Я как-то наткнулась на одну любопытную статью, посвященную изучению феномена т.н. "датского счастья", хочу привести из нее пару цитат, а также проиллюстрировать сказанное на примере одного из маленьких датских городов - Гедсера. Редкий случай посмотреть на повседневную жизнь датчан поближе, а заодно полюбоваться морскими пейзажами.
Результаты социологических исследований, проведенных компанией Gallup, в минувшем году (2010) вывели Данию в лидеры списка самых счастливых стран мира. Какое оно, счастье по-датски?
...О неписаных канонах скандинавской морали - так называемом Janteloven, или "Законе Янте", - мало кто слышал, более того, сами жители северных стран неохотно делятся ими с внешним миром, полагая их правилами для внутреннего потребления. Тем не менее 10 "заповедей Янте" существуют, работают и, вероятнее всего, будут востребованы еще не одной эпохой. На катехизисе Янте, похоже, взросла сама идея "общества всеобщего благоденствия" (продолжение цитаты под катом).
- капитализму с человеческим лицом претит конкуренция: незримый кодекс уравнивает сильного и слабого, богатого и живущего на пособие, но он же ставит на одну доску талант и посредственность, причем выбор делается в пользу последней. Поэтому неудивительно, что способная датская молодежь нередко предпочитает делать карьеру на чужбине, а в свете "закона Янте" история андерсеновского гадкого утенка звучит, увы, совсем не сказкой.
Впрочем, официальная Дания никак не открещивается от наличия в демократическом обществе тирании неписаных правил, в некотором смысле удивительно напоминающих советскую уравниловку. А одна из самых незаурядных личностей Дании, королева Маргрете II, даже сумела придать "законам Янте" весьма изящную форму в одной из своих традиционных новогодних речей: "Мы очень гордимся нашей скромностью. Это наша мания величия наоборот. Это очень изысканно".
Другим важнейшим слагаемым датского общественного договора является принцип солидарности, и его, кстати говоря, сами датчане называют необходимым условием счастливой жизни. Согласно результатам международного исследования, проведенного организацией Rockwool Fonden, 78 процентов жителей Дании наибольшим злом считают социальное неравенство - это при том что в Ирландии, например, или в той же России подобного мнения придерживаются менее 30 процентов опрошенных.
Отсюда понятен, кстати говоря, и подтекст датского присловья "Не думай, что дела твои хороши, если у соседа они плохи" - неравенство рождает в душе зависть. А как верно подметил американский социолог Роберт Нисбет, коль чувство это широко распространено в популяции, то любое социальное согласие, проявление прав и свобод, справедливости являются совершенно невозможными.
http://kommersant.ru/doc/1565304/print
Фото А.Л.
Гедсер - город на южной оконечности датского острова Фальстер в муниципальном округе Guldborgsund региона Sjælland. Судя по всему, город даже не имеет своего герба, на сайтах и информационных щитах в самом городе виден лишь муниципальный герб.
Это самый южный город Датского королевства. А Gedser Odde - самая южная точка Дании.
Гедсер - портовый город на Балтийском море, промежуточная точка европейского маршрута E55 (Хельсингборг - Каламата). И мы также проследовали из Нюкёбинга в Гедсер по шоссе E55 12 мая 2012 года, чтобы воспользоваться паромом, идущим в немецкий город Росток.
В городе ныне проживает всего 793 человека (по данным на 1 января 2012 года). В то же время известно, что в период с 1886 по 1903 годы в Гедсере проживало 1000-1200 жителей. И, наверное, после того, как будет построен фемарнский мост, число жителей еще более сократится... Но об этом чуть позже.
Гедсер в годы наибольшей населенности:
И сейчас:
Теперь перейдем к нашим фотовпечатлениям. Приехали мы в Гедсер на два часа раньше запланированного и потому этому городку досталось намного больше нашего внимания, чем другим. :-) Сначала мы поехали взглянуть на море:
Фото А.Л.
Дул сильный ветер, придавая некий драматизм окрестным пейзажам:
Фото В.С.
Море приобрело свой неповторимый серебряный окрас, который так отличает Балтику от южных морей:
Фото Р.Р.
Прибрежные камни ассоциировались с какими-то древними мегалитами:
Фото В.С.
И это впечатление разбивалось лишь футуристичным видом ветряков далеко в море, почти у самого горизонта:
Фото В.С.
Но и берег здесь наводил на философские раздумья:
Фото Р.Р.
