Поездка на север Латвии, часть 1-я: Рига-Лимбажи-Алоя-Сканькалне и др.
Sep 13, 2014 13:14
Покажу долгожданный фотоотчет о нашей поездке на север Латвии 30 августа 2014 г. в рамках намеченной программы фотографирования замков за этот год. Были заодно осмотрены наиболее примечательные объекты по дороге - дворцы, церкви, природные достопримечательности. Вообще это почти идеальный маршрут для велосипедистов - через каждые 5-7 километров можно что-то новое увидеть. Фотографий получилось много, поэтому пришлось пост разделить на две части. Будет много нетуристических мест.
Вместо эпиграфа к данному посту хочу поставить цитату из сказки, имеющую отношение как к посещенному региону, так и общей атмосфере от него:
Но пришла ко мне Сказка и сказала: - В нашем краю сила может воплотиться в трижды по девять образов, и самое малое - с девятью деревами надо тебе подружиться, и только тогда поймешь, что такое любовь, дарящая силу, и каким волшебным могуществом обладает слово “оберегать”. И тогда пришла ко мне Легенда, дала в руки подарок - полотенце длинное-длинное, в девять рядов сложенное, и сказала: - Иди в дорогу и разворачивай. В Лимбажских озерах вычерпывала я радугу. Чем больше черпала, тем ярче сверкало озеро. Одаряло меня мудростью, скрытой в речах пастушат и сказочных великанов. Говорят, и в капле росы скрывается радуга, только редко кто дает себе труд отыскать ее. Скайдрите Калдупе “Сказки доброго великана”
2. И вот я развернула карту нашего однодневного маршрута (все названия здесь читаются с ударением на первый слог). В этот репортаж вошли объекты с 1 по 12 номер:
3. Специально для тех, кто захочет воспользоваться нашим маршрутом, должна заметить, что поскольку в некоторых местах раньше бывала, повторяться не стала. Но тем, кто едет впервые, лучше не пропустить находящийся по дороге дворцовый комплекс в Бирини, расположенный на отрезке между Раганой и Игате. Это излюбленное место проведения свадеб и прочих празднеств. Там много разных красивых мест для фотографирования. Правда, ландшафтный парк с Дубом Любви с колокольчиками молодоженов несколько запущенный. Подробнее можно посмотреть на официальном сайте дворца.
4. Наше фото 2013 г. - дворец Бирини с обратной стороны:
5. Беседка, украшенная к чьей-то свадьбе:
Теперь непосредственно о самой поездке 30 августа.
6. Остановка в Игате не была запланированной, но увидев, что рядом с дорогой появилось нечто новое, пришлось остановиться. Это первая в истории Латвии экуменическая церковь Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Инициаторами и участниками проекта являются прихожане католической и протестантской общин Игате. Церковь, возведенная по проекту архитектора Александра Солошенко, была освящена в январе 2013 г. В Латвии также впервые предусмотрено специальное место для молебнов о недоношенных детях, о женщинах, которые не могут зачать ребёнка, о сложных взаимоотношениях родителей и детей, о проблемах здоровья детей и других вопросах семьи и жизни. Ранний утренний свет мягко окутывал стены церкви, приглашая полюбоваться новой архитектурой:
7. Сравните с первоначальным проектом церкви - это, кстати, судьба почти всех проектов. Когда заказчик узнает о стоимости дополнительных рюшечек, он начинает их вычеркивать:
8. Там же в Игате почти напротив церкви есть дворец, построенный в стиле неоренессанса по проекту Р.Х. Цирквица в 1880 г. для фон Пистолкорсов. Ныне здесь расположена гостиница, а также, как и в Бирини, предоставляются помещения для проведения свадеб, юбилеев, семинаров и конференций. Подробнее о дворце на его официальном сайте. Мы в этот раз туда не заезжали, ибо впереди была обширная программа, но наше фото 2007 года Игатского дворцового комплекса со стороны мельницы-кафе покажу здесь:
9. Спидометр от Риги до Набе насчитал 79 км, первая остановка возле информационного стенда. На нем показано несколько веломаршрутов по местным достопримечательностям. Только вот кто придумал установить стенд по ту сторону канавы? Из-за этого и фото получилось не лучшего качества, [поэтому в целях экономии траффика прячу под спойлер]
10. Основная цель в Набе - вот это заброшенное имение. Крайнее справа сооружение - башня средневекового замка Наббен. Подробнее можно прочитать на моем сайте. В 2006 году были выделены деньги на реставрацию башни, но кроме подлатанной крыши тут ничего не изменилось, даже с другой стороны еще остались строительные леса:
