Про железную дорогу Рига-Даугавпилс

Aug 13, 2013 07:32

Как уже упоминала, в минувшую субботу, 10 августа, ездила в Даугавпилс. Главным образом посетить могилы предков, три поколения моего рода лежат в земле этого одного из наиболее дальних латвийских городов (230 км от Риги). Но некоторое время посвятила и прогулке по городу, пофотографировала. Для разнообразия в этот раз ехала поездом, и именно о том, что видела из окна по дороге - и будет этот рассказ. До того я по этой дороге ехала последний раз 11 лет назад. Фотографий получилось неожиданно много, поэтому сегодня только о железнодорожных станциях и о том, что изменилось в стране за эти годы, увидите, как строят железную дорогу. Поскольку качество фотографий на ходу не слишком высокое, в этом посте они будут небольшого размера, их задача - информативная, но не художественная. Художественные будут в следующем репортаже. :-) Зато их с лихвой компенсируют старинные открытки с видами тех же станций 70-100 лет назад.






Кратко об истории железной дороги:

Истоки идеи строительства железной дороги Рига-Даугавпилс (Динабург) лежат в 1847 г., когда по инициативе комитета Рижской биржи ее генеральное собрание рассмотрело соответствующий проект. В 1853 г. было фактически основано Общество Рига-Динабургской железной дороги, однако из-за нехватки средств на строительство реализация проекта была временно прервана. Не пошла на пользу и Крымская война, отчего только в 1858 г. был утвержден устав акционерного общества и получено разрешение на строительство. 8 мая того же года видземский генерал-губернатор князь Суворов на торжественной церемонии открыл строительство железной дороги. Официальное открытие двухпутной линии стоимостью 10,5 млн. рублей, построенной под руководством английских инженеров, состоялось 12 сентября 1861 г. В 1894 г. эта железная дорога перешла в собственность государства.




В годы Первой мировой войны практически вся железная дорога Рига-Динабург находилась в прифронтовой зоне и понесла невосполнимые потери: были разрушены многие станционные здания, мосты, водоотводы и пути. Восстановление инфраструктуры требовало огромных усилий, и в результате на перегонах был восстановлен лишь одноколейный путь. После Второй мировой войны движение по этой железнодорожной линии увеличилось - постепенно был восстановлен второй путь между Ригой и Скривери, а также на отдельных перегонах. Эту работу планируется продолжать, поскольку железнодорожный участок Рига-Крустпилс является одним из самых загруженных в Латвии. В 1959 г. был электрифицирован участок линии Рига-Огре, в 1968 г. - Огре-Юмправа, в 1969 г. - Юмправа-Айзкраукле.

Здесь на схеме указаны все станции этого участка железной дороги, но поезд, следующий в Даугавпилс, останавливается далеко не на всех, поэтому и дальнейший рассказ будет только о некоторых из этих станций. Про рижские вокзал и станции также надо отдельно рассказывать, иначе пост будет слишком большим.



Итак, поезд из Риги выходит в 7:40, но наш состав подали на перрон на полчаса раньше. Вагон быстро заполняется людьми, поэтому полностью его интерьер не снять. Вот фрагмент уже в конце поездки, когда многие вышли, но все равно без людей сфотографировать не получилось. Сиденья такие же, как в туристических автобусах, с регулировкой:




Станция Саласпилс была расположена на другой стороне дороги, поэтому из окна я ее не сфотографировала. Рассказ начнется со станции Икшкиле, той самой, где когда-то стреляли в дипкурьеров Нетте и Махмасталя. Теодору Нетте потом Маяковский в 1926 г. посвятил свое произведение "Товарищу Нетте - пароходу и человеку".

ИКШКИЛЕ. Станция открыта в 1863 г. для привлечения на линию пассажиров. Отсюда их повозками и паромами доставляли на курорт Балдоне. В годы Первой мировой войны немецкая армия после прорыва фронта в 1917 г. проложила узкоколейку между станцией и бывшими немецкими позициями на левом берегу Даугавы; линия почти доходила до Балдоне. В северном направлении узкоколейка заканчивалась в имении Ропажи.
Станция в 1914 году:



И сейчас:




ОГРЕ. Станция была устроена в ненаселенном месте при строительстве железной дороги. Свое название получила по реке Огре. Поселок же еще в 1874 г. назывался "Дачным местом при станции Огер". Однако скоро подаренное городом Ригой одноэтажное станционное здание стало мало, и в 1877 г. у него надстроили второй этаж. В 1891 г. на станции оборудовали дамскую комнату. Во время Первой мировой войны станция не была разрушена. В 1925 г. здесь устроили электрическое освещение. Первоначальное здание разрушили лишь в 1944 г., а новое построили в 1947 г.
Станция Огре в 1917 году:



Трудно было снимать на ходу. Потом как-то приноровилась, но первые блины-таки получились комом:





Навес подземного перехода под путями:




