Порой бывает так, что встречаются два информационных кусочка, разделенных временем и расстоянием. Казалось бы, просто пустяк, мимо которого чаще всего пробегают мимо. Но я люблю такие моменты, и об одном таком случае расскажу здесь. На этой фотографии 2008 года, сделанной во время нашего пребывания в Хельсинки, виден кусочек финской столицы, открывшийся нашему взгляду с парома, идущего на Свеаборг. Мы давно завели привычку фотографировать все, что попадается по дороге, никогда ведь не знаешь, что интересного может встретиться, как бы тщательно ни готовился к поездке. И вот недавний пост в френдленте принес информацию об этой красной кирхе, объединяющую Петербург и Хельсинки. А я добавлю сюда еще и Ригу. ;-)
Забавно, что на Панорамио почти тот же ракурс
http://www.panoramio.com/photo/54628181 http://babs71.livejournal.com/781454.html До раскола Церкви в период Реформации в середине XVI 16 века западная часть Финляндии была католической, Восточная - православной. В 12 веке началась христианизация Шведского королевства (Финляндия была под властью шведов с 1150 с небольшими перерывами вплоть до 1809 г., когда она была присоединена к Российской империи). Среди первых миссионеров был монах Генрих, погибший мученической смертью и впоследствии канонизированный. Святой Генрих считается покровителем страны. После принятия в стране лютеранства средневековые католические храмы были переделаны в лютеранские.
Готика не нашла дорогу в Финляндию в Средние века, да и неоготика представлена в стране не очень широко. Неоготические соборы строились в конце 19 века. Возводились они из красного кирпича.
ФИНЛЯНДИЯ. Миккели. Кафедральный собор.
№9 на этой карте:
http://maps.wikivoyage-ev.org/w/poimap2.php?lat=60.16330&lon=24.95204&zoom=15&layer=M&lang=ru&name=%D0%A5%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8http://www.helsinki.citysam.de/stadtplan-helsinki/stadtplan-saksalainen-kirkko.htm Немецкая церковь - Saksalainen kirkko находится в одном из исторических кварталов города - Kaartinkaupunki на ул. Unioninkatu. Церковь построена в неоготическом стиле в 1864 году по проектам архитекторов Harald Bosse и C.J. von Heideken.
Немецкая церковь (Saksalainen kirkko), Bernhardinkatu 4. Лютеранская церковь немецкой общины расположена у подножия обсерватории Хилл.
Современная община ведет свою историю с 1990 г. Она образовалась из Немецкой общины в Хельсинки (Гельсингфорс), основанной в 1858 г., и Немецкой общины в Турку (Або), которая с 1927 г. также духовно окормляла моряков.
Немецкая церковь, Хельсинки
Немецкая церковь была спроектирована Харалдом Боссе (Harald Bosse) и К.Дж. Хейдекеном (C.J. Heideken) в неоготическом стиле и завершена в 1864 году. В 1897 году башню сделали выше, а сегодня эта церковь является одним из самых популярных мест в Хельсинки для проведения свадебных церемоний.
Немецкая церковь - Saksalainen kirkko находится в одном из исторических кварталов города - Kaartinkaupunki на ул. Unioninkatu. Церковь построена в неоготическом стиле в 1864 году по проектам архитекторов Harald Bosse иC.J. von Heideken.
Читать полностью:
http://www.abroadmag.ru/blog/Finland/3365.html Церковь, принадлежащая немецкой общине Хельсинки, или т.н. Немецкая кирха, популярная среди жителей Хельсинки как место венчания. Построенная из красного кирпича кирха возведена в 1864 году.
Над Олимпийским терминалом, откуда отправляются суда компании Silja Line в Стокгольм и Таллин, возвышается крутой каменистый холм, на котором раскинулся небольшой парк Tähtitornin vuori (Тяхтиторнин вуори-Обсерваторный), украшением которого является построенная из красного кирпича церковь так называемая Немецкая кирха, популярная среди жителей города как место венчания.
Церковь принадлежит немецкой общине Хельсинки. Здесь, как и во многих других церквях города, часто проводятся концерты. За храмом установлен монумент жертвам кораблекрушения работы Роберта Стигелля, 1897 год.