11. От Набе до Лимбажи всего 14 км. Лимбажи - один из старейших городов в Латвии, место было населенным еще до нашей эры, а в исторических источниках упоминается в 1223 г. В XII-XIII веках здесь располагался центр округа Метсеполе, где находился укрепленный замок народа ливов Лемиселе. В XIII в. в Лимбажи началось строительство замка рижского архиепископа. В 1385 г. Лимбажи получили права города, были членом Ганзы. В это время на гербе Лимбажи изображался св. Лаврентий с решеткой для поджаривания. Приблизительно тогда же город был укреплен крепостной стеной с башнями. Однако в войнах XVI-XVIII вв. город многократно разрушался. Несмотря на это, развалины замка частично сохранились и ныне находятся за краеведческим музеем, нарядно украшенные разноцветными флажками:
13. Реставрация замка началась в 1999 году, именно тогда я побывала тут первый раз. С тех пор здесь появилась деревянная конструкция - смотровая башня. Рядом с башней находятся замковые ворота - исследователи отмечают их большое сходство с городскими воротами в городе Висбю на острове Готланд (Швеция), что свидетельствует о том, что в Лимбажи работали и готландские мастера.
14. Старый город вокруг замка тоже заслуживает внимания: его застройка велась в XVIII - конце XIX века. В 1747 г. город практически дотла сгорел, уцелело всего 4 дома. Но в 1783 г. отстроился заново и вновь получил постоянные городские права, хотя это дорого стоило горожанам. Приходилось неоднократно жаловаться в российскую столицу о притеснениях и несправедливости, которые им приходилось терпеть от Рижского магистрата. Многие адвокаты того времени жили на средства, поступающие от рижско-лимбажских судебных разбирательств. В то же самое время от города были отделены замковые имения Ладе и Лимбажи, которые до II мировой войны еще являлись собственностью Риги. Сейчас есть возможность забраться на башню старого лимбажского пожарного депо, где после реконструкции сделан стеклянный пол, зайти в т.н. музей Живого серебра (Dzīvā sudraba muzejs), сайт музея, правда, по-дурацки сделан, мало информации.
15. Приятная карта - показаны все основные достопримечательности, не просто кружочками, а прорисованы в деталях, видно, где церкви, где замок и т.п., есть пояснения на русском языке:
16. Красивая дверь. И - деталь: блюдечки для кошки. В самом центре старого города, кстати. Кошка - та самая, что ходила у черного бумера в одном из моих прошлых фоторепортажей:
17. Лимбажская православная церковь Спаса Преображения, одна из наиболее красивых православных церквей в Латвии, построена в т.н. “русском стиле” между 1901 и 1903 гг. для российских войск, освящена 26 октября 1903 г. в честь св. князя Александра Невского. В 1937 г. храм был переосвящен во имя Преображения господня. Связано это было с деятельностью митрополита Августина, который провозгласил о «слиянии целей» Православной Церкви и Латвийского государства, настоятельно требовал переводить богослужение во всех латвийских храмах на латышский язык, а при храмах, у которых были только русские приходы, открывать и латышские. Нововведения митрополита Августина затронули и храмы, из названий которых старались убрать все, что указывало на их прежнюю связь с РПЦ. Так Лимбажскую Александро-Невскую церковь и переосвятили. Подробнее о священниках церкви, пожертвованиях и проч. тут.
18. Недалеко от церкви стоит скромный памятник Карлису Бауманису (1835-1905), автору национального гимна Латвии: впервые песнь «Боже, благослови Латвию» была исполнена в 1873 году на первом всенародном Празднике песни. Тогда у чиновников Российской империи вызвало недоумение слово «Латвия», которой не было, вернее, она была только в умах латышей, отчего было рекомендовано «Латвию» заменить на «Балтию». Но как пели латыши «Латвия», так и пели, потому как то была их светлая мечта в те времена. Интересно, что написано было по мотивам гимна Англии, если верить этому источнику. В 1918 г. песнь была исполнена со словом «Латвия» уже в открытую, потому как Латвия из мечты стала явью, но произведение еще не стало гимном. Это официально случилось 7 июня 1920 г. Текст гимна на русском языке.
