Я сегодня расскажу про латвийских фрикбайкеров или о том, что и в наши дни можно изобретать велосипед. Помните, я писала в своем журнале среди прочего, о том, что 13 января этого года нам дорогу безмолвно пересек странный наездник на
необычном велосипеде? Тогда в Интернете не удалось найти какой-либо информации о нем, хотя в комментах к тому посту люди писали, что тоже видели его и даже показали одну фотографию. Потом в августе этого года на Днях города было шоу фрикбайкеров, где удалось сфотографировать нашего незнакомца. А чуть более недели назад показали интересный репортаж по телевизору, который я случайно увидела мимоходом (вот уж точно ничего случайного не бывает...) И теперь можно закрыть тему, открытую в начале года, этим постом, одним из последних в уходящем году.
Тогда зимой первая встреча с необычным велосипедом выглядела примерно так, только он ехал не вдоль улицы Бривибас, а пересекал ее:
И вот что о нем пишут в Интернете:
LR4 - Гатис, который заново изобрел велосипед - 2012.11.13. lr4.latvijasradio.lv
Этот молодой человек знаком многим рижанам. Он передвигается по столичным улицам на огромном велосипеде высотой в 2,5 метра. Прохожие удивляются - как он не падает, автомобилисты недоумевают как вообще можно управлять таким транспортным средством.
http://ru-ru.facebook.com/permalink.php?story_fbid=503711526320182&id=108652292534913
Об одном из многочисленных изобретений Гатиса:
Не сдает своих позиций и обычный велосипед. Все более актуальным становится ретро стиль. Вперед в прошлое. Рижанин Гатис Крейцбергс с гордостью показывает свой велосипед с овальной шестеренкой. Это незаслуженно забытое изобретение 60-ых годов позволяет ездить быстрее, а напрягаться - меньше. Но венец конструкторской мысли Крейцбергса - это велосипед, в котором все наоборот.
http://rus.tvnet.lv/hi_tech/avto/148299-djen_bjez_avtomobilja_djen_bjez_buduschjego
И вот тот самый репортаж по телевидению:
15 декабря 2012, Суббота, 10:14
В Латвии живёт изобретатель необычных велосипедов
В огромной коллекции Гатиса Крейцбергса есть даже лимузины и снегоходы - всего более 300 диковинных конструкций. Идей у него много, и каждый день он продолжает что-то мастерить. Когда его называют фриком, совсем не обижается, а считает это скорее комплиментом.
Противоугонные устройства для этого велосипеда не нужны. Еще ни один воришка не осмелился на него забраться. Когда Гатис Крейцбергс сел в седло своего творения впервые, у него у самого закружилась голова.
По профессии он реставратор, а вовсе не цирковой артист, хотя мог бы и выступать. Уверяет, что с велосипеда высотой 2,5 метра еще ни разу не падал. Для него это такой же повседневный транспорт, как для других, например, троллейбус.
Чтобы передохнуть, нужна стена, столб или автобусная остановка. Прохожие хватаются за фотоаппараты, кто-то настойчиво пытается познакомиться, хотя иногда это сделать непросто.
Был бы это автомобиль или мотоцикл, вопросов патрульные задавали бы больше. Потому, открыв в себе изобретателя, Гатис решил создавать именно велосипеды. Сегодня он один из самых заметных не только на рижских улицах, но и в мировом молодежном движении конструкторов фрик-байков. "Фрик переводится с английского как чудак - чудный велик или велосипед-чудак", - объясняет изобретатель велосипедов Гатис Крейцбергс.
И таких чудаков за восемь лет Гатис создал уже три сотни. Изобрести велосипед оказалось не так уж сложно. Идею для этого с амортизаторами и системой экстренного торможения подсказало обыкновенное офисное кресло.
Детали для новых велосипедов он находит повсюду. Из старых ржавых трубок со свалки получается рама в стиле ретро. Если у друзей Гатиса что-то ломается, выкидывать не спешат.
Кто считает, что велосипед актуален только летом, возможно, не видел сноубайк для езды по сугробам. Среди изобретений Гатиса бульдозер для уборки снега, он почти готов, осталось только подобрать лопату побольше.
Велосипед каждому! И для каждого может быть создана своя модель в зависимости от черт характера, рода деятельности велосипедиста. Гатис собрал специальный велосипед для жены и с коляской - для дочки. Впрочем, Эмилия, которая в свои 5 лет уже лихо управляется с отверткой и пытается помогать отцу, считает себя слишком большой для трех колес, мечтает о совсем другом.
В детский сад Эмилию отвозят на лимузине. Но это именно велосипед. С таким папой на проезжающие мимо автомобили девочка даже не смотрит.
http://www.1tv.ru/news/world/222099 - по ссылке есть видео, скриншоты из которого частично иллюстрируют этот пост.