КЕГУМС. Примерно на этом месте в 1884 г. находилась "Платформа 42-й версты", а перед Первой мировой войной - "Платформа №43". Первые сведения о существовании остановочного пункта Кегумс относятся к 1924 г. Ситуация изменилась в 1936 г., когда этот скромный полустанок начал обслуживать большое строительство Кегумской ГЭС. В 1937 г. по проекту архитектора В. Озолиньша начали строить новый вокзал, переделав старое здание в багажный склад. На первом этаже оконченного в 1939 г. здания оборудовали зал ожидания, буфет со вспомогательными помещениями, кабинет дежурного по станции и помещения для железнодорожной полиции. На втором этаже устроили квартиры для начальника станции и его помощников, а также стрелочников и коммерческих агентов. План привокзальной территории разработала архитектор Э. Легздиня. Буфетную украшала картина Х. Эберштейна "Даугавские пороги". Светильники были изготовлены по рисункам студента архитектуры Р. Аболиньша. После войны станцию восстановили близко к первоначальному облику.
Станция в 1939 году:



Наш поезд на этой станции не останавливался:




ЛИЕЛВАРДЕ. Станция Рингмундхоф появилась при строительстве линии. В годы Первой мировой войны ее безжалостно обстреливали с левого берега Даугавы, и после войны здание не восстанавливали. В 1922 г. здесь под названием Рембате сдали в эксплуатацию одно из первых вновь построенных станционных зданий независимой Латвии. В 1926 г. станцию переименовали в Лиелварде. Во время Второй мировой войны станционное здание вновь было разрушено, но в 1950 г. построено заново.
Станция в 1925 году:











Только что был дан сигнал поезду отправляться:




ЮМПРАВА. "Платформа 58-й версты" или "Платформа №59" существовала с 1894 г. В 1918 г. станция называлась Ломани, а с 1921 г. именуется Юмправа. Первое станционное здание построено в 1926 г. по проекту архитектора Л. Гринберги. Во время Второй мировой войны оно было уничтожено, а новое - построено в 1950 г.









СКРИВЕРИ. Станция Ремерсхоф открыта в 1861 г. В 1894 г. здесь были: станционное здание, навес для пассажиров, два перрона, жилое здание, товарный сарай, товарная рампа, две зольные ямы, колодец и туалет. На станции имеля поворотный треугольник для паровозов и поворотный круг для вагонов. В годы Первой мировой войны станция была практически сметена с лица земли. В 1923 г. по проекту Я. Нея было построено новое станционное здание, а прочее, некогда столь обширное железнодорожное хозяйство восстановлено частично. Во время Второй мировой войны станция снова сильно пострадала, и на ее месте в 1951 г. возвели новое строение.






Подсобные строения на станции Скривери:





И вот начиная от Скривери, на протяжении десятков километров были видны широкомасштабные работы по прокладыванию железнодорожных путей:













АЙЗКРАУКЛЕ. Станция Степини была открыта в 1919 г. С 1921 г. она называется Айзкраукле. Станционное здание по проекту Л. Гринберги начали строить в 1926 г. Через год оно было закончено, и по-прежнему находится в рижском направлении пассажирского перрона. Сейчас вокзалом служит другая, более просторная постройка, возведенная в годы советской власти. Как и в Кегумсе, подлинное оживление на станции началось со строительством Плявиньской ГЭС и города, названного именем П.Стучки (ныне - Айзкраукле), для нужд которых в 1961 г. от станции протянули разветвленную ветку длиной в несколько километров.









Новое здание общественного туалета на станции Айзкраукле:




Снова работы по возведению железнодорожного пути:




Причем делается капитально: возводятся мостики, подпорные стенки, прокладываются коммуникации:




КОКНЕСЕ. Станция устроена одновременно со строительством линии. В 1930-е годы были очень популярны туристические поезда, курсировавшие по маршруту Рига-Кокнесе, в программу которых входили и осмотр развалин Кокнесского замка, и катание на лодках по Даугаве до Стабурагса, и танцы в специализированном танцвагоне. Во время Второй мировой войны первоначальное станционное здание было утрачено.



В 1933 году:



И сейчас:




На железнодорожных переездах заметна новая автоматика:




АЛОТЕНЕ. Остановочный пункт Клинтене на 106-м километре линии открылся в 1930 г. В 1942 разъезд Клинтене был переименован в Алотене и находился на 101-м километре линии. Является последней станцией на Рижском участке эксплуатации. Электрическое освещение на вокзале и перроне появилось лишь в 1963 г.




Защита склонов от оползней и размывания:





На эту насыпь (в самом низу кадра) еще будут уложены рельсы:




Белорусский грузовой поезд попался по дороге:




ПЛЯВИНЯС. Станция Штокмансгоф (Стукмани) действовала с момента открытия линии. Особенно интенсивное движение здесь началось в 1899 г. со строительством узкоколейки Стукмани-Гулбене-Алуксне-Валка. С 1919 г. станция официально называется Плявиняс. Разрушена во время Второй мировой войны. В 1950 г. на прежнем месте было построено новое здание.













