Во вчерашнем голосовании весь день лидировала Италия. Поэтому решила сделать пост об одном из прекраснейших мест этой страны - о Венеции. Но Венеции необычной, как я раньше обещала. Как правило, большинство путешественников начинают знакомство с ней со стороны Местре или от площади Сан-Марко. Мы же стартовали на кораблике от причала в Пунта Саббионе и сначала увидели панорамы других островов венецианской лагуны - острова Лидо, Армянского острова св. Лазаря, острова св. Андрея и др. А потом ознакомились с менее всего исхоженной туристами в Венеции восточной оконечности района Кастелло и только после этого увидели обширную панораму главных достопримечательностей Венеции еще издалека. Под катом будет про лепрозорий, Байрона, Наполеона и прочих. Словом, Венеция с неожиданной стороны. Рассказов на русском в Интернете об этих местах почти нет, отдельные кусочки.
2. Венецианская лагуна. Венеция здесь выглядит как маленькая рыбка в центре верхней половины карты. Южнее основных венецианских городских островов виден длинный остров Лидо и несколько маленьких островков подле него. И севернее Лидо - похожий тут на дельфина остров св. Андрея с Чертозой. Вот о них и будет рассказ:
3. Еще с 18 в. остров Лидо защищался молом, выстроенным для защиты лагуны от моря. Знаменитые пляжи Лидо обязаны своей славой мелкому золотому песку и чистой воде, а также защите двух плотин. В наше время ведутся работы по строительству системы защиты против приливов, эти работы критикуются жителями за их якобы низкую эффективность и плохое воздействие на окружающую среду. Кажется, именно мимо этого строительства мы и проплывали:
4. В лагуне полным-полно яхт и прочих плавсредств. Чем ближе к Венеции, тем их будет больше:
5. По дороге встречается остров с фортом Сант-Андреа (Fortezza di Sant’Andrea) на одноименном острове Isola di Sant’Andrea. Крепость построена по заказу венецианского правительства в 1535-1549 гг. на остатках прежних оборонительных сооружений архитектором и фортификатором из Вероны Микеле Санмикели (1484-1559). Ныне в руинах, является частью оборонительной системы венецианской лагуны. В этом месте доступ к морю считался наиболее опасным, требующим артиллерийской блокировки прохода неприятельского флота. Форт состоит из главного здания, построенного на остатках оригинальной башни 15 в. и бастиона. Амбразуры бастиона были размещены практически на уровне воды для того, чтобы выстрелами попадать как можно ближе к ватерлинии судов:
6. Доступ в крепость происходил на противоположной стороне бастиона, через канал, который отделяет порт от двора. С задней стороны форта отсутствовало какое-либо вооружение, предположительно в расчете на мощь пушек (количеством 40 штук) установленных под различными углами и не позволяющими судам обойти крепость. Форт не был предназначен для оборонительной атаки на коротком расстоянии, задачей было избежать любого подхода. Фото внутри крепости здесь взяты из Википедии:
7. Крепость интересна сама по себе, но наиболее архитектурно выразительна ее передняя часть, в которой расположены центральный вход и две арки по обе стороны от нее (см. фото 5). Здесь есть плита, посвященная битве при Лепанто, увенчанная рельефным львом Святого Марка. На вершине бывшей башни есть терраса, где собиралась дождевая вода, поступающая в центральное отверстие. Позже крепость использовалась в качестве казарм, а затем ее ремонтировали, чтобы избежать постоянного погружения в грунт. С этой целью была построена опора к югу от фундамента внешнего края, которая видна в воде в нескольких метрах от периметра форта. Это укрепило всю структуру и не допустило гибели крепости. Несмотря на огромные затраты на восстановление, комплекс не стали использовать, и в настоящее время попасть туда можно только на частной лодке, он весь зарос и находится в плохом состоянии:
8. Интересно описание комплекса и жизни, которая происходила здесь, в мемуарах авантюриста и писателя Джакомо Казановы, который был заключен в крепостную тюрьму с марта по июль 1743 г.
Форт был не средством обороны, а формой устрашения. Крепость открыла огонь только один раз против вражеского корабля накануне падения республики: в апреле 1797 г. французский фрегат «Освободитель Италии» (Le Libérateur d'Italie) вошел через этот пролив в лагуну, не запросив разрешения, чего не бывало 500 лет. Комендант форта скомандовал «пли!», пушечное ядро убило капитана, и Наполеон (устроивший эту провокацию) через две недели праздновал победу на Сан-Марко.
