По следам разговоров о том, можно ли воспринимать атмосферу города "на ходу" и является ли столица Финляндии "скучной", решила написать этот пост, проиллюстрировав его нашими фотографиями из Хельсинки, сделанными летом 2008 года. В той поездке достопримечательности Хельсинки не были основной целью, но верные своей привычке, мы снимали все интересное, что попадалось на глаза, даже из окна машины или на борту парома. Этого оказалось достаточно, чтобы проиллюстрировать основную мысль - Хельсинки как город по-своему уникален. И делает его таким архитектурный стиль, называемый северным модерном.
Северный модерн в более широком понимании трактуется как романтическое направление в архитектуре модерна в странах Балтийского региона, в первую очередь в таких городах как Стокгольм, Рига, Хельсинки и Санкт-Петербург. Как уроженка Риги, могу сказать, что финские архитекторы Вазашерна и Линдберг оказали влияние на одно из ответвлений рижского модерна - национальный романтизм. Их здание в Риге:
А вот карта зданий в стиле национальный романтизм (он же северный модерн) в Хельсинки:
Буклеты прогулок по Хельсинки в стиле модерн:
http://sestrik.com/wp-content/uploads/Helsinki_modernguide_2.pdf и
http://sestrik.com/wp-content/uploads/Helsinki_modernguide.pdf Развитие модерна с самого начала отмечено сплетением двух тенденций: декоративной и рационалистической. Многие архитекторы использовали рожденные новым стилем непривычные формы, прихотливо извивающиеся линии, контрастные сочетания фактур и масс для того, чтобы поразить зрителя, сделать свои произведения запоминающимися, «вырвать» их из ряда ординарных построек.
Не случайно декоративные приемы модерна широко применялись в композиции магазинных витрин, реклам, на фасадах зданий различных фирм и обществ. Орнамент модерна в начале XX в. стал своего рода приметой времени: он угадывался и в книжной графике, и в начертании шрифта надписей, и в малых архитектурных формах, таких, например, как перила, трамвайные столбы, телефонные будки и фонари, строившиеся в годы расцвета «нового стиля».
Стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран, распространялся на рубеже 19-20 вв.
Основные характеристики стиля и внешние приметы - с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Стиль отличает подчеркнутая строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из неотесанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи.
В оформлении фасадов использовались разнообразные отделочные материалы: от грубооколотого камня кофейных тонов до гладкой керамической плитки. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тесаным, со скульптурой.
Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Порой используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелочного декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками - всё это превращает фасады в полном смысле слова в ожившую северную поэму.
Постоянный спутник северного модерна - скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры. Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель, а также разных причудливых существ.
И здание со скульптурами целиком:
Перед стилем модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Ярким примером синтетичности стиля может служить любой особняк, в котором, начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, все решено в одном ключе.
Особняки (снято на большом расстоянии от башни Олимпийского стадиона). Их ажурные переплетения декора чем-то напоминают деревянную архитектуру нашей Юрмалы:
Ресторан на островке возле Хельсинки:
В том же районе (снималось издалека с борта парома, следующего на Свеаборг):
Основной выразительной формой и мотивом стиля модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства модерна - это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.
В период модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Архитекторы дерзко ломали привычные нормы и границы. Заложенные на рубеже веков основы модерна, выраженные в произведениях мастеров этого стиля, дали мощный импульс для его дальнейшего развития в ХХ веке. До них никто и никогда не строил домов в таких линиях и формах:
До сих пор формы стиля модерн, даже растиражированные мастерами, неизменно привлекают внимание, т.к. человеческому глазу, уставшему от жестких прямых линий, углов и унылого облика современного окружения, хочется отдохнуть, глядя на живые, изящные формы в стиле модерн.
