Памяти великого актера

Oct 14, 2013 13:34

На 77-м году жизни умер актер Эдуард Марцевич, легенда советского кино. Известного актера 2 октября срочно госпитализировали в реанимационное отделение НИИ им. Склифосовского, из-за резко осложнившегося состояния здоровья. Врачи оценивали состояние здоровья актера как тяжелое. Он скончался 12 октября, не приходя в сознание. Поклонники актера смогут проститься с ним в четверг, 17 октября в 12:00 в Москве в здании Малого театра на Большой Ордынке, 69.



Я далеко не обо всех актерах пишу в своем журнале, в основном о тех, кто нравился. В юности, когда я больше интересовалась кинематографом (в смысле актерами), Марцевич как-то остался незамеченным, хотя, как выяснилось, одна его роль запала в душу уже тогда. А буквально недавно я смотрела один фильм с его участием и то, как он исполнил свою роль, заставило меня о многом задуматься. И вот его не стало... Под катом немного биографических данных, фотографий, рассуждений.


Немного биографических сведений:
Эдуард Марцевич родился 29 декабря 1936 года в Тбилиси.
Фото в молодости. Не узнать, честно говоря:



Окончил Театральное училище им. М. С. Щепкина. На втором курсе Марцевич подготовил отрывок из трагедии Шекспира «Гамлет».
В 1959 г., после окончания театрального училища, он показался Охлопкову в отрывке трагедии Шекспира "Гамлет" и был принят в театр им. В.Маяковского. Там Марцевич заменил в роли Гамлета Евгения Самойлова. Громким дебютом Марцевича стало исполнение роли Гамлета на сцене этого театра. Педагог Марцевича говорил: "Ты самый счастливый, но и самый несчастный человек, ибо сыграть Гамлета - значит взлететь, но удержаться наверху трудно".
Судя по этому фото - это действительно Гамлет, верится сразу и бесповоротно:



Эдуард Марцевич начал сниматься в кино еще в студенческие годы. Его дебютом стала роль Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети» по одноимённому роману Ивана Тургенева. После этой работы талантливого актера заметили знаменитые режиссеры такие, как, например, Сергей Бондарчук. Он доверил молодому Марцевичу роль Друбецкого в экранизации романа Льва Толстого «Война и мир».
Очень необычно выглядит Марцевич в этой роли:



В 1969 г. Эдуард Марцевич становится артистом Малого театра.
В 1973-1975 преподаёт в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина.
В 1987 году Эдуарду Марцевичу присвоили звание «Народный артист РСФСР».
В последнее время актёр продолжал работать в кино и регулярно выходить на сцену Государственного Академического Малого театра.
Сыновья Эдуарда Марцевича Кирилл и Филипп пошли по стопам отца.
Но перейдем к кинематографу.




Снялся в 60 с лишним фильмах. Наиболее знаменитые картины с его участием: Отцы и дети (роль Кирсанова), Война и мир (Друбецкой), Красная палатка (Финн Мальмгрен). Самые известные роли в кино Эдуард Марцевич сыграл в период с 1974 по 1985 год: Гончарный круг, Обелиск, Идеальный муж, Женщина в белом, Государственная граница, ТАСС уполномочен заявить… Зрители запомнили и полюбили актера по ролям в драме «Ищу мою судьбу» (священник Александр), историческом сериале «Карл Маркс. Молодые годы» (немецкий поэт Генрих Гейне), комедии «Идеальный муж» (лорд Горинг), исторической картине «Россия молодая» (Лефорт), Анна Каренина и других фильмах.

Вот его роль в фильме "Красная палатка" мне запомнилась на всю жизнь... Пронзительная трагичность роли Мальмгрена "зацепила" мою тогда еще детскую душу и оставила свой отпечаток навсегда. Это к вопросу о воздействии настоящего Искусства.