Прокладывают короб для инженерных коммуникаций:




На этом участке пути вокруг столбов линий электропередачи земля окопана так, что они стоят как будто на "островках":




Строительство моста для новой линии:





Масштабы земляных работ впечатляют, особенно если это видеть на протяжении десятков километров:





ОЗОЛСАЛА. Разъезд открыт в 1942 году. В 1956 г. был разработан проект строительства пассажирской платформы и деревянного павильона на остановочном пункте Озолсала. В 1974 г. здесь построили небольшое деревянное станционное здание.




И снова панорамы строительных работ:





Прокопаны дренажные канавы, сделаны спуски к трубам стока. Перила сделаны. В общем, выглядит весьма качественно:







Тот самый короб для инженерных коммуникаций, тянется вдоль полотна железной дороги:




Так выглядят современные рельсы и шпалы:








А здесь видны еще шпалы старого образца:




КРУСТПИЛС. Крупнейшая промежуточная станция на линии была построена вместе с железной дорогой. Здесь имелись локомотивное и вагонное депо, другие железнодорожные строения и устройства. После присоединения железной дороги Москва-Вентспилс в 1901 г. станцию дополнительно расширили. В годы Первой мировой войны она сильно пострадала, но была восстановлена почти в прежнем объеме. После Второй мировой войны станционные службы и зал ожидания размещались в общественном здании на привокзальной площади, а в 1954 г. здесь построили новый вокзал.











Один раз удалось поймать будку смотрителя на железнодорожном переезде. Они так быстро мелькали по дороге, что фотоаппарат не успевал отреагировать вовремя:




ТРЕПЕ. Станция Треппенгоф оборудована при строительстве железной дороги. В 1918 г. ее называли Бормани, а с 1919 г. она носит официальное название Трепе.







Симпатичные клумбы здесь разбиты:




ЛИВАНЫ. Станция Ливенгоф устроена при строительстве железной дороги. В 1930-х годах от нее была проложена ветка на торфяной завод; в годы советской власти появились также ветки на стекольную фабрику, биохимический завод и домостроительный комбинат, был построен новый вокзал.
В 1945 году:






ЕРСИКА. Станция Царьград появилась при строительстве железной дороги. С 1919 г. она называется Ерсика. Здесь сохранилось первоначальное станционное здание.




Близ станции замечено интересное сооружение. Нигде такого пока больше не видела:




НИЦГАЛЕ. Станция Ницгаль построена одновременно с железной дорогой. В годы Первой мировой войны была проложена соединительная ветка между Ницгале и станцией Вишки Санкт-Петербург-Варшавской железной дороги.




Здесь получше видно новое типовое здание общественного туалета. Неплохо придумано с точки зрения архитектурных форм:




Табличка "Остановка локомотива" и часть вокзальной инфраструктуры. Голубые двери эффектно смотрятся на сером фоне:




Можно поглазеть на сцепку цистерн:




На протяжении всей линии стоят такие вот бело-голубые будки с надписью "Бомбардье". Любопытно, для чего они установлены? Это подстанции или что-то иное?




По дороге промелькнуло несколько зданий, которые, возможно, когда-то были станциями, но ныне не используются в этом качестве.







ВАБОЛЕ. Остановочный пункт открыт в 1931 г. В 1930-х годах от станции на торфяную фабрику проложили узкоколейку и построили станционное здание, которое сохранилось, но в наши дни используется как жилой дом.
Эта станция находится на другой стороне, нежели предыдущие и потому была сфотографирована уже на обратном пути:




ЛИКСНА. Станция Ликсно устроена при строительстве железной дороги. Сохранились как первоначальное станционное здание, так и оригинальный товарный сарай с въездом для подачи вагонов.
Станция Ликсна в 1958 году:






А вот и тот самый сарай, по всей вероятности:




ДАУГАВПИЛС. Конечная станция открыта в 1861 г. Во время Второй мировой войны город и железнодорожный узел пережили значительные разрушения. После войны станцию восстановили. В 1946 г. станционные службы и залы ожидания располагались в кинотеатре, а в 1951 г. был построен новый вокзал. Подробнее о вокзале будет в другой раз.




Это уже российский поезд на станции Даугавпилс. На заднем плане видна краснокирпичная башня дроболитейного завода:




На обратном пути интерьер вагона был таким:




Это здание, возможно, тоже когда-то было станцией:




Вот такие серые домики также относительно часто попадались вдоль путей:




В вагоне включили свет и дальше фотографировать было бессмысленно, блики "забивали" наружную картинку:




Не стоит думать, что кроме перекопанной местности и станций по дороге ничего не было видно. Было много интересного, но об этом будет отдельный фоторепортаж.

Даугавпилс, Техника, Видземе, Экспедиции, Мир XXI века, Инженерные сооружения, Таблички, Кокнесе, Латвия сегодня, Мосты, Латгале

Previous post Next post
Up