Модерн явился революционным стилем в том смысле, что он нарушил закостенелую анфиладную планировку квартир, разделяя помещения по их размерам, функциональности и назначению. Это позволило создавать в т.ч. более свободную пластику фасадов. Сравните дом справа с соседними, еще скованными условностями классических стилей:
Район Töölö (вид с башни Олимпийского стадиона в Хельсинки):
Даже в этом районе, удаленном от основных центров модерна в Хельсинки, заметно влияние этого стиля:
Казалось бы, дом в классических формах:
Но его декор местами напоминает лепнину модерна:
А вот это уже "чистый" модерн. В Риге этот дом отнесли бы к "вертикальному модерну":
Мы специально не "охотились" за зданиями в стиле модерн, но они проглядывали отовсюду, вблизи и в конце улиц:
Теперь же перейдем к более известным достопримечательностям Хельсинки стиля модерн. Основная их часть находится в районе Катаянокка (Katajanokka, Можжевеловый мыс). Изначально это был полуостров, однако ныне является островом, т.к. отделен от материка каналом. На острове нас сперва встречает православный Успенский собор (архитектор А.М. Горностаев, 1868), кладка которого перекликается с краснокирпичными зданиями бывших торговых складов (ныне рестораны) на набережной Канаваранта (Kanavaranta).
Один из складов был построен в 1913 г. по проекту архитектора Вальдемара Аспелина (Waldemar Aspelin, 1854-1923). Там же есть постройки таких светил финской архитектуры, как Ларс Сонк, Селим Линдквист.
За Успенским собором начинается прекрасно сохранившийся квартал с застройкой в стиле национального романтизма. В основном этот оазис модерна ограничен улицами Satamkatu, Luotsikatu, Kauppiaankatu и Kauppiaankatu в западной части района Катаянокка, представляющие особый архитектурный интерес. Это наиболее однородный и качественный район финского модерна в Хельсинки. В 1903 г. его описывали как «самый необычный и любопытный район финской столицы». Здесь можно встретить целые кварталы в стиле модерн, застроенные в 1901-1910 гг. Тут нет ни одного одинакового здания, каждое с причудливыми башенками и эркерами. Если присмотреться, можно заметить на дверях, под карнизами, между окнами фантастические элементы декора, навеянные образами финской природы.
Ныне трудно поверить, что до 2-й пол. 19 в. эта часть Хельсинки, вплотную примыкающая к центру города, оставалась практически незастроенной: тогда это было довольно «маргинальное» местечко с убогими деревянными лачугами. Когда места в центре Хельсинки стало не хватать, сюда начали перебираться богатые коммерсанты, заказывавшие себе дома в модном в то время стиле модерн. На рубеже веков в Катаянокке начался настоящий строительный бум, за 10 лет заброшенная территория превратилась в заповедник финского модерна.
На углу Satamakatu, 7 и Luotsikatu, 1 красуется один из самых известных образцов финского модерна, т.н. дом Тальберга (1897-1898). Эта постройка стала первой работой архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen. Хотя Элиэлю Сааринену тогда было всего 25 лет и, как и его компаньоны, недавно окончил Политехнический институт, именно он и его коллеги выиграли конкурс на этот объект.
Жилой дом с магазинами был построен для коммерсанта Юлиуса Тальберга (Julius Tallberg) за год. У архитекторов, которых вскоре ожидала всемирная слава, получился гармоничный угловой дом с островерхими башенками и интересными деталями в верхней части фасадов: частые узкие окна, маскароны, рельефные цветы. Собственно, с этого дома и началась история района Катаянокка как «заповедника» финского модерна. Подробнее см.
http://finmodern.narod.ru/tallberg.html Справа от дома Тальберга, на той же Satamakatu, 5, находится зеленоватый дом «Aeolus» («Эол»), первоначально тоже жилой дом с магазинами. Его построил в 1903 г. архитектор Селим А. Линдквист (Selim A. Lindqvist, 1867-1939). На эркере дома «Aeolus» можно разглядеть изображение покровителя ветров Эола, раздувающего щеки. Здание интересно своими асимметричными фасадами с разнообразными рельефными вставками, башенками и эркерами. Наиболее красив центральный угловой фасад со ступенчатым щипцом, «прорезанным» узким остроконечным эркером, и с башенкой, венчающей другой, более объемный эркер.