В уютном парке приятно прогуляться или посидеть на скамейке и полюбоваться с холма городскими видами. Здесь же находится башня обсерватории, построенная по проекту архитектора Энгеля, а сразу за ней можно увидеть Миссионерский музей.
В отличие от католических церквей, некоторые лютеранские (в том числе-Немецкая кирха) открыты только во время мессы. Службы на немецком языке проводятся по воскресеньям в 11.00.
Неподалеку располагается Немецкая лютеранская церковь:
Немецкий приход был основан в 1858-м году по инициативе финляндского генерал-губернатора графа Ф. Ф. Берга (при нем же началось строительство и Успенского собора).
В начале 1860-го года Берг обратился с просьбой о составлении проекта к архитектору императорского двора Г. Э. Боссе. Боссе принял заказ и работал над проектом до 1861-го года.
Для лютеранских церквей традиционно выбирался романский стиль (более строгий, чем готический, он считался наиболее подходящим для лютеранства). Боссе рассматривал разные варианты проекта. Один из них был схож с Реформатской церковью на Мойке.
Но в итоге Боссе выбрал иной вариант, получивший официальное одобрение 15 января 1862 года.
Рабочие чертежи разработал архитектор К. И. Хейдекен. Он же вел наблюдение за постройкой. Церковь была освящена 6 ноября 1864 года.
В 1896-97 годах изначальную звонницу церкви заменила высокая башня:
Ее автором был архитектор Й. Стенбек
На немецкой церкви Стенбеку пришлось колокольню надстраивать после прибытия новых колоколов из Германии, насколько я знаю. Шпиль - узнаваем.
Эмпорис
http://www.emporis.com/building/saksalainenkirkko-helsinki-finland Контактная информация
http://www.deutschegemeinde.fi/en/contact-information
Биржа
Боссе Гарольд-Юлий Андреевич (Эрнестович)
Выставка "200 лет Харальду Юлиусу фон Боссе"
В честь 200-летия Харальда Юлиуса фон Боссе в Санкт-Петербурге, Дрездене, Потсдаме и Риге проходит ряд мероприятий. 14 сентября в художественном музее "Рижская биржа", в зале Боссе, открывается посвященная ему выставка. Параллельно проходят чтения с участием лекторов из Петербурга.
В зале Боссе демонстрируется портрет самого архитектора и известнейшие его проекты, рисунки и чертежи.
http://www.kultura.lv/?s=246&id=18901&setl=3 Розенталь
http://memorialiemuzeji.lv/ru/personibas-ru/janis-rozental/http://www.kultura.lv/?id=19353&r=%D0%AF%D0%BD%D0%B8%D1%81-%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%81 Ренессанс рижской Биржи
http://www.rigacv.lv/articles/rizskaja_birza В роду Боссе были известный живописец и архитектор
Таковым, без сомнений, можно назвать описание рода Боссе, сделанное, по-видимому, по заказу представителей этого семейства еще до Октябрьской революции. В составленном генеалогическом древе они попытались докопаться до самых ранних истоков. Из этого документа мы узнаем, что род Боссе никогда не имел бельгийских корней, как ошибочно до 2009 г. считало большинство наших профессиональных донецких историков. Речь идет о немецких корнях.
«Согласно официально подтвержденной пастором Лессером выписке от 15 февраля 1879 года из церковной книги приходской деревни Нелбен (Nelben), район Заале в бывшем княжестве Магдебург, современного административного округа Мерзебург прусской провинции Саксония, местный 60-летний житель Себастьян Боссе умер 28 марта 1721 г. (т.е. родившийся примерно в 1661 г.). Его статус неизвестен, его жена Катарина умерла перед ним 16 августа 1701 г. при родах. День и год рождения, а также дата рождения и смерти его родителей, их состояние и происхождение больше не упоминаются, поскольку сохранившиеся церковные записи города датируются только до 1701 г. У него было два сына Себастьян и Андреас», - таковы первые документальные упоминания о роде Боссе. Вот как раз сын Себастьян считается родоначальником семейства Боссе в России.
