средневековые и античные, спланировал подкупольное пространство в форме 8-угольника. К нему примыкали 8 капелл квадратной планировки, удлиненных за счет апсид с узкими проходами, так, что через них капеллу можно обойти по кругу. Восьмигранник переходил в шестнадцатигранник фасада, который виден снаружи церкви. Его стороны были украшены чередующимися широкими нишами ок. 3 м шириной. Ранее предполагалось, что идея планировки рама была позаимствована у римских памятников античного периода, ныне склоняются к мнению, что была навеяна образцами современной Брунеллески флорентийской архитектуры, в частности баптистерием и собором Санта Мария дель Фьоре:
24. Воспитательный дом, Оспедале дельи Инноченти - название привлекало мое внимание еще в годы учебы и тоже хотелось здесь побывать. В период Раннего Возрождения, благодаря распространению гуманистических идеалов, большое значение приобрело строительство общественных сооружений. Характерно, что первым ренессансным произведением была не культовая, а гражданская постройка - Оспедале Инноченти. В 1419 г. цех шелкопрядов решил приобрести участок земли и построить комплекс для приема подкидышей (или «невинных», т.е. брошенных детей). Основоположник архитектуры итальянского Возрождения Филиппо Брунеллески начал работу над его проектом. Строить закончили в 1457 г. Первый этаж состоит из девяти широких аркад на колоннах над парадной лестницей. Между арками круглые украшения из покрытой глазурью терракоты работы Андреа делла Роббиа (ок. 1487), изображают «невинных» (подкидышей). Этажи разделены плоской тягой - четкое деление фасада является одним из основных признаков стиля Возрождения. По своей архитектуре здание полностью отличается от предшествующих готических построек, имея горизонтальную композицию, с легкой аркадой на колоннах, которая с тех пор становится наиболее популярным архитектурным приемом. В проекте проявились черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии, он стал образцом для всей архитектуры Ренессанса. Зодчий возродил ордерную систему, которая удовлетворяла новому эстетическому мышлению и сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Европейской архитектуры. Ордер обеспечил переход от феодального замка или дома-крепости к открытому для внешнего мира классическому палаццо Итальянского Ренессанса.
25 Базилика Сантиссима-Аннунциата построена в 1250 г. орденом сервитов. Церковь перестраивалась в 1444-1477 гг. благодаря Микелоццо и Леону Баттисте Альберти. К этому периоду относится ее замкнутый внутренний двор-клуатр. В 1601 г. скульптор и архитектор Джованни Баттиста Качини добавил к старой базилике лоджию с аркадой на колоннах, в подражание двум аналогичным лоджиям: Оспедале дельи Инноченти, творения Филиппо Брунеллески, и лоджии деи Серви де Мария, построенной Антонио да Сангалло и др. Т.о. была завершена симметричная композиция площади перед церковью. В арочной галерее, перекрытой стеклянной крышей, находится небольшой музей живописи, получивший название «Монастырь обетов». Особой красотой отличаются фрески Андреа дель Сарто. Посередине площади стоит конная статуя Фердинанда I Медичи, пару которой составляет конная статуя Козимо I на площади Синьории, ее автором тоже был Джамболонья. Однако закончил ее скульптор Такка в 1608 г. Он же в 1629 г. создал два фонтана в виде аллегорических морских чудовищ, располагающихся строго симметрично по обеим сторонам площади.
26. Церковь и монастырь св. Марка на площади Сан-Марко, один из жизненно важных центров Флоренции XV в. Здесь с 1299 г. находился монастырь бенедиктинцев-сильвестринов; в первой половине XV в. Козимо Старший по благословению папы Евгения IV и во искупление собственных грехов передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам. Переоборудование здания Козимо поручил Микелоццо, ассигновав 40 тыс. флоринов. Монастырь стал известен благодаря милостям, которым он пользовался у Козимо и Лоренцо Великолепного, непререкаемому авторитету своего настоятеля св. Антонина Флорентийского, славе его приора и пророка Савонаролы, живописи Беато Анджелико и фра Бартоломео, духовному и культурному подвигу его насельника Михаила Триволиса, ставшего затем св. Максимом Греком.