Сворачиваем теперь на Луотсикату (Luotsikatu). Это не улица, а настоящий праздник модерна. Уже один из первых домов (Luotsikatu, 4, арх. Густав Эстландер, 1906 г.) привлекает внимание оригинальными купольными «бомбочками», нахлобученными поверх эркеров. На нашем фото их немного видно (крайнее здание справа). На Луотсикату, 5 (угол с Katajanokankatu, 6) находится еще один дом «Эол» (в отличие от предыдущего пишется Eol) - романтическая постройка Гезеллиуса-Линдгрена-Сааринена. К 1903 г., когда строилось это здание, финская троица уже успела выполнить целый ряд выдающихся проектов: помимо знакового дома Тальберга, были построены павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже, Дом врачей, вилла «Виттреск» и дом «Олофсборг». Низ массивного дома «Eol» (на фото слева, с серой крышей) до верха окна второго этажа выделен шероховатой штукатуркой более темного тона. Это немного разбивает массив стен и приближает масштаб здания и к окружению, и к пешеходу, очеловечивает эти суровые формы. Помимо эркеров и зубчатых карнизов стоит обратить внимание на обрамленную каменными блоками дверь с металлической отделкой и двумя рельефными изображениями неведомых зверей по бокам.
Покидая район Катаянокка, недалеко от Успенского собора можно видеть построенное в 1901 г. здание бывшей таможни и складов (арх. Карл Густав Нюстрём (Carl Gustaf Nyström, 1856-1917)) на Satamakatu, 1/ Katajanokanlaituri, 5). Нюстрём, известный, в частности, такими постройками, как Старый рынок и Музей дизайна Хельсинки, возвел внушительную каменную крепость с заостренными щипцами и увенчанными пузатыми «набалдашниками» башнями. Сегодня здание занимает ресторан.
Современная фура хорошо "вписалась в фасад" :-)
Несколько деталей:
Деревянные двери выполнены в классических "текучих" линиях модерна:
Вид на здание с борта парома, идущего на Свеаборг:
За таможней заметно еще какое-то здание в стиле модерн:
От Успенской церкви видны дома на набережной Похйойсранта. Обратите внимание на дом генерал-лейтенанта Карла Августа Стандершельда (Standertskjöldin talo, 1885), постройку финского архитектора Теодора Хойера (Theodor Höijer, 1843-1910), известного представителя неоренессансного стиля. Недавно этот «дворец» на углу Pohjoisranta и Kirkkokatu обзавелся большим флюгером на башне, став еще более заметным:
Чуть правее, по адресу Pohjoisranta, 10/ Rauhankatu, 1, расположен один из самых известных образцов стиля модерн в Хельсинки - изящный жилой дом на набережной. Этот дом, именуемый «жемчужиной района Круунунхака», стал в 2007 г. победителем онлайн-голосования газеты Helsingin Sanomat на самое красивое здание в стиле модерн в Хельсинки. Дом был построен в 1900 г. знаменитыми финскими архитекторами Ларсом Сонком (Lars Sonck) и Онни Тарьянне Тёрнквистом (Onni Tarjanne/Törnqvist) и напоминает величественный романтический замок, сочетающий в себе черты раннего модерна и одновременно эклектики конца 19 в.