Он родился 24 февраля 1697 г. в деревне Нелбен (Nelben), занимался с 1712 г. в латинской школе дома для сирот в Галле. Через пять лет поступил в местный университет и после его окончания посвятил себя богословию. В России он оказался в 1726 г., во времена царствования императора Петра II. 12 июля по рекомендации профессора Франке он был назначен кантором и учителем Лютеранской церкви святого Петра на Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурга. Себастьян Боссе прослужил здесь на протяжении 49 лет. Он умер в 1775 г., в возрасте почти 78 лет и был похоронен 31 января. В 1728 г. он женился на девушке из Императорского двора Мари Кристин. У них было 8 детей (4 сына и 4 дочери), из которых только три сына и одна дочь пережили его.
О них информация практически отсутствует, только кое-что известно об одном из сыновей пастора - Иоахиме Готхильфе Боссе, родившегося 7 декабря 1742 г. и считающемся родоначальником ветви семьи Боссе выходцев из Риги.
Можно еще долго приводить выписки из составленного генеалогического древа этого рода. Однако остановимся лишь на двух наиболее известных именах, приходящихся дальними родственниками нашему инженеру.
Речь пойдет о профессоре живописи и гравере Эрнесте-Готгильфе Боссе (4.08.1785 г., Рига - 14/26.12.1862 г., Флоренция). В 1814 г. он учился в Дрезденской Академии художеств, примерно в 1815-1820 гг. - в студии Джузеппе Грасси в Риме. Стал почетным членом Академии святого Луки в Риме. В 1820 г. переехал в Санкт-Петербург, где получил должность придворного живописца императора Александра I и до 1822 г. работал живописцем при Императорском Эрмитаже. В 1822 г. за удачно выполненный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны был отправлен в Европу для копирования картин мастеров итальянского Возрождения, которые предназначались для Петербургской Академии художеств, «к пользе воспитанников».
Боссе сам составил список произведений, с которых должен выполнить копии. За свою работу он попросил три тысячи рублей ежегодно. Художник поселился в Дрездене. С 1822 по 1830 г. выполнил около 15 работ такого рода. Однако Совет Академии художеств счел, что из всех картин лишь копия полотна Гвидо Рении «Се - человек» (Ecce homo) сделана на достаточно высоком уровне, а остальные копии слабы, и многие русские живописцы, находящиеся за границей, могли бы сделать их лучше. Ввиду этого Академия не хотела принимать эти копии, тем более что отправка их в Петербург должна была осуществляться за ее счет. По-видимому, после этого в 1832 г. Боссе было отказано в содержании. Он был лишен должности придворного живописца, но сохранил звание профессора Академии художеств в Петербурге. Последние десятилетия Боссе жил во Флоренции, став почетным членом Флорентийской Академии художеств. В его браке с Вильямной Даномарк родилось трое сыновей, младший из которых стал очень известным зодчим Санкт-Петербурга.
Харальд Юлиус Боссе (также Юлий Андреевич, Гаральд Андреевич, Гаральд Эрнестович, 17.09.1812 г., Санкт-Петербург - 1894 г.). Учился в Дармштадте, «где прошел четырехлетний курс архитектуры у придворного директора строений Ф. Молера». Переехал в Санкт-Петербург в 1831 г. и начал работать чертежником у художника Александра Брюллова. Харальд Юлиус Боссе получил звания от Академии Художеств: свободного художника (1832 г.), академика (1839 г.), профессора (1854 г.). С 1858 г. - архитектор Высочайшего двора. Автор множества дворцов, особняков, загородных резиденций и культовых сооружений, в которых мастерски использовал элементы архитектуры различных эпох и стилей (ренессанс, барокко и др.). С 1863 г. в отставке по болезни, последние годы жил и работал в Дрездене. В возрасте 82 лет зодчий скончался, похоронен в Дрездене на кладбище Тринита. Его сын также стал довольно известным архитектором.