Фасад церкви создан в XVIII в. и подражает стилю XVI в. Бывш. женский монастырь ныне превращен в музей (Museo Nazionale di San Marco). В центре площади памятник генералу Манфредо Фанти (участнику войн за объединение Италии и Крымской войны) работы Пио Феди (1873):
27. Палаццо Медичи-Риккарди (1444-1452) - дворец семьи Медичи на ул. Кавура. Первое светское здание раннего Ренессанса в городе, было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Дворец должен был подчеркнуть новое положение Козимо Старшего во власти после его возвращения из изгнания в 1434 г. Городские дворцы тогда имели вид крепостей, т.к. выполняли и оборонительные функции. Их общим признаком была простота композиции, мощный руст стен, последовательное разделение этажей карнизами. Можно говорить о едином блоке, имеющем горизонтальное членение. По замыслу палаццо не должен отличаться излишней роскошью, чтобы не вызывать зависть у других патрицианских семей. Козимо Медичи тогда был самым влиятельным из 80 флорентийских банкиров. Во дворце предполагалось разместить как жилые помещения, так и штаб-квартиру банка Медичи. Микелоццо спроектировал Палаццо в виде большого куба равной ширины и высоты (Риккарди расширил его, добавив 7 окон). Первый этаж с выпуклым рустом, второй с плоским и третий из гладкого камня - эта композиция часто встречается в XVI в. вместе с полукруглыми двойными окнами, разделенными колонками. Впервые с античных времен по верху здания пущен карниз с консолями, выступающий далеко вперед. Также с этого времени внутренние дворики стали присутствовать в аристократических дворцах. Большие угловые окна (из-за формы консоли их называют «коленопреклоненными») заняли место нижней лоджии, приписываются Микеланджело (ок. 1517). В 1659(5?) г. дворец перешел к семье Риккарди. В настоящее время во дворце размещена Риккардианская библиотека. Располагаются администрация провинции и префектура; в залах дворца часто устраиваются выставки и культурные мероприятия.
28. Монастырь Сан Джованнино дельи Сколопи, находящийся рядом с дворцом Медичи-Риккарди построил в XVI в. архитектор Бартоломео Амманати для иезуитов. Два века спустя, когда Общество Иисуса было временно упразднено, его передали отцам благотворительных школ. Неподалеку расположена Ксименовская обсерватория, также перешедшая от иезуитов в ведение отцам Сколопи, занимавшихся наблюдением за звездным небом и некогда опекавших престарелого, ослепшего к концу жизни Галилея.
29. Церковь Сан-Лоренцо, несмотря на архаичный вид и базиликальную форму, ничего общего не имеет с готикой, нет устремленности вверх, формы и ритмы развиваются по горизонтали. Древнейшая базилика Св. Лаврентия, освященная в 393 г. св. Амвросием Медиоланским, была, вероятно, первой церковью в городе. Перестроенную уже в XI в., ее радикально обновили в XV в. по инициативе Медичи, она стала их семейной усыпальницей. Ее просторное светлое внутреннее помещение - шедевр раннего флорентийского Возрождения, оказавшее влияние на церковную архитектуру. Исключительную ценность представляет собой Старая ризница, куда можно войти из левого трансепта; очень изящная, простая в своем пространственном решении, она полностью отражает архитектурное мышление Брунеллески (1420-1429). Трехнефная церковь имеет форму латинского креста; по бокам - часовни. Вместо готического пилона в виде пучка опор снова начали применяться столбы, многоугольные и круглые в плане. Тут хранится бесчисленное количество шедевров, одно перечисление которых потребовало бы не одного поста. Одни имена - работы Донателло, Филиппо Липпи, Бронзино, Андреа Верроккьо, возможно, с помощью двадцатилетнего Леонардо да Винчи, говорят о многом.
Одновременно с работой над куполом собора Санта Мария дель Фьоре и постройкой Воспитательного дома, Брунеллески возводил и церковь Сан-Лоренцо, где из продольной схемы плана вырастает по-новому понятая объемно-пространственная композиция. Пространство четко выражено, имеет уравновешенную пропорцию ширины к высоте. Брунеллески спроектировал интерьеры в 1420 г. и руководил работами с 1442 до своей смерти в 1446 г. На фото - клуатр церкви:
30. Капелла Медичи. В церкви Сан-Лоренцо Микеланджело почти 15 лет проработал над т.н. Новой сакристией с саркофагами Лоренцо и Джулиано Медичи (сакристия была построена ранее Брунеллески) по заказу папы Климента VII из рода Медичи. Верхняя часть надгробий капеллы была в виде двух симметрично расположенных волют, на которых возлежат в напряженных позах фигуры, символизирующие Утро, День, Вечер и Ночь, впервые в надгробиях были помещены фигуры в натуральную величину, отчего вызывали особое восхищение современников. К сожалению, неприятный инцидент сорвал нам дальнейшую прогулку и не позволил нормально сфотографировать капеллу, так что только это фото:
Оставшуюся часть пути мы провели в погоне за временем, чтобы не опоздать на автобус. Но кое-что по дороге сфотографировали.