Удивляли круглые углубления на берегу, заполненные водой. Неужели в приливы волна доходит до них?
Фото Р.Р.
А сбоку был волнорез и причальные мостки:
Фото Р.Р.
Конструкция мостков поближе:
Фото Р.Р.
Некоторые прогулялись и по молу:
Фото Р.Р.
Интересно, для чего эта труба приделана к камням?
Фото В.С.
Это не единственные причалы тут:
Фото Р.Р.
Видны датские и шведские флаги и вроде даже японский:
Фото Р.Р.
План причалов:
Фото Р.Р.
Вокруг причалов была целая инфраструктура. Датские флаги нарисованы даже на воротах:
Фото Р.Р.
Пожалуй, абсолютным символом доверия датчан к своему государству может служить их отношение к национальному флагу Даннеброг, которому в этом году исполнился 791 год. Вся частная датская жизнь - буквально с первой до последней минуты - проходит под его сенью. Дни рождения и детские утренники, свадьбы и похороны, театральные премьеры и гулянья в копенгагенском парке "Тиволи" - все эти события объединяют два непременных условия: атмосфера праздника (кроме похорон, разумеется,- в траурные дни красно-белый штандарт в церкви приспущен) и бессчетное количество больших и малых флагов, без которых Данию не представить.
http://kommersant.ru/doc/1565304/print Даже спасательный круг в цветах Данеброга:
Фото Р.Р.
Любопытно, для чего эта конструкция? Вытаскивать катера на берег?
Фото Р.Р.
Как ни живописны яхты, но пора идти дальше:
Фото Р.Р.
Сила ветра видна по этому конусу на мачте:
Фото В.С.
Дальше видна стоянка катеров на суше и за ними какие-то строения современного дизайна:
Фото Р.Р.
И с другой стороны:
Фото Р.Р.
Довольно интересные коттеджи:
Фото Р.Р.
Можно выбрать любого цвета:
Фото Р.Р.
Судя по этому зданию-ресторану, мы имеем дело с гостиницей, где можно снимать отдельные домики:
Фото Р.Р.
А вот отель в Гедсере в старину:
Экологическая архитектура, как она есть:
Фото Р.Р.
Кстати и раньше в Гедсере строились коттеджные ансамбли с домами в одном стиле:
Но после этого мы отправились смотреть городские улицы:
Фото А.Л.
Кстати, сравните со старинным видом - как эти же самые дома выглядели столетием раньше:
Главная достопримечательность Гедсера - церковь из желтого кирпича, чьи линии напоминают органные трубы:
Фото А.Л.
С тех пор, как население города достигло тысячи человек, община заговорила о том, что им необходимо иметь свою церковь. Наследный принц Фредерик, будущий датский король Фредерик VIII (1906-1912) как-то заметил, что как бы ни приятно было слышать слово Божие в церкви Gedesby, для жителей Гедсера это далеко (типа намекал, что церковь в Гедсере необходима).
В 1907 г. был назначен церковный комитет по сбору средств и организации постройки церкви в Гедсере. Его председателем стал викарий Looft.
Фото Р.Р.
Проект церкви был разработан в 1914 г. известным датским архитектором Педером Вильгельмом Иенсен-Клинтом (
Peder Vilhelm Jensen Klint). Справа - наиболее известный его проект:
Иенсен-Клинт - автор известной церкви Грундтвиг в Копенгагене (1913):
В проектировании церкви в Гедсере принимал участие также Карл Кристиан Торвальд Андерсен (Carl Christian Thorvald Andersen). Церковь была построена в 1915 году и в Вербное воскресенье того же года была открыта:
Часовня при церкви:
Фото Р.Р.
Церковь и часовня на старинной открытке:
Как известно, внутреннее помещение христианских церквей делится на нефы, бывают и однонефные церкви. Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Так вот именно в гедсерской церкви неф наиболее всего похож на перевернутый деревянный корабль, наглядно показывая происхождение термина. Так было задумано Иенсеном-Клинтом:
Самой красивой частью церкви считается ее фреска. Когда церковь была построена, у прихода не было денег, чтобы сделать роспись алтарной части, но путем сбора пожертвований удалось это сделать в 1924 г. По совету Йенсен-Клинта для создания росписи был приглашен тогда еще молодой и неизвестный художник, впоследствии профессор Elof Riseby:
В церкви есть макет корабля - подарок в 1923 г. от бывшего капитана парома Петерсена. Церковный колокол в церкви с 1915 года:
Портал церкви напоминает готические профилированные порталы, только в современной обработке форм:
Фото Р.Р.