Источникhttp://dnews.donetsk.ua/publications/donbasshistory/2013/04/24/17138.html Архитектура эпохи историзма: традиции и новаторство; сборник статей Международной Научной Конференции, Посвященной 200-Летию со Дня Рождения Архитектора Гаральда Боссе (1912 - 1894)
http://books.google.lv/books/about/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D1%82.html?id=jTsBnwEACAAJ&redir_esc=y Гаральд Боссе. Архитектурное и графическое наследие: к 200-летию со дня рождения
http://zapasslov.ru/product_info.php?products_id=3325 В 1850 году столичный зодчий Харальд Боссе набросал проект большого здания, под одной крышей объединявшего биржу и театр: в квартале между Зиргу, Мейстару, Амату и Шкюню. Проект не приняли, прошло четыре года, и он же предложил ещё семь вариантов в четырёх разных местах. Все они подразумевали покупку и снос старых зданий: в городе, стянутом бастионами, свободное место давно перевелось.
В 1859 году Людвиг Бонштедт, опять-таки питерский архитектор, создал проект, который всех устроил
http://otvet.mail.ru/question/25741356 Во второй половине 19-го века в Риге стремительно начинает развиваться промышленность, и древний торговый город превращается в современный индустриальный центр, который имеет большое значение для Российской империи. Через Рижский порт и железнодорожный узел проходят большие объемы коммерческих товаров. По этой причине возникла необходимость в отдельном здании, где можно было осуществлять различные торговые сделки.
После длительных споров, работ по проектированию и согласованию 3 июня 1852 года был торжественно заложен камень в основание нового здания биржи. Разработку проекта поручили петербургскому архитектору Харальду Боссе, профессору Академии художеств. Здание спроектировано и построено в стиле венецианских дворцов.
Строительство продвигалось очень быстро, и 26 мая 1856 года при участии русского царя Александра II состоялось торжественное открытие здания биржи.
http://www.rere.lv/ru/proiekty/makslas-muzejs-rigas-birza/ Одновременно удалось обнаружить могилу придворного архитектора из Санкт-Петербурга Харальда Юлиуса фон Боссе, чьи архитектурные работы украшают город на Неве до сих пор. В Дрездене по проекту фон Боссе была построена русская православная церковь во имя святого Симеона Дивногорца, отметившая 6 июня этого года 135-летие со дня освящения. Она является исторической и архитектурной достопримечательностью Саксонской столицы, а также одним из «русских следов» в Саксонии.
http://russkiymir.ru/publications/87225/ Гондола в полете
...А визитной карточкой «Рижской биржи» станет «Гондола» - работа известного российского художника Дмитрия Гутова. Это подарок музею от латвийских меценатов Бориса и Инары Тетеревых.
Конечно же, только гондола может стать визитной карточкой «Рижской биржи», построенной в стиле венецианского палаццо. Но, как шутят музейные работники, поскольку в Риге для гондолы не хватает каналов, то она будет летать по воздуху - в застекленном дворике на высоте 11 метров...
http://www.meetingtour.lv/ru/Rasskazi_o_Baltii?Stories_item_id=24 Коллекция зарубежного искусства из Рижского замка в помещения Биржи переезжает лишь частично. В замке часть помещений продолжит функционировать в качестве хранилищ музея, т.к. в здании Биржи хранилища не предусмотрены. Все три музея в Рижском замке -Национальный исторический, Зарубежного искусства, Литературы и музыки, - а также коллекции «Арсенала» уже в 2010 году должны были переселиться в новый комплекс у Дзегужкалнса или в так называемые хранилища улицы Пулка. Однако проект был приостановлен, строительство ещё не началось.
У нас есть достаточно внушительная коллекция фарфора, и ей в здании Биржи отведено особое место - так называемая Западная галерея, которая хорошо подходит для размещения витрин. Коллекция фарфора ранее показывалась только фрагментарно. Сравнительно широко представлены изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Эта экспозиция хронологически приближается к нашим дням, т.к. в свое время у Музея зарубежного искусства при комплектации коллекции было налажено успешное сотрудничество с самой мануфактурой.
