Помните, я вас про табуретки
спрашивала? Сегодня с вашей помощью восстанавливаю историю, имеющую свое начало и конец, но середина ее пока что покрыта мраком... Историю, казалось бы, простой табуретки, воплощающей в себе минимализм и в то же время законченность скандинавского стиля. И не зря она родом из места, находящегося в списке ста мировых памятников архитектуры. И она же доказывает, что не все так плохо было с дизайном вещей в советское время. Истории этой табуретки могли бы позавидовать и иные более вычурные предметы мебели. Но обо всем по порядку.
У каждой вещи, созданной человеком, есть свой автор, даже если его имя скрылось во тьме веков и тысячелетий... Но история этой табуретки не столь древняя, хотя сама она будет постарше многих ныне живущих на Земле. И она пережила на своем 80-летнем веку рождение и падение нескольких государств.
В финском городе Виипури в конце 1920-х годов было решено строить новую сокровищницу своей культуры - не Сампо, известную в народном эпосе сказочную чудо-мельницу, создающую богатства и обеспечивающую материальное благополучие. Всего лишь библиотеку. И проектом этой библиотеки занялся тот, кого до сих пор считают величайшим архитектором Финляндии - Алвар Аалто.
Не пропустите, пожалуйста, эту цитату:
Наиболее яркой фигурой скандинавского дизайна и архитектуры по праву считается Алвар Аалто (1898-1976 гг.). То, что именно Алвар Аалто придумал и сконструировал окружающую нас среду - от табуретов, миллионами продающихся в ИКЕА, до бетонных «коробок» новых микрорайонов, в России знают не все. В Финляндии всё наоборот. Такие понятия, как Аалто-дом, Аалто-стиль, Аалто-мировоззрение, прочно вошли в финский быт и с успехом экспортируются во все стороны света. Он являет собой пример архитектора, который знает, как заставить стандарт служить эмоциональной стороне зодчества.
В 1933 году для читальных залов Городской библиотеки в Виипури Аалто нарисовал трехногий табурет № 60 - применив при этом простую, но по тем временам новаторскую технологию. Табурет № 60 - это первая мебель в мире из гнутой клееной фанеры.
http://furniteka.com/131 Посмотрим же на эту первую в мире мебель в оригинальных интерьерах библиотеки:
Как вы видели на предыдущих фото, в интерьерах были не только табуреты, но и стулья.
Еще во время работы над проектом санатория в Паймио у четы Аалто уже был опыт работы в сфере дизайна мебели, как стандартной, так и уникальной. С работы над интерьерами Дома крестьян Юго-западной Финляндии началось сотрудничество с Отто Корхоненом, техническим директором фабрики мебели и строительных материалов в Турку. Он был специалистом в области технологии фанеры и гнутого дерева. Вместе с Корхоненом Аалто разработал модели стульев для серийного производства. Интерьеры санатория в Паймио и Виипурской библиотеки стали существенным шагом вперед в проектировании стандартных моделей. Некоторые из спроектированных тогда моделей мебели остаются в серийном производстве по сей день. Это стало возможным благодаря мебельной фирме Артек.
http://www.vbrg.ru/articles/istorija_vyborga/istoricheskie_lichnosti_nashego_goroda/alvar_aalto/
Алвар Аалто хорошо известен не только как архитектор, но и как дизайнер. Для своих зданий Алвар Аалто часто сам создавал мебель, предметы интерьера и дизайна. Некоторые из спроектированных им предметов мебели по сей день остаются в серийном производстве.
http://finnish.ru/finland/finns/aalto.php Фирма Артек существует поныне:
http://www.artek.fi/ и до сих пор продает модели, созданные по эскизам Алвара Аалто - настолько они оказались удачны, пройдя строгую проверку временем.
В дальнейшем Аалто отказался от металла в мебели, сосредоточив все свое внимание на дереве, из всех его сортов он постепенно выбрал березу и старался работать только с ней. Для читальных залов Городской библиотеки Аалто нарисовал трехногий табурет №60 - первую модель из гнутой клееной фанеры. Сегодня это самый популярный табурет в мире.
http://study.vvsu.ru/Files/786/IST_DD4.doc
Кто интересуется творчеством архитектора, могут найти вот такую книгу на русском языке:
В иллюстрированном альбоме «Алвар Аалто. Карельский шедевр» собраны эссе, архивные материалы и современные фотографии, дающие представление об уникальном памятника эпохи модернизма - библиотеке Алвара Аалто в Выборге (до 1944 г. - Виипури). Альбом - первое в России издание, посвященное этой всемирно известной достопримечательности Карелии и окрестностей Санкт-Петербурга.
Автор проекта библиотеки, выдающийся финский архитектор Алвар Аалто (1898-1976), является одним из основоположников современной архитектуры и дизайна. По сути, именно Аалто придумал и сконструировал окружающую нас среду - от табуретов, миллионами продающихся в ИКЕА, до бетонных «коробок» новых микрорайонов. Международную известность архитектор получил в начале своего творческого пути, создав несколько программных для развития функционального стиля сооружений, к которым относится и выборгская библиотека (1927-1935). Библиотека - единственная постройка Аалто, расположенная на территории России.
http://www.nordicbook.ru/detailed.php?id=2737&type=Books
И если вы внимательно читаете те цитаты, что я привожу в посте, а их текст всегда более ключевой, чем мои жалкие пояснения - то обратили внимание, что библиотека со своими табуретами и стульями оказалась на территории Советского Союза:
Виипури, Выборг, основанный в Средние века шведами, входит в число исторических городов России. До 1940 года это был второй по величине город Финляндии. Среди достопримечательностей - библиотека Алвара Аалто.