Из портала как будто смотрят два глаза:
Фото А.Л.
Дверная ручка и табличка у церкви:
Фото А.Л.
Пример декоративного эффекта кирпичной кладки:
Фото А.Л.
Старинная легенда рассказывает, что в тот день, когда церковь в Гедсере будет завершена, океанские волны смоют город с лица земли. Поэтому возле церкви нет памятного камня о том, что церковь построена в таком-то году.
На месте зеленой зоны со старинной открытки, что наверху, ныне организовано такое место досуга горожан:
Фото Р.Р.
Улица перед церковью:
Фото Р.Р.
Дом приятного цвета:
Фото В.С.
Вид улицы в начале 20 века:
И сейчас - как видите, разница небольшая, только зеленые насаждения видоизменились:
Фото Р.Р.
Такие столбики на проезжей части сделаны, видимо, для защиты деревьев от случайного наезда:
Фото Р.Р.
Когда мы еще только въезжали в город, я краем глаза заметила вдалеке желтую башню, но мне долго пришлось убеждать своих спутников в том, что она мне не показалась. :-)) Тем не менее мы ее нашли. Это оказалась старая водокачка:
Фото Р.Р.
Гедсерская водонапорная башня
(Danmarksgade 6, 4874 Гедсер, +45 54 17 92 82)
Построена в 1912 г. и работала в системе водоснабжения Гедсера до 1966 г.
В 1994 г. была сформирована общественная организация, целью которой было сохранить башню в качестве местного исторического памятника. Была проведена полная реконструкция башни, и к радости местных жителей и многочисленных туристов башня была открыта для посетителей в 1997 г. С верхней площадки башни открывается хороший вид на город Гедсер, паромный порт и ближайшие окрестности.
Вход - 15 датских крон или два евро:
Фото А.Л.
Интересно, этот вид снят с церкви или водокачки?
И когда мы подъехали к башне, на несколько минут из-за облаков выглянуло яркое солнце. Только вот не было интересных видов для фотографирования. Пришлось использовать фактуру для того, что было под рукой :-)) Двух фотографов в кадре видите? ;-)
Фото Р.Р.
Там же возле башни:
Фото А.Л.
Как выглядят датские веранды:
Фото А.Л.
Я бы не решилась снимать так близко чужие окна, но есть люди без комплексов:
Фото А.Л.
Львы за мусорником:
Фото Р.Р.
А вообще тут есть даже музей и исторический архив! Слева виден указатель к ним:
Фото Р.Р.
Не помню уже точно - тут музей или в другом здании:
Фото Р.Р.
Вот такой вот городок. Все дома примерно равные по своей себестоимости, нет ярко выраженной разницы, как в других странах. Всё время, что мы там катались, на улицах не было ни одного человека. Действительно после семи вечера жизнь в Дании замирает:
Фото В.С.
А затем мы покружили вокруг порта и увидели заднюю часть Нептуна:
Фото Р.Р.
За ним что-то вроде магазина:
Фото А.Л.
Нептун поближе, скромно прикрытый рыбьим хвостом:
Фото В.С.
Якорь перед Нептуном и вид на порт:
Фото А.Л.
Что-то связанное с рыбой. UPD: røgeri - коптильня. Рыбу коптят в зданиях с высокими трубами.
Фото Р.Р.
Кораблики в порту:
Фото В.С.
Фото А.Л.
Находимся где-то тут:
Фото Р.Р.
Но пора уже и на паромный причал.
Паромная переправа из Гедсера в Росток (Германия) работает с 1995 года, обслуживается фирмой Scandlines. Ранее были также железнодорожный и автомобильный паром в Гроссенброде (Großenbrode, 1951-1963) и Варнемюнде (1903-1995). Также был автомобильный паром в Травемюнде (Любек) (1963-1990). Была идея создания моста через Мекленбургскую бухту, связывающего Гедсер и Росток. Однако от нее отказались в 2007 г. в пользу моста на остров Фемарн.
Паром "Кронпринц Фредерик" ждет нас:
Фото А.Л.
Подробнее о мосте, который может нанести ущерб экономике города, если паромная переправа здесь перестанет функционировать.
27 июня 2007 г. датские и немецкие власти подписали проект по строительству моста через пролив Фемарн.