19. На фото далеко не всё, что мы видели в Лимбажи, но пора уже в дорогу. Следующая остановка через 9 км в Катвари. Мы искали имение, но свернули чуть раньше, чем следовало. Зато увидели нечто немыслимое по нынешнему законодательству Латвийской Республики: вывеску на русском языке. И никто ее не сорвал в пылу националистического угара, не сломал и не сжег за прошедшие без малого четверть века, хотя магазин уже давно заброшен, не выдержав капиталистической конкуренции:
20. Но вот и имение Катвари, построенное в середине 18 века. В следующем столетии с помощью красного кирпича зданию придали неоготические формы согласно моде того времени. Владельцы имения менялись - Менгдены, Кампенгаузены, Берги, Вольфы, последним владельцем до 1920 г. был барон Зоммер. Здесь помощником садовника работал и учился Юрис Нейкенс (писатель, проповедник, организатор Первого латышского Праздника песни в 1864 г. в Дикли). Родители отдали мальчика учиться ремеслу к родственнику - садовнику имения, где Юрис от садовника и его дочерей выучил немецкий язык. До недавнего времени в здании находилась школа-интернат для детей с задержкой в развитии - готовили столяров, поваров и швей. Подробнее тут.
22. От Катвари до Озолмуйжи 31 км. В Латвии есть как минимум шесть разных Озолмуйж. До 1448 года эта Озолмуйжа, также как и другие усадьбы неподалеку, была вспомогательной по отношению к усадьбе Коскуле, что возле озера Буртниеку, но об озере мы поговорим позже. Корфы, Розены, Менгдены, Меллины - разные баронские роды владели Дубовой усадьбой ("озолс" - дуб по-латышски). В настоящее время во дворце располагается Озолмуйжская школа. Подробнее можно прочитать по ссылкам тут.
23. Внутри здания были роскошные интерьеры, да и сейчас сохранилось немало интересного в декоративной отделке помещений:
24. Через дорогу, напротив имения, виднеется озеро, справа в кадр попал красный кирпич старинной сторожки. Это еще не озеро Буртниеку, но тоже красивое:
25-26. Я соблазнилась тем, что от Озолмуйжи до Дикли всего 7 км, и не поехала туда со стороны Валмиеры, как делают все нормальные люди. Мало того, что от Озолмуйжи проложена гравийная дорога, так она еще петляет и делает неожиданно резкие повороты, которые за несколько минут вытрясли всю душу. Иными словами, укачало, почти первый раз за все время, что мы путешествуем. И потому Дикли не впечатлили. Но это не повод, как у великого путешественника Берендея сразу писать негатив в ЖЖ. Никакие внешние факторы не должны влиять на субъективную оценку во время поездок. В Дикли надо будет еще вернуться и погулять по парку Мазбриедес площадью 20 га, зайти вовнутрь главного здания, там красивые интерьеры:
Дикли - старинное владение рода фон дер Паленов. Самые ранние сведения об истории усадьбы сохранились с начала 15 века, когда имение принадлежало Готшалку фон дер Палену. Россиянам будет интересно узнать, что некоторое время имением владел Карл Густав Левенвольде, один из братьев Левенвольде, что возвели Анну Иоанновну на российский престол. О Левенвольде и их владениях у меня было несколько постов в ЖЖ: 1, 2, 3, 4. Подробнее об истории дворца можно посмотреть тут. С начала 21 века здесь гостиница, ресторан, комплекс отдыха с банями, джакузи и бассейном, SPA. Здание - классический пример стиля необарокко, с мансардными крышами и ризалитами.
27. В местной культуре Дикли связаны с традицией проведения праздников песни. Эти праздники сейчас - грандиозные мероприятия, в которых участвуют тысячи людей, сотни хоров со всей Латвии и не только. А начиналось все это здесь - в 1864 году на Янов день неподалеку от парка поместья Дикли прошел Праздник песни, организованный священником и писателем Юрисом Нейкенсом:
28. От Дикли до местечка Пуйкуле 21 км. Господский дом имения Пуйкуле с дороги видится романтическим замком. Башня с маленькими башенками-бартизанами построена в стиле английской готики времен Тюдоров. Исследования французского архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка в 19 веке породили интерес к готическому наследию, которое также выразилось в подражании средневековой архитектуре в виде неоготических сооружений по всей Европе. Латвия также не стала исключением:
29. Так здание в Пуйкуле выглядит целиком. Бывшее имение фон Клодтов сейчас служит школой. Подробнее тут.