9. Эти места известны главным образом церемонией обручения дожа с морем, которая продолжается и в наши дни (в исполнении мэра Венеции). Ритуал утвердился в XII в. и состоял в путешествии от Сан-Марко к вратам Лидо на корабле дожа «Буцентавр», откуда дож бросал через пролив в море золотое кольцо, символизирующее брачные узы Венеции и моря, а потом отправлялся к мессе в церковь Сан-Николо, о которой рассказ будет ниже. На причале Сан-Николо ныне праздник и проходит, но золотом уже не швыряются.
Удаляемся от форта:
10. Вид на остров Сан Серволо (Isola di San Servolo). Остров был заселен с 810 г. до 1616 г. монахами-бенедиктинцами. В 1725 г. он был преобразован в госпиталь для солдат San Giovanni di Dio Hospitaler Friars, позже преобразован в психиатрическую больницу (или «убежище для умалишенных», как ее называли), которая закрылась в 1978 г. В 1936 г. реставрировалась. В комплексе в настоящее время находится центр для сохранения архитектурного наследия, Венецианский Международный университет, и с 2006 г. музей психиатрической больницы San Servolo:
11. На предыдущем фото вдали заметна редкая для Венеции двухбашенная церковь Сан-Серволо. Вот ее вид поближе:
12. Церковь Сан-Серволо была освящена в 1470 г. В 1733-66 гг. были построены ныне существующие здания церкви и монастыря по эскизам Джованни Скальфаротто (Scalfarotto), заканчивал работу своего хозяина Томмазо Теманца (Temanza). В 1761 г. Якопо Мариески расписал потолок нефа в честь Девы Марии. В 1810 г. здесь был установлен орган Nacchini из бывшей церкви Санта-Мария-дель-Пианта:
13. Бароккальный кивер церкви San Lazzaro degli Armeni на Aрмянском Острове Св. Лазаря - Сан-Ладзаро дельи Армени. Этот небольшой остров в южной части Венецианской лагуны возле о. Лидо, ныне один из основных мировых центров армянской культуры. На острове в XII в. была карантинная станция и приют для паломников, больных проказой, позднее - венецианский лепрозорий Св. Лазаря. В венецианском диалекте проказа именовалась болезнью св. Лазаря, нищего, который был прокаженным. После того как прокаженные около 1500 г. переехали в Сан Заниполо, остров был необитаем в течение нескольких столетий:
14. В 1717 г. сюда прибыл армянский католический монах Манук ди Пьетро Бедросян (Падре Мхитар Севастийский), бежавший ранее вместе с семнадцатью последователями из Мореи (ставшей ареной военного противостояния между Венецией и Османской империей), и отдавшийся под покровительство папы римского. Община построила на острове к 1750-м гг. монастырь, церковь, библиотеку (свыше 150 тыс. томов), типографию и превратила остров в центр ориенталистских исследований. Церковь была перестроена после пожара в 1883 г. В церкви можно увидеть картины Франческо Maggiotto, Франческо Zugna, и Пьетро Новелли. В монастырских зданиях находятся картины Джованни-Баттисты Тьеполо, Себастьяно Риччи, Каналетто и Якопо Бассано.
Монастырь единственный в Венеции избежал закрытия Наполеоном, выступавшим за армян и утверждавшим, что это было учебное, а не религиозное учреждение. В настоящее время на острове Археологический музей и художественная галерея, посвященные армянской культуре и искусству. Монахами проводятся экскурсии, в ходе которых посетители знакомятся с большой коллекцией восточных древностей, включающей полностью сохранившуюся египетскую мумию.