Имеется еще отдельный Серебряный кабинет - для коллекции изделий из серебра, которая впервые показывается целиком, потому что в Бирже имеется очень подходящее небольшое помещение - сейф. Своё место спроектировано и для объекта, которым многие интересуются активнее всего - мумии. [Это - единственная имеющаяся в Латвии мумия египтянина, попавшая в Ригу в 1902 году, и с того времени было принято считать, что это - женщина. В 2001 году было закончено обследование мумии с использованием современных технологий. Исследование проходило в сотрудничестве с египтологами Лувра и Турина, и было обнаружено, что в действительности забальзамированный - мужчина в возрасте 35-40 лет. Ещё в Музее зарубежного искусства в коллекции Древнего Египта имеются две мумии котов и пять мумий рыб. - A.И.] Однако египетские материалы мы покажем в 2014 году, когда Рига станет Европейской столицей культуры Европы - пока что в сотрудничестве с Лувром продолжается проект по исследованию египетской коллекции. До 2014 года мумия будет покоиться в замке.
Один из трёх этажей Рижской Биржи отведён так называемой Восточной галерее, постоянная экспозиция которой появится позже. Музей обладает обширными коллекциями искусства Китая и Японии. В Восточной галерее можно посмотреть гостевую выставку «Восточный фарфор и Нидерланды: взаимодействие Востока и Запада в XVII столетии». А после 4 декабря, когда выставка закончится, в галерее будет создана экспозиция уже из собрания музея.
На первом этаже расположен Большой зал с колоннами. Когда это здание попало в наше распоряжение, я смеялась, что из восьми колонн я теперь никуда не вырвусь на волю. Потому что и в зале главного здания музея на улице Кр.Валдемара есть восемь колонн, и здесь - тоже. Выставочный зал очень красив. Но он и специфичен, и сложен.
Ещё хотелось бы подчеркнуть, что Большой зал отвечает тем международным нормам, которые устанавливают правила экспонирования художественных работ и которыми следует руководствоваться всем музеям. В том числе это возможность регулировать климат внутренних помещений, варьировать различные виды освещения.
http://www.arterritory.com/ru/teksti/intervjju/252-rizhskaja_birzha_ot_kotirovok_k_iskusstvu/ Гаральд-Юлиус Эрнестов сын родился 28 сентября 1812 года в Лифляндской губернии в Риге (по другим источникам, в Санкт-Петербурге, в семье профессора живописи и гравера Эрнста-Готгильфа Боссе. Первоначальное художественное образование получил в Строительной школе Дрездена, затем в Дармштадте, «где прошел четырёхлетний курс архитектуры у придворного директора строений Ф. Молера». Переехал в Санкт-Петербург в 1831 и начал работать чертёжником у А. П. Брюллова.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B5,_%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%83%D1%81 1864 - Немецкая церковь в Гельсингфорсе (Хельсинки) (Unioninkatu, 1)
Проект Загородная вилла Вёрмана под Ригой (1850-е годы)
Гаральд Эрнестович (Гаральд Юлиус) фон Боссе родился 17 сентября 1812 года в Санкт-Петербурге. Место рождения подтверждается записью в Регистрационной книге церкви св. Петра в Петербурге о крещении 6 октября 1812 года Гаральда Юлиуса Боссе с указанием его даты рождения и имён родителей. Предположение о том, что будущий архитектор появился на свет в Риге, основывается только на том, что он сам себя считал "лифляндским уроженцем"
http://walkspb.ru/lich/bosse.html Детали интерьеров Рижской Биржи
http://renatar.livejournal.com/591659.html Само здание Биржи на рубеже 19-20 веков:
"В пятницу вечером, 10 апреля, со здания бывшей Рижской биржи, которая находится на Домской площади, упали огромные куски фасада. На земле лежало столько камней, что сосчитать было трудно", - пишет очевидец.
"Чудо, что на тротуаре не оказалось пешеходов. На мой взгляд, столичной строительной инспекции необходимо провести осмотр этого здания".
http://www.delfi.lv/reporter/news/witness/chitatel-hotite-poluchit-kirpichom-po-golove-togda-vam-v-staruyu-rigu-foto.d?id=45809769 Портрет Боссе
Фотография Боссе
>
Открытие
Реформатская церковь в Петербурге:
Церковь в Хельсинки поближе (фото из Википедии):