30. Внутри большой интерес представляет рыбный погреб, в котором хранилась свежая рыба к баронскому столу:
33. Пуйкуле - Унгурпилс: 14 км. Старая водяная мельница в Унгурпилсе, возле которой оставляем машину:
34. Здесь когда-то был средневековый замок Пюркельн. Но и более позднее имение продолжает разрушаться. К сожалению, именно здесь латвийская глубинка, в стороне от больших трасс и соответственно больших доходов нет. Но народ все же не опускает руки, что вы и увидите на следующих фотографиях:
35. Город Алою от Унгурпилса отделяет всего 5 км. Население менее трех тысяч жителей, площадь территории города - 2,27 км². На улице замечаем такую карту города. Чуть правее центра на ул. Базницас (Церковной) виден значок лютеранской церкви, а выше него - православной. Сюда и поедем.
36. Красивое здание в Алое, но частично новодел:
37. Сравните верхнее фото со старинным, сделанным около 1925 года:
38. Мох красиво окаймил крышу соседнего здания:
39. Неподалеку стоит Алойская лютеранская церковь. Приход здесь существует с 1534 года, в 1695 г. возвели деревянную церковь с отдельно стоящей колокольней, которые сгорели от удара молнии 24 мая 1768 г. Тогда было построено нынешнее здание церкви, освященное весной 1776 года:
40. Небольшое отступление - близ Алои некогда находился средневековый замок Эйхенангерн, от которого на поверхности земли ничего не осталось. Земли были разделены между имениями Стабеги и Стакенберги, расположенными в 1 км от центра нынешней Алои. От имения Стакенберги фактически осталась только вот эта Христорождественская церковь. Построена в 1895 г. по проекту первого латышского дипломированного архитектора Яниса Фридриха Бауманиса, которого больше знают по ряду объектов в Риге в районе т.н. бульварного полукольца. Эйхенангернский (так назывался приход до 1917 г.) православный приход учрежден в 1846 г. По типовому проекту православных церквей в Лифляндской губернии, в Эйхенангерне в 1847 г. была заложена деревянная церковь, которую разобрали в 1891 году из-за опасности обрушения. Новую каменную церковь освятили 8 октября 1895 г. Подробности здесь.
41. Моя неуклюжая попытка сфотографировать что-то художественное сквозь паутину:
42. Алоя - Стабеги, все передвижения происходят в радиусе 3 км. На фото - законсервированные развалины амбара в местечке Стабеги. От средневекового замка Эйхенангерн на поверхности земли, как уже говорилось, ничего не осталось и даже место археологами еще не локализовано. Но, возможно, камни использовались местными жителями для своих построек? В 1582 г. польский король Стефан Баторий подтвердил право собственности на земли Эйхенангерна Фабиану фон Унгерну с одним условием, что он уничтожит замок, дабы его не смог захватить неприятель. Про замок информация тут.
43. Дальше дорога ведет в Мазсалацу (сделали крюк через Матиши, чтобы не пылить по грунтовкам) - 41 км до цели. Сначала хотели заехать в местечко под Мазсалацей, которое называется Сканькалне (бывш. Кольберг), случайно свернули не туда, но церковь Сретения Господня (1897-98 гг.) сфотографировали для протокола. Считается, что ее архитектором был епархиальный архитектор Владимир Лунский, однако он лишь контролировал ход архитектурного строительства, а строили храм по проекту того же латышского архитектора Яниса Бауманиса, именуемого в документах Иваном Бауманом. В январе 1897 г. в Риге состоялся аукцион для подрядчиков, желающих строить новую каменную церковь в имении Кольберг - конкурс выиграл некий Пётр Штейнберг, обязавшийся построить храм за 12350 рублей. Разные детали происходящего хорошо описаны тут. Поскольку дело было в субботу, то церковь была открыта, а вокруг деловито сновали прихожане:
44. На парте, установленной недалеко от эстрады в Сканькалне, написано: "Ливы". Надо сказать, что в округе Мазсалацы находится множество достопримечательностей, связанных с древними латышами, ливами и эстонцами - могильник каменного века Звейниеки, холм Ринню, жертвенные пещеры и городище ливов, святые камни Пуйены и городище Викшену.
Продолжение следует. Надо сказать, что вторая часть будет намного интереснее первой. ;-)