Левее набережной просматривается еще улица с домами в стиле модерн, пусть и не столь значительными. Это улица Meritullinkatu, пролегающая параллельно набережной. По правую руку, в самом начале этой улицы можно заметить довольно скромное светло-желтое здание, построенное в 1908 г. по проекту финского архитектора Теодора Декера (Theodor Decker, 1838-1899):
Детали дома Декера:
На Kaisaniemenkatu, 8, чуть не доходя до станции метро Kaisaniemi, можно увидеть красивый розоватый дом, немного теряющийся на фоне однообразной современной застройки, которая теснит его своими высоким стенами. Это изящное здание в стиле модерн было построено в 1911 г. по проекту Карла Хорда Сегерстадта (Karl Hård af Segerstadt, 1873-1931)
Национальный музей Финляндии на Маннерхейминтие, 34. Архитекторы Г.Гезеллиус, Э.Сааринен и А.Линдгрен из архитектурной фирмы Gesellius-Lindgren-Saarinen. Вид со стороны проспекта Маннергейма:
Строительство здания было начато в 1905 г., завершено в 1910. В 1916 г. музей был открыт для посетителей.
Своды фойе украшены фресками финского художника Аксели Галлен-Каллела (фрески можно увидеть, не покупая входной билет в музей). Фото можно увидеть тут:
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Interior_of_the_National_Museum_of_Finland Обратите внимание на сказочный декор здания:
Конкурс на проект здания музея проводился с марта 1901 до мая 1902 г. В жюри входили финские архитекторы Рикардо Бьёрнберг и Онни Тёрнквист, Исак Густав Класон из Швеции и датчанин Мартин Нюроп.
Первую премию получил проект бюро Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена под девизом "Карл XII".
В этой постройке трио финских архитекторов представило вольную интерпретацию средневековых мотивов.
Проект соединил в себе черты финских средневековых церквей, замковой европейской архитектуры и даже шведского барокко.
Полученный эффект "разновременности" вполне подходит и размерам, и назначению этого обширного здания, предназначенного для размещения экспозиций по археологии, истории и этнографии Финляндии.
Рабочие чертежи были готовы к 1904 г., строительство велось с 1905 по 1910 г.
Следует сказать, что реализация в большей степени Линдгрена, т.к. после распада бюро в 1905 г. он один продолжал вести проект, "который с самого начала увлёк его больше других" (М. Хаусен).
За пределами комплекса:
Жаль, что не был построен мост в комплексе музея:
Выдающийся финский архитектор, знаменитый представитель национального романтизма Ларс Сонк (1870-1956) и его коллега Онни Тарьянне (1864-1946), сотрудничающие в ряде проектов, стали приверженцами финского национального стиля и активно использовали в своих творениях местные материалы и формы. Это было продемонстрировано Тарьянне при строительстве здания Финского национального театра (1898-1902) с его ричардсоновским неороманским фасадом из гранита и стеатита, украшенным орнаментом в виде восходящего солнца и кантеле.
Подробнее о здании:
http://finmodern.narod.ru/teatteri.html Забавная особенность архитектурных проектов для непривычного глаза - купол кажется доминирующим над всем сооружением, хотя находится на значительном удалении от главного фасада:
Фасад и разрез театрального здания:
В Хельсинки начала 20 в. в связи с развитием новых районов и ростом населения требовалось построить новые церкви. Одним из храмов, который в полной мере соответствовал эстетике нового времени, стала церковь Каллио, возведенная по проекту Ларса Сонка в 1908-1912 гг. Церковь отчасти напоминает американский небоскреб, однако материалы и особенности декора финские, равно как и колокола, которые хотя и изготовлены в Германии, проигрывают мелодию, написанную Яном Сибелиусом. Финский архитектор и критик Сигурд Фростерус (1876-1956) сравнивал церковь Каллио с древним сфинксом, взирающим с высоты на город.
См.
http://finmodern.narod.ru/kallio.html и
http://www.mishanita.ru/2012/04/20/15861/ Центральный вокзал Хельсинки - памятник архитектуры в центре города и крупный транспортный узел Финляндии. Построен в 1904-1914 гг. Элиелем Саариненом в стиле модерн. Отсюда отправляются как пригородные поезда, так и поезда дальнего следования.
