Хочу показать несколько фотографий из своего архива и добавить к ним комментарии. Попали эти фото ко мне случайно, наряду с другими, о которых расскажу в следующий раз. Судя по надписям на обороте, часть фото сделаны в Риге, часть в маленьких городках - Тукумсе, Добеле, и изображают латышских женихов и невест конца 1920-х - начала 1930-х годов.
Большей частью своими нарядами они обязаны знаменитой Коко Шанель:
"Именно Габриэль Шанель, которую позже назовут Коко - заставила женщин отказаться от длинных и тяжелых волос, которые им надоели до умопомрачения, и от корсетов. Она изобрела новое тело, освобожденное от обязанности иметь внушительный бюст, тонкую талию и массивные бедра. Она обратила лица женщин к солнцу, дабы приобрести темный тон кожи, что было ранее в высшей степени неприемлемо. Она еще больше укоротила юбки и позаимствовала удобство мужской одежды, даже позволила обтянуть тело такой прозрачной материей, как трикотаж".
В XX веке свадебное платье претерпело кардинальные изменения. Надо вспомнить, что в 1924 году в женской моде резко сократилась длина юбки, - Коко Шанель изобрела свое знаменитое "маленькое черное платье" и использовала находку в других своих моделях. В 1928 г. юбка уже едва прикрывала колени. Свадебная мода всегда отставала от моды официальной, придерживаясь некоторого консерватизма, и потому мы видим веяния моды 1920-х и в 1930-е, особенно в латвийской провинции:
Идеал красоты, а вместе с ним и фасон платья, всегда динамичен. В 20-е годы это угловатая девушка-подросток в простом платье с приспущенной талией и шляпке-котелке. На очень короткие волосы наброшена фата, поверх фаты надет флер д`оранж. Стиль так носить фату с венком напоминает облегающие шляпки-котелки, которые натягивались низко, на самый лоб, и были тогда модными.
Невеста 20-30-х годов одета в белое очень простое платье, часто прямое по покрою, длиной чуть ниже колена, следуя словам Коко Шанель, сказавшей однажды, что истинно элегантная одежда не должна сковывать движения. Линия талии опущена на бедра, фигура напоминает мальчишескую. Идеал красоты - стройная, живущая активной жизнью и занимающаяся спортом девушка. Волосы украшали венком с длинной белой фатой. Обычай носить свадебный венок из цветов известен давно, но в официальную моду был введен во Франции в XVIII веке. Венок назывался флер д`оранж. Нераспустившиеся бутоны чередовались с листочками и символизировали чистоту, непорочность невесты. Судя по фотографиям, в Прибалтике был популярен флер д`оранж из искусственных цветов, либо его имитация.
Платье имеет прямые длинные рукава. Невесты ненавязчиво украшали низ платья и края фаты вышитыми завитками или иными дополнениями. Аксессуарами были перчатки, сумочка. Вот это платье выглядит переходным от стиля 1920-х к стилю 1930-х годов:
В конце 1930-х гг. возвращается корсет, и приносит с собой тенденцию к более широким платьям, иногда в ансамбле с небольшими жакетками. После 1935 г. появляются подкладные плечи. Исчез флер-д'оранж, который стали заменять просто букетом цветов. Сначала это были белые розы, а в 1930-е гг. самыми модными цветами невесты стали каллы. Как видите, и в те времена жених не обязательно был выше ростом невесты.
В 30-е годы мода копировала 1900-е годы, идеалом невесты стала романтичность и женственность. В этот период стал популярен достаточно выраженный грим и яркий маникюр. В декоре наряда и прически нередко использовались перья. Эта невеста использовала необычную форму фаты, чем-то весьма отдаленно напоминающую старинные воротники 16-17 веков. И сама фата очень длинная, по образцу начала 20 века:
Как видите, основные тенденции моды налицо, хотя на фото представлены отнюдь не самые шикарные дамы того времени, а простые, работящие люди, ничем не отличающиеся от нас с вами.
В заключение несколько слов из статьи известного историка моды А.А. Васильева "Советская мода 1940-х годов" отсюда:
http://fashionwar.sela.ru/warfashion/publication/?id=4Хотя он пишет о десятилетии позже, суть сказанного не меняется:
Но самой большой столицей моды из всех вновь занятых советскими войсками городов была Рига. В довоенное время ее называли «маленьким Парижем», но вовсе не из-за архитектурного сходства, которого нет, так как Рига более похожа на довоенный Берлин, а из-за бурной ночной жизни, первоклассной торговли модными товарами и элегантно одетых рижанок. В Риге выходили модные журналы, существовало много модных салонов высокого качества. Среди них отметим дамское ателье Г. и К. Плауже, располагавшееся на улице Кр. Барона №14. Судя по сохранившейся в коллекции автора модели вечернего платья из черного панбархата из ателье Плауже, рижские модели отличались оригинальным кроем и хорошим исполнением.
Качество латышских публикаций на темы моды и одежды заметно превосходило советские аналоги. Так, известный рижский иллюстрированный еженедельник «Для Васъ» регулярно информировал читателей о событиях мира моды. Кроме того, в Риге были крупные театры и кабаре, которые блистали элегантными, часто и экстравагантными актрисами, такими как Анни Симеоне и Мария Лейко. Было развито обувное и кожевенное производство, например, известен салон обуви Р. Эглитис на улице Кальтю №18. Работали хорошие еврейские скорняки и высокопрофессиональные парикмахерские салоны. В Ригу приезжали за французскими духами, например «Chanel №5», «Chat noir», «Soir de Paris». Судя по сохранившимся бытовым фотографиям и воспоминаниям современников, рижанки выглядели тогда по-буржуазному очень ухоженными.
«В 1940 году Латвия очень повлияла на моду, особенно в смысле обуви. Там производили лакированные туфли-лодочки и оттуда их повезли в Ленинград, и вообще повсюду в СССР, вплоть до Абхазии. Особенно модными стали рижские лаковые туфли, чередовавшие белую и черную лакировку. Кроме обуви, из Риги везли и сумки и шляпки» (Из беседы автора с Верой Даниловной Алпатовой. Париж, 2002). ...В названиях модных изделий пришли из Прибалтики европейские термины, забытые в предшествовавшую эпоху, такие как «труакар», «жакет с капюшоном», «реверы» и т.п.
Тем, кто интересуется историей подвенечного платья, в том числе и других эпох, предлагаю следующие ссылки:
http://zina-korzina.livejournal.com/183851.html http://w-day.com.ua/dress/articles/art3.htmhttp://w-day.com.ua/dress/articles/art4.htmhttp://www.wedding-travel.ru/articles/view/7.htmhttp://www.osinka.ru/Moda/Style/2005_Bridal-3.htmlhttp://www.sestrenka.ru/s741/Немного о Г. Шанель:
http://www.shpilka.ru/horoskop/308598.html UPD: Продолжение подборки старинных фотографий: Платья для конфирмации: Латвия 1920-30-х годов
http://renatar.livejournal.com/52425.html