В 1816-1817 гг. на острове часто останавливался Байрон, приплывавший сюда три раза в неделю для знакомства с армянской культурой и изучения армянского языка. Комната, где жил Байрон, сейчас используется как его музей:
15. А вот и остров Лидо - узкая полоса суши, длиной около 11 км, а шириной лишь 1 км, отделяющая Венецианский залив от Адриатического моря. Остров отделен от центра Венеции - площади Сан-Марко всего двумя километрами залива. Название этой песчаной косы происходит от самого крупного поселения на нем, находящемся в северной части. На Лидо, как пишут на всех сайтах, любил бывать лорд Байрон, а Томас Манн сделал остров местом действия своего романа «Смерть в Венеции». С этого ракурса над островом заметна голубоватая дымка:
16. В центре кадра церковь Санта-Мария-делла-Витториа (Santa Maria della Vittoria) на острове Лидо, которую в Интернете несправедливо описали как "напоминающую милитаристский тевтонский модерн". Справа виден невысокий красный шпиль церкви Santa Maria Elisabetta, построенной в середине 16 в. как молельня и расширенной и превращенной в церковь в 1627 г. Освящена в 1671 г. Восстановлена в 1970-е гг. Именно вокруг нее начала образовываться первая застройка острова виллами и домами:
17. Церковь Санта-Мария делла Виттория построена в 1933-35 гг. по проекту Джузеппе Торреса как памятник итальянцам, погибшим в Первой мировой войне, это военный мемориал Венеции. Большой зеленый купол обычно виден одной из первых достопримечательностей острова с остановки вапоретто "Лидо":
18. Уже в средневековье богатые семейства Венеции строили на Лидо загородные дома. К сожалению, на острове сохранилось немного старинных построек. Большинство вилл и зданий датируются концом XIX-началом XX в. Их архитектура соединяет модерн с элементами неовизантизма и неоготики, использует и другие стили:
19. На северо-восточной оконечности Лидо, у ворот Адриатики, стоит поселок Сан-Николо с одноименной крепостью, которая вместе с островом Чертоза (Certosa) составляет главный морской вход в лагуну - Porto di Lido, «врата Лидо», те самые, где дож бросал кольцо. Вид на мост крепости Сан-Николо:
20. Главная достопримечательность острова Лидо - церковь св. Николая Чудотворца стоит на краю острова на входе в бухту, рядом с портом. Корабли, прибывающие в Венецию, раньше всегда останавливались у первой церкви города, расположенной в Лидо. В этой церкви епископ Венеции напутствовал венецианские войска и флот перед отправлением в крестовый поход. Епископ Энрико Контарини, сын дожа, призвал воинов быть стойкими в битвах и привезти мощи святого покровителя Венеции. Венецианцы направились к Иерусалиму через Родос. Город Мир Ликийских после турецкого вторжения был разорен, в нем почти не осталось жителей. К радости венецианцев, в 1087 г. барийцы похитили из этого города не все мощи св. Николая. Крестоносцам из Венеции не представляло труда забрать оставшуюся часть мощей святого из базилики св. Николая. Соблюдая данный перед крестовым походом обет, мощи святого были переданы в Церковь Сан Николо на Лидо:
21. Св. Николай является одним из покровителей венецианской республики. Считается, что Николай Чудотворец особенно оберегает моряков и купцов - не удивительно, что его особенно почитали в Венеции и признавали одним из святых покровителей города вместе с апостолом и евангелистом Марком и мучеником Феодором Стратилатом. Бенедиктинский монастырь св. Николая был основан на острове в середине XI века. Новая церковь - нынешняя La Chiesa di San Nicolò на этом месте была возведена в XVII в.:
22. Вот как церковь выглядела на картине Франческо Гварди (1712-1793):
23. Остров Лидо, Северный берег (North Coast) - это единственное фото, сделанное уже на обратном пути, понравилось сооружение:
24. А вот уже и Кастелло (Castello) - самый большой из шести исторических районов Венеции. Расположен в восточной части города. Восточная же часть района покрыта садами, в западной много памятников архитектуры и искусства. Кастелло - самый богатый на церкви район в Венеции, здесь насчитывается до 26 храмов. Здесь видны колокольни храмов San Francesco della Vigna и San Pietro di Castello:
25. На востоке район Кастелло и сама Венеция заканчиваются островом святой Елены (Санта Элена), на котором находятся монастырь и церковь св. Елены (XV в.):
26. Еще недавно это было очень живописное место, заросшее травой и деревьями. Ныне оно застроено новыми жилыми домами. Панорама снята правее предыдущего кадра:
27. Церковь св. Елены (Chiesa di Sant'Elena). Предание гласит, что церковь была построена здесь в 1060 г. Хроники сообщают, что монастырь и хоспис были основаны здесь в 1175 г. Дож Пьетро Циани повелел построить здесь церковь в 1205 г. и в 1211 г. здесь было захоронено тело св. Елены, матери императора Константина, после того, как его из Константинополя выкрали венецианцы. Папская булла 1407 г. привела к основанию здесь бенедиктинского монастыря. Реконструкция зданий была завершена в 1439 г. Церковь переосвящена в 1515.
Церковь и монастырь были разорены французами в 1807 г., в т.ч. около 102 ценных картин были выкинуты. После использования в качестве казармы, пекарни и чугунолитейного завода церковь была разрушена, но восстановлена в 1915 г., когда мелиорация присоединила место к основной части Венеции. Была вновь переосвящена в 1929 г. Представляет собой редкий образец венецианской готики, с порталом, украшенным скульптурной группой, изображающей адмирала Витторе Капелло, отдающего дань памяти св. Елене. Эта группа провела некоторое время в конце 19 - начале 20 в. на фасаде церкви Sant'Aponal Sestiere в Сан-Поло. Скульптуры приписывают работе Антонио Риццо и Никколо Фиорентино.