Кроме того, в здании вокзала находится вход на станцию метро Раутатиентори, самую оживленную станцию хельсинкского метро. А таким был наш первый взгляд на здание:
Окончание периода национального романтизма было ознаменовано строительством известнейшего здания железнодорожного вокзала в Хельсинки. В 1903 г. был объявлен конкурс на строительство вокзала, который выиграл Элиэль Сааринен. Проект был закончен в 1909 г., а через 10 лет новый вокзал открылся.
Главный полукруглый арочный вход, своего рода величественный портал собора, сочетает в себе старый и новый стили.
Наиболее примечательными чертами в архитектуре здания центрального вокзала в Хельсинки являются башня с часами и обрамляющие главный вход две пары строгих каменных фигур со сферическими фонарями в руках. Автор этих гранитных статуй известный финский скульптор Эмиль Викстрём (Emil Wikström, 1864-1942).
Есть и другие фигуры с фонарями в руках:
Боковые крылья вокзала напоминают упрощенный вариант портиков в духе Карла Фридриха Шинкеля.
Массивная центральная башня во многом схожа с будущими небоскребами (Сааринен впоследствии эмигрировал в США, где продолжал работать архитектором, его работы в значительной мере определили облик американских небоскребов того времени). В облике башни специалисты усматривают влияние представителей венского сецессиона Й.Ольбриха и Й.Хофмана.
Центральный вокзал Хельсинки стал самым известным сооружением в стиле финского модерна. В ходе работы Сааринен пересмотрел проект, и в итоге он получился не столь явным образцом национального романтизма, как задумывалось вначале. Первоначально зодчий планировал возвести нечто в духе средневековой церковной архитектуры, но из-за критики коллег (Сигурда Фростеруса и Густава Стренгеля) и оживленных общественных дискуссий о должном облике крупных гражданских сооружений, Сааринен отошел от историзма и романтизма, решив выстроить более современное, строгое и рациональное здание. Подробнее тут:
http://finmodern.narod.ru/asema.htmlПервоначальный проект Сааринена:
Сам Сааринен так выразил свою позицию: «Мы в Финляндии больше не зарабатываем на жизнь охотой и рыболовством; поэтому растительные орнаменты и изображения медведей, не говоря уже о других животных, едва ли могут считаться подходящими символами нынешнего времени, эпохи пара и электричества». В связи с этим декоративные детали в стиле национального романтизма уступили место более рационалистическому, функциональному подходу, а орнаменты, если они и присутствовали, стали более сухими и абстрактными.
На этом наша прогулка по северному модерну в Хельсинки подошла к концу. Вы все еще считаете этот город "скучным"?
Другие фото финского модерна
http://yulia-tpm01.livejournal.com/23451.html По материалам:
http://finmodern.narod.ru/museo.htmlhttp://finmodern.narod.ru/varastot.htmlhttp://finmodern.narod.ru/eol.htmlhttp://www.mishanita.ru/2012/04/20/15189/http://www.mishanita.ru/2012/07/13/16008/http://www.mishanita.ru/2012/04/20/15155/http://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_музей_Финляндииhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Центральный_вокзал_Хельсинкиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_модернhttp://commons.wikimedia.org/wiki/Helsinkihttp://www.ipetersburg.ru/services/excursions/walking-tours/modern-in-petrogradka/http://www.wmos.ru/architecture/detail.php?ID=4185 Мои посты о югендстиле в Риге:
http://renatar.livejournal.com/453101.htmlhttp://renatar.livejournal.com/276301.htmlhttp://renatar.livejournal.com/172942.htmlhttp://renatar.livejournal.com/175667.htmlhttp://renatar.livejournal.com/195053.htmlhttp://renatar.livejournal.com/277640.htmlВ Петербурге:
http://renatar.livejournal.com/453124.htmlhttp://renatar.livejournal.com/453399.html (под замком)