Тот же текст, только дополненный фотографиями: Один из самых известных фрик-байкеров живет в Латвии
http://blog.xn--1-dtb1c.com/news/world/222109
Рижанин Гатис Крейцбергс создает оригинальные модели велосипедов
- Детали брал у всех знакомых. Они с радостью избавлялись от ненужных запчастей, а на меня смотрели как на чудака, - рассказывает Гатис. - А я поставил перед собой задачу - сделать не просто оригинальный велосипед, а такой, на котором нелегко научиться кататься.
Мастерская Гатиса расположилась в подвале дома. Жители давно не пользовались клетушками для дров, и он их занял. Здесь проходят выходные мастера. Правда, на хобби остается все меньше времени. Работа. А три месяца назад Гатис стал отцом: жена Анита подарила ему дочь Эмилию.
- Анита поддерживает меня. Она тоже художник, занимается росписью шелка. Мы вместе ездим на велосипедах. Интересуется моим творчеством и мама. К ее дню рождения я готовлю сюрприз - велосипед со спиралевидной рамой.
Когда Гатис предложил нам с фотографом прокатиться на его изобретениях, мы побоялись. Двухэтажные конструкции, велосипеды, в которых руль и педали поворачиваются в противоположную сторону, трехколесники, на которых ноги выше головы - все это, кажется, из области циркового искусства. Гатис же на них катается без труда.
Когда реставратор создал внушительную коллекцию (сейчас в ней 22 велосипеда), он стал искать единомышленников. Однако не смог. Год назад его самого нашли. Прошлой весной его пригласили на первый фестиваль любителей из ничего делать что-то. За три дня из груды металлолома нужно было собрать велосипед и проехать на нем.
Как оказалось, хобби Гатиса очень распространено в Европе. А у нас фрикбайком - сбором альтернативных велосипедов, занимается не больше десяти человек. Энтузиасты создали группу под названием «Всадники апокалипсиса». Молодые изобретатели написали проект в Рижскую думу и получили не только помещение на Андрейсале, но и тысячу латов. Теперь фрикбайкеры принимают участие в праздниках, посвященных юбилею городов, акциях и велотурах.
Велосипеды он дарит друзьям или отдает веломагазинам - для украшения витрин.
- Мне совесть не позволяет продавать свои велосипеды. Ведь люди отдавали мне запчасти даром, - рассуждает Гатис.
Когда погода хорошая, он отправляется на работу (Гатис является руководителем проектов реставрации в салоне Moduls) на одном из своих велосипедов. Как любая машина, они оснащены радио, габаритами и сигнализацией. Но он ее не использует.
- Я даже не пристегиваю их. Его не так уж просто угнать, - смеется Гатис.
Гордость мастера - последние два изобретения: велосипед в виде мотоцикла с прицепом - детской коляской для прогулки с маленькой дочерью, и двухэтажный велосипед: один велосипед приварен на другой, педали верхнего крутят колеса нижнего.
Когда Гатис едет на такой конструкции, водители от удивления высовываются из окон машин, а полицейские останавливают, чтобы поинтересоваться, как он это сделал.
http://www.chas-daily.com/win/2008/04/17/g_018.html?r=32
Вот как на такой велосипед залезают:
О группе фрикбайкеров «Всадники апокалипсиса» на Андрейсале и проводимых там фестивалях:
Участником фестиваля мог стать каждый. Для этого надо было притащить с собой на Андрейсалу велосипедную раму, два колеса, педали, сиденье и руль. Несмотря на в общем-то простое условие, желающих собрать фрикбайк - альтернативный велосипед, отличающийся как необычным дизайном, так и непростым управлением, оказалось немного.
- В этом году у нас больше участников - 15. Есть и девушки, - сказал один из организаторов воркшопа (или учебной мастерской) Гатис Крейцбергс. Гатис занимается сборкой фрикбайков уже несколько лет, в отличие, например, от Жаниса Муши, учителя по профессии, который принял участие в фестивале впервые.
http://www.d-pils.lv/news/2/302701
О лиепайских фрикбайкерах:
http://www.telegraf.lv/news/chudesa-na-kolesah-po-liepaiski
И вот 19 августа этого года на Днях Риги были заявлены в 17.15 Рокгруппа Dzelzs vilks, фрикбайкеры Всадники Апокалипсиса, Рижские уличные гимнасты и Твидовый проезд:
http://www.rigassvetki.lv/2012/festival/event/ru/640 Участники шоу фрикбайкеров, однако, принимали участие и в параде, открывающем мероприятия этого дня. Проехали, правда, так быстро, что толком сфотографировать не удалось. Но хоть что-то:
Вот тут получше видно на фоне ратуши:
Они же на набережной, куда проследовал весь парад - присмотритесь к рулям и рамам этих велосипедов:
Вот за чем будущее, как думаете - за фрикбайком7
Или за такими устройствами?