28. Колокольня церкви св. Елены высотой 52 м (169 ft) с электромеханическими колоколами. Колокольня была построена в 1558 г., но разрушена французами в 1807 г. Нынешняя колокольня построена Фердинандом Форлати в 1958 г., что делает ее новейшей колокольней Венеции. Не так давно была отреставрирована. Говорят, что ее использовали в качестве дымовой трубы, когда в церкви разместили литейное производство, но сроки не совпадают:
29. А дальше открывается неожиданный для Венеции вид довольно большого парка: земля в городе дороже золота, и тот факт, что территорию Народных садов (Giardini Pubblici) не отдали под застройку, говорит о многом. Интересно, что расположен парк как бы на окраине, в восточной части Венеции: с одной стороны, это как бы место загородного отдыха, а с другой - стоит пройти минут пятнадцать по набережной или проехать пару остановок на водном автобусе, как окажешься рядом с площадью Сан-Марко. Этот единственный настоящий сад в городе - Джардини Пуббличи разбиты в 1810 г. по приказу Наполеона, приказавшим снести шесть церковных зданий, чтобы освободить для него место. Для расчистки большого пространства, предназначенного под посадку садов, также были снесены многочисленные старые дома, в которых ютилась беднота. Это были большей частью мелкие ремесленники и кустари, хранившие традиции исконно венецианского искусства плетения кружев, нанизывания жемчуга.
30-31. Сады располагаются между набережной Бачино ди Сан Марко и улицей Гарибальди, которая ранее носила имя Эжена Богарне, вице-короля Италии, и была прорублена в 1807 г. Освободившись от иностранной зависимости, венецианцы посвятили эту улицу борцу за свободу Италии Джузеппе Гарибальди. Зелень и открытые пространства дают глазам желанный отдых после городской сутолоки, а высокие деревья обеспечивают тень в жаркие летние месяцы. Здесь есть несколько памятников и статуй, полускрытых в кустарнике, заброшенная эстрада для оркестра и небольшая площадка для игр. Старинные открытки с памятниками Гарибальди и Виктору Эммануилу II:
32. За садами находится Parco delle Rimembranze - большой парк с соснами и красными скамьями, где можно посидеть и полюбоваться широкой панорамой лагуны. К Народным садам примыкает также территория венецианской Бьеннале, международной художественной выставки, проводимой каждые два года. Бьеннале ди Венеция основана в 1895 г. Постепенно она стала самой большой и значительной из международных художественных выставок. Каждая страна в садах Giardini della Biennale имеет свой павильон, в проектировании павильонов принимали участие многие ведущие архитекторы 20 века. Один из павильонов проектировал известный финский архитектор Алвар Ааалто.
33. Корабль у причала:
34. Ну вот, появляются большие яхты - значит, площадь Сан-Марко уже близко:
35. Первые венецианские дома, которые мы видим столь близко:
36. Кораблик "Марко Поло", названный в честь одного из наиболее известных путешественников и жителей Венеции (1254-1324) в венецианской лагуне:
37. А вот и главная цель сегодняшнего дня - центр Венеции:
38. Панорама - слева остров Сан-Джорджо Маджоре с одноименной церковью, а справа Дворец Дожей и кампанилла Сан-Марко:
39. Собор Сан-Джорджо Маджоре (San Giorgio Maggiore) - собор в Венеции, на острове Сан-Джорджо Маджоре. Возведён между 1566 и 1610 годами. Архитектор - знаменитый Андреа Палладио; после смерти мастера храм достраивал его ученик Винченцо Скамоцци. В 1800 г. в соборе короновался Пий VII, избранный папой римским на конклаве, проходившем в Венеции. В 1808 г. расположенный на острове монастырь, включая собор, был закрыт Наполеоном Бонапартом. Здания были превращены в казармы и изменены до неузнаваемости. В 1951 г. монастырь был приобретен графом Витторио Чини и отреставрирован. В соборе находятся «Тайная вечеря», «Воскресение Христа со св. Андреем и членами семьи Морозини» и ряд других полотен работы Тинторетто:
40. Вид поближе. Отмечу, что это не самый распространенный вид собора - здесь он запечатлен с обратной стороны. Потом покажу и с "правильной" стороны.
41. Медицина на марше:
42. Скоро причаливаем... Но это уже будет другой рассказ.
Вы только что совершили небольшую прогулку на корабле по венецианской лагуне. Спасибо всем за внимание и за то, что дочитали до конца!