Согласно условиям Московского мирного договора Выборг вместе со всем Карельским перешейком и рядом других территорий отошёл к СССР. Финское население города было полностью эвакуировано в оставшуюся часть Финляндии. 31 марта 1940 года был принят Закон СССР о передаче большей части полученных от Финляндии территорий в состав Карело-Финской ССР. В составе этой республики 9 июля 1940 года Выборг становится центром Выборгского (Виипурского) района.
В 1930-х годах новое влияние на городскую архитектуру оказал функционализм. В данном стиле строились, в основном, важные общественные учреждения: художественный музей и школа, окружной архив. Важнейшим памятником эпохи функционализма в Выборге является городская библиотека, построенная в 1935 году по проекту архитектора А. Аалто
http://ru.wikipedia.org/wiki/Viipuri Сайт библиотеки:
http://aalto.vbgcity.ru/ О библиотеке можно прочитать тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека Алвара Аалто http://listel.livejournal.com/49437.html http://dddb.livejournal.com/19412.html А вот и восстановленный интерьер библиотеки с оригинальной мебелью Аалто:
Родившись в Финляндии, табуретка оказалась в СССР, потом пережила гитлеровскую оккупацию, снова была возвращена в Советский Союз, оттуда попала в разные союзные республики, затем ставшие суверенными государствами и все это время продолжала производиться в Финляндии и Швеции.
Из опроса в предыдущем посте получается, что данная модель была широко распространена в Прибалтике в различных модификациях и оттуда завозилась в Белоруссию. Россияне либо не видели такую, либо не помнят, либо утверждают, что табуретка встречалась им в основном в общественных заведениях. Правда,
warsh из Москвы утверждает, что их дизайн
знакомый. Я бы сказал, практически, стандартный.
yanjasho очень помогла, сфотографировав этикетку от табуретки, производимой и продаваемой в 1970-е годы в Латвии:
Клеймо на втором табурете, к сожалению, нечитаемое, а на верхнем фото можно разобрать: "город ...дига. Улица ...армияс, 45". Судя по всему, г. Кулдига, ул. Сарканармияс, 45. В Кулдиге действительно было мебельное производство.
Загадкой для меня пока остается только одно - кто возродил эту модель табурета из небытия, после без малого полувекового "затишья" начал в начале 1970-х годов производить ее в Латвии? И кто творчески осмыслил идеи Аалто, создав на их базе новые модификации, а также для верности усилив конструкцию?
Эти два табурета были куплены около 1983 года:
Если их перевернуть, видно как именно ножки крепились к днищу:
Сейчас фанера расслаивается, но это и не удивительно, табуреты прошли огонь, воду, медные трубы, ремонты, на них пилились доски...
Но даже и так заметна многослойность фанеры, из которой клеились ножки:
Слои фанеры в современной продукции "Артека":
Крепления советского табурета поближе. К сожалению, не могу сказать, где именно сохранилась оригинальная шайба от болта:
Крепление проходило сквозь все днище табурета и завершалось сверху такой вот шляпкой болта. Может быть, это было не столь красиво или удобно, но табуретки от этого были значительно прочнее:
Нашла в Интернете оригинальное крепление в стуле №67 от Алвара Аалто:
Но вернемся к вопросу о модификациях, выпускаемых в Латвии 1970-1980-х годов. У этой табуретки оригинальный цвет сиденья был зеленым:
Сама модель с квадратным сиденьем со скругленными углами вам уже знакома:
Эта же модель выпускалась и с мягким сиденьем с обивкой:
Все 4 фото здесь от
yanjasho, за что ей большое спасибо!
На этом фото 1978 года плохо видно, но дети сидят на табуретках разных модификаций. Девочка слева на трехногом табурете с треугольным сиденьем со скругленными краями, девочка в центре на невысоком детском табурете с квадратным сиденьем красного цвета. Девочка справа - на четырехногом табурете:
Кроме того, были и стулья! Вот это оригинальные стулья по версии Алвара Аалто:
А вот такой детский стульчик выпускался в Латвии, характерного брусничного цвета, но ненасыщенного, с уклоном в холодноватый розовый оттенок:
В спинке стула была выемка, примерно такая, как в стуле Аалто (справа), но с большим радиусом в углах. Но крепление спинки у латвийского стула было к сиденью, у стула Аалто - к ножкам:
Детский стул по версии Аалто:
Кстати, сейчас все, кому не лень, выпускают стулья Аалто, по-своему осмысливая его формы. Например, меняя форму сиденья, варианты обивки и т.п.
Современные модификации стульев:
Про ИКЕЮ я уже и не говорю, ее табуретки знают все.
Но в Латвии и сейчас производят такие табуреты, вернувшись к его исходному варианту, судя по фотографиям на рекламных сайтах:
Данные табуреты стали прямо-таки Меккой для любителей художественной росписи. Вот некоторые образцы, которые художники предлагают населению изготовить за плату:
А это вовсе не остатки мебели после ремонта, а художественная инсталляция:
Так что дело Алвара Аалто до сих пор живет и побеждает. Можно теперь купить даже столы из гнутокленной фанеры.
snegofeya дала ссылку на свою фотографию с текстом о табуретке Аалто на промышленной выставке в Москве:
И изучая творения мастера, есть подозрение, что у нас производились не только табуретки, но и кое-что посущественнее. ;-) Но об этом - в другой раз.