31. Больница Санта-Мария Нуова на одноименной площади является старейшей и поныне действующей городской больницей, название получила от больничной церкви. Основал больницу в 1288 г. Фолько Портинари - отец Беатриче, возлюбленной Данте. В начале XIV в. больница переехала на нынешнее место. В XVII в. ее перестроили в соответствии с нормами гигиены того времени. Ныне это единственная больница, расположенная в историческом центре города. В дополнение к богатой истории больница имеет огромную художественную коллекцию, благодаря многочисленным произведениям лучших флорентийских художников, приобретенным на протяжении столетий. Однако потребности современной больницы противоречат сохранению художественных работ, поэтому сегодня многие шедевры перенесены в музеи, например в Spedale degli Innocenti и Museo di San Marco.
32. Еще по дороге попалось интересное место - Giardino Borgo Allegri. В тот момент оно порадовало наличием скамеек, где можно отдохнуть, но тут и история интересная. Это редкий пример зеленых насаждений в историческом центре, не привязанный к архитектурным экспериментам, остался от внутриквартальных двориков бывшего здания больницы монастыря и церкви св. Франциска. Там на стене видна трогательная плита, установленная местными пенсионерами 10 октября 1992 в знак благодарности Александру Флемингу(!) и др., чьи открытия в области медицины позволили жить дольше и более здоровыми.
33. Церковь Сан-Джузеппе почти не упоминается в интернете, не говоря уже о путеводителях. Из итальянской
Вики известно, что храм недалеко от площади Санта-Кроче построен по проекту Баччо д'Аньоло и был освящен в 1522 г. Принадлежал братству св. Иосифа, содержащего здесь больницу. Храм сильно пострадал во время наводнения. Здесь был путь осужденных на смертную казнь, и этот табернакль (от лат. tabernaculum - шатер) напротив церкви служил для их молитв:
>
34. Место в интернете зовется Площадь или Сады Микеланджело, сюда нас уже привез экскурсионный автобус. На другой стороне реки Арно, преодолев почти 6 км дороги, извивающейся по склонам холмов (или пешком по лестницам, начинающимся от ворот Сан Никколо), можно добраться до террасы, откуда открывается панорамный вид на город. Великолепная «флорентийская прогулка» была задумана Джузеппе Поджи в 1860-х гг., став яркой кульминацией его трудов по градостроительной перепланировке Флоренции, тогда столицы Италии. Посреди площади - памятник Микеланджело, установленный в 1875 г. и составленный из бронзовых копий его прославленных мраморных скульптур, Давида и аллегорий из капеллы Медичи - хоть так можно увидеть эти скульптуры!
35. Римские ворота на стыке Римской улицы и улицы Серальи на площади Кальца - часть древней крепостной стены, самые южные ворота средневековой Флоренции. Здесь начиналась дорога в Сиену и Рим. Построены в 1326 г. Были позднее укреплены и понижены, чтобы сделать менее уязвимыми для огнестрельного оружия. На внутренней стороне ворот сохранилась мраморная доска с надписью 1327 г. При перепланировке города во времена герцога Леопольдо I по бокам от ворот были пробиты два новых проема для проезда. Близ ворот проходила трамвайная линия, действовавшая в 1891-1935 гг. между Флоренцией, Сан-Кашано-Валь-ди-Пеза и Греве-ин-Кьянти. Над центральной аркой во время реставрации обнаружили большую фреску работы Франчабиджо.
36. Площадь Торквато Тассо в районе Ольтрарно. В средние века этот район города близ крепостной стены назывался Камальдоли, т.к. здесь находился монастырь камальдулов. Здесь же находились дом и мастерская художника Биччи ди Лоренцо. В XIX в. близ разобранной крепостной стены был разбит сад Торриджани, на месте стены возникла площадь Гушана. Затем Джузеппе Поджи снес ряд домов между улицами Леоне, Кампуччо и Камальдоли. В 1914 г. площади было присвоено имя итальянского поэта Торквато Тассо. На углу площади и проспекта Франческо Петрарки находятся мемориальная доска о жертвам резни, устроенной фашистами здесь накануне освобождения Флоренции в июле 1944 г. Вид доски был снят на ходу из автобуса:
Вот такая получилась моя Флоренция...