19-километровое чудо инженерной мысли будет возведено ориентировочно к 2018 году и отменит дорогостоящее паромное сообщение между немецким островом Фемарн и датским островом Лолланд. По расчетам, строительство этого моста должно обойтись в 2,2 миллиарда долларов. Мост Фемарн-Бельт будет состоять из трех канатных висячих мостов, длина которого должна составить около 725 метров, держать их будут четыре огромных столба, каждый высотой 279 метров. Главными противниками строительства этого гиганта стали защитники окружающей среды, уверенные в том, что он может нанести ущерб местной дикой природе.
http://www.zel-veter.ru/article/view/26
В заключение рассказа о Гедсере хочу еще указать на его стратегическое значение в военное время. Приведу несколько цитат, не претендующих на исчерпывающее изложение вопроса, просто как пример.
В старину Гедсер в российских источниках назывался Гиедзер:
Штенцель Альфред История войн на море
ГЛАВА IV. ШВЕДСКО-ДАТСКАЯ ВОЙНА 1675-1679 ГГ.
Присутствие Юэля у Гиедзера и встреча его с Шёбладом произошли совершенно случайно. Следовало держать дозоры еще и севернее Зунда, чтобы обеспечить Копенгаген от внезапного нападения и обезопасить сообщения со Сконией.
http://www.onsea.ru/new/lib/books/war/1572.html
Фото А.Л.
Стратегическое значение Гедсера в Первой мировой войне по версии адмирала Эссена:
25-26 января 1912 г. в Ревеле на “Амуре” и “Баяне” состоялось совещание высших морских начальников флота Балтийского моря, на котором обсуждался план военных действий, выработанный Генеральным штабом.
Адмирал Эссен представил на суд флагманов и штаба тезисы вынашиваемого им плана № 2, построенного на неожиданности и инициативе и на том, что по дислокации мирного времени балтийские силы Германии вполне “по зубам” русскому флоту.
“Получив от правительства извещение о предстоящем разрыве дипломатических отношений с Германией и ожидающемся нападении, наш флот должен действовать по особому плану, не сообщаемому никому в Петербурге и во флоте, - докладывал Эссен. - План этот вкратце таков:
1. Подрывная партия выводит из строя шлюзы Кильского канала и этим отделяет германский флот Балтики от Флота открытого моря.
2. Заблаговременно собранные под благовидным предлогом в Либаве минные заградители и часть боевых сил в решающий момент вне видимости Либавы соединяются с бригадами линкоров и крейсеров, и флот с запасом мин и угольщиками идет к Борнхольму. Боевые действия переводятся в узкости Гиедзер, Фемарн и на выходы из Кильской бухты.
С точки зрения тактической Гиедзер и особенно Фемарн нам более выгодны, чем Финский залив, так как эти проходы уже и длиннее. В стратегическом же отношении наши выгоды еще очевиднее: блокада кайзеровского флота заставит немцев опасаться высадки наших десантов на побережье и оттянуть часть войск от границ России.
http://a-i-f.narod.ru/3_2001/taynaya_voyna.htm
Фото В.С.
Вторая мировая война:
1 апреля 1940 г. Канарис проводит секретный инструктаж сотрудников абвера в связи с предстоящим вторжением вермахта в Данию и Норвегию (операция «Учение на Везере»).
8-9 апреля во главе группы из четырех агентов абвера майор Клюг на рыбацком боте нелегально проникает на территорию Дании и перерезает линии телефонной связи между Гесером и Нюкебингом.
Иосиф Борисович Линдер, Сергей Александрович Чуркин, Николай Николаевич Абин
Диверсанты. Легенда Лубянки - Павел Судоплатов
http://lib.rus.ec/b/198327/read Гедсер был захвачен в первую очередь - именно тут немецкие войска высадились во время оккупации Дании 9 апреля 1940 года в 3:55 утра. Большое количество бронемашин и пехоты находилось на пароме из Ростока и ворвалось в гавань, как только корабль причалил. Затем прибыл еще один паром.
Источники сведений:
http://da.wikipedia.org/wiki/Gedserhttp://en.wikipedia.org/wiki/Gedserhttp://www.skelby-gedesby-gedser.dk/gedser/gedser%20sogn.htmhttp://www.guldborgsund.dk/da/Erhverv/Fokusomraader_i_erhvervsudvikling/Gedser-nu/~/media/Filer/Erhverv/Gedser.nu/Gedser%20Vandtaarn.ashx Примечание к подписям под фото:
Фото Р.Р. - фото
renatarФото В.С. - фото Валерия (нашего домашнего фотокора)
Фото А.Л. - фото
lecha_mwФото без подписи - из Википедии и аукционных сайтов.