Коротко о фильме:
"Красная палатка" (2 серии) - 1969 год. СССР-Италия. Режиссёр - М.Калатозов. Спустя сорок лет после крушения дирижабля «Италия» престарелый генерал Нобиле продолжает мучиться, пытаясь найти для себя оправдание за свою не слишком блестящую роль в трагедии 1928 года. В своем воображении генерал снова и снова собирает в своей комнате участников тех событий, чтобы потребовать от них суда над собой. Лётчики Лундборг и Чухновский, исследователи Амундсен и Самойлович, метеоролог Мальмгрен и его возлюбленная Валерия, радист Бьяджи и капитан базового судна Романья становятся обвинителями, присяжными, свидетелями и адвокатами. Они заново с пристрастием рассматривают каждый шаг Нобиле от вылета экспедиции из Кингсбея до спасения оставшихся в живых советскими лётчиками и моряками. И снова каждый остаётся при своём мнении.



Марцевич и итальянская актриса Клаудия Кардинале в фильме "Красная палатка":



Я только сейчас поняла, откуда у меня с детства такая любовь к свитерам грубой вязки - оттуда, из того фильма... Бывает же такое.



Но особенно я хотела бы поговорить о другом фильме. Вот та роль, в которой он мне понравился не так давно:



Об этом фильме:
«Женщина в белом» - двухсерийный фильм режиссёра Вадима Дербенёва по мотивам одноимённого романа Уилки Коллинза. "Молдова-фильм", 1981 г.
Англия. Молодой художник Уолтер направляется в имение эсквайра Фэрли, где получил место учителя рисования. По дороге он встречает странную женщину, одетую во всё белое. Уолтер провожает девушку на окраину Лондона, где узнаёт, что она сбежала из сумасшедшего дома. Попав в имение мистера Фэрли, Уолтер работает с гравюрами хозяина и даёт уроки рисования его племяннице Лоре Фэрли и её сводной сестре Мэриан Хэлком. Между ним и Лорой возникают чувства, которым не суждено развиться - девушка обручена с баронетом Персивалем Глайдом. Уолтер вынужден уехать из имения и отправляется в экспедицию в Центральную Америку. Лора выходит замуж за Персиваля, которого совершенно не любит. На кону приданое супруги - 50 тыс. фунтов стерлингов. Глайд и граф Фоско (муж тётушки Лоры) убивают сбежавшую из сумасшедшего дома женщину в белом, которая как две капли воды похожа на Лору, и хоронят ее как жену баронета. В то же время саму Лору помещают в сумасшедший дом. Художник, вернувшись в Англию, разоблачает преступников и освобождает девушку. Женщина в белом, как выясняется по ходу фильма, оказалась сестрой Лоры по отцу.

Марцевич в роли Персиваля Глайда:



Честно говоря, я просто не могу себе представить никого другого в этой роли, при том, что книгу я читала еще до просмотра фильма.



Великолепная актерская игра, еще старой школы, минимальными средствами передается сложная гамма чувств - тут и отблески раскаяния и в то же время решимость довести преступление до конца, и ревность и обида...



Кстати, фильм частично снимался в Прибалтике. Но об этом - в другой раз.



Да, еще к вопросу о Прибалтике и ее влиянии на Эдуарда Марцевича:
"Многое дал ему Мильтинис, руководитель знаменитого театра из маленького литовского города Паневежис, гремевшего тогда на весь мир. Он приезжал оттуда с горящими глазами, с жаждой поделиться всем, что узнал от мастера. Это был очень интересный и важный для него период, культурный пласт", - вспоминал актер Василий Бочкарев.

Марцевича тут сравнивают с Марлоном Брандо, но не согласна - живи Марцевич в другое время и в другой стране, думаю, он был бы намного более признанным актером:



Жалею, что открыла для себя Марцевича только сейчас. Но юности не свойственно понимать тонкую игру в передаче жизненных нюансов, это можно понять только когда уже какой-то жизненный опыт за плечами.
Вечная память великому актеру...

[Источники информации]
http://lifenews.ru/#!news/120913
http://ria.ru/culture/20131013/969609013.html
http://ria.ru/culture/20131013/969643831.html
http://www.ntv.ru/novosti/674918/
http://skuky.net/81923
http://www.kinokopilka.tv/movies/15330-zhenschina-v-belom
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E5%ED%F9%E8%ED%E0_%E2_%E1%E5%EB%EE%EC_%28%F4%E8%EB%FC%EC,_1981%29

Кино, Книги, Литература, Вечная_память, Искусство, Иллюзии, Персоналии

Previous post Next post
Up