Посуда и другие произведения искусства из Рижского замка

Oct 11, 2010 14:19

Сегодня представляю вашему вниманию предметы декоративно-прикладного искусства из коллекции музея зарубежного искусства, экспонировавшейся в Рижском замке. Посуда, мелкая пластика, предметы культа. Условно данный пост можно подразделить на несколько частей - скульптуры и другие предметы из Древнего Египта, индонезийский театр теней, статуэтки, посуда и другие предметы Востока (главным образом Китая, Индии и Юго-Восточной Азии) и европейский фарфор. Именно в такой последовательности они и предстанут под катом.







Поскольку условия для съемки были неблагоприятные, просим прощения за качество фотографий. Местами в посте будут небольшие тексты справочного характера, не претендующие на всестороннее исследование, только лишь с целью ознакомления сути представленных предметов.

1.



ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Дошедшие до нас скульптуры времени Древнего царства имели культовое назначение: это были или заупокойные статуи царей и знати, или изображения фараонов, служившие объектами особых ритуалов, или фигурки слуг, с магическими целями помещавшиеся в гробницы для обслуживания умершего в загробном мире. Различное назначение скульптур определило и различие трактовки. Позы заупокойных статуй знати были однообразны, умершие изображались стоящими или сидящими на кубообразных сиденьях, иногда - на полу, поджав ноги, как египетские писцы.
Подробнее тут: http://www.ref.by/refs/41/8273/1.html

2.



3.



4-5.




6. Сфинкс:




7-8. Писец и Нефертити :-)





9-10. Фараоны:





11. Мумии кошек:




12. Мумия рыбы:




ТЕАТР ТЕНЕЙ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Театр теней - форма визуального искусства, зародившаяся в Азии свыше 1500 лет назад. Ко второму тысячелетию, театр теней имел широкую популярность в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в других регионах Азии.

13.



Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Вот этот экран:

14.



Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Могут быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, возможно, подвижно соединённых. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

15.



Театр теней - вид театрального зрелища, в котором сюжет раскрывается с помощью динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных плёнок, управляемых артистами с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система управления с помощью нитей). Куклы освещаются сзади, контражуром - на экране появляется черно-белое или цветное изображение.

16.



Театр теней распространён главным образом у народов Азии и Ближнего Востока. Для театра теней характерно обращение к эпосу, фольклору, традиционное сохранение сюжетов. Образы индийского классического эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» остаются в представлениях бродячих кукольников Индии и Индонезии и во 2-й половине 20 в. Один из старейших театров теней - индонезийский. Представление ведёт один человек (даланг), рассказывающий в сопровождении оркестра (гамелана) о событиях, развёртывающихся на экране.

17.



Цитата из "Вокруг света":
Любое зрелище в Индонезии называют "ваянгом". Чтобы ясно было, о чем именно идет речь, ставят уточняющее слово. Например, "ваянг пурво" - это театр теней, или театр вырезанных из кожи фигур. Ему около 3 тыс. лет. Таупан, даланг: "Вообще-то я кукольный мастер, но сегодня буду далангом, рассказчиком. В кукольном театре он же является и кукловодом. У многих это что-то вроде хобби. Среди далангов встречаются профессора, священнослужители, я знаю даже одного генерала". В Представление разыгрывают за белой ширмой. Зрители могут находиться по любую ее сторону. Раньше тени создавали с помощью масляных светильников. Теперь используют обычную электрическую лампочку. Спектакль может длиться с утра до вечера, ведь в репертуаре театра всего два произведения: древнеиндийский эпос "Махабхарата" и "Рамаяна" - оба огромного объема. Иногда, правда, играют отдельные эпизоды на полтора-два часа. Сюжет эпоса сложен. Тут много действующих лиц - богов, полубогов, героев, красавиц, отшельников, воинов. Если очень коротко, то в "Махабхарате" рассказывается о войне братьев Пандавов против родственников, двоюродных братьев Куаравов за полцарства. В результате грандиозного сражения Пандавы побеждают и возвращают свое. В "Махабхарате" много сцен посвящено любовным приключениям одного из Пандавов, Арджуны. Это герой романтический и мужественный, у индонезийцев он очень популярен. Целое представление может быть посвящено только его любовным похождениям. Во время спектакля зрителям не возбраняется шумно выражать свои эмоции, комментировать представления. В театре теней куклы раскрашивают, поэтому впечатление от спектакля у того, кто смотрит на тени и на сами куклы, совершенно разное. Таупан, даланг: "Вид куклы отвечает характеру персонажа. У благородного героя тонкая талия, прямой нос. Рот всегда закрыт. Чем больше отрицательных черт, тем кукла грубее".
http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/53/

18.



ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА НАРОДОВ ВОСТОКА

19.



Честно говоря, без табличек я тут затрудняюсь дать точную атрибуцию этих предметов, поэтому просто покажу несколько фотографий.

20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



Китайский фарфор является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая.

27.



История развития фарфора в Китае насчитывает уже тысячелетие. Точная дата возникновения неизвестна. Некоторые источники относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (206-221 гг. н.э.), Эпохе Троецарствия (220-280гг. н.э.), периоду Шести династий (220-589 гг. н.э.) и династии Тан (618-906 гг. н.э.) Но данные предметы не столь древние, разумеется:

28.



Бело-голубой фарфор известен в изделиях Династии Мин (1368 - 1644 гг. н.э.) и Династии Цин (1644 - 1912 гг. н.э.). Думаю, то, что вы тут видите, относится именно ко времени Династии Цин:

29.



30.



В качестве предметов для интерьера помещений китайские вазы стали популярны в Европе в XVII-XVIII веках.

31.



Подробнее об истории китайского фарфора можно посмотреть хотя бы тут: http://www.kefa.ru/article/kefa/fa/chinafarfor/

32.



33. Это тоже китайское:




34. Собачки:




35. Будда:




36.



37.



Вот что это за предметы слева, даже затрудняюсь сказать... Есть версия, что это кальян.
38.



39.



40.



ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАРФОР

41.



42.



43.



44.



45.



46.



47.



48.



Английская переводная посуда - это тип керамики, в которой используется переводное печатание для того, чтобы перевести рисунок на предмет из керамики. Начинают с гравировки на меди, а потом отпечатывают с меди чернилами на папиросную бумагу, которую накладывают непосредственно на керамическую посуду. Во время обжига в печи папиросная бумага сгорает. Этот процесс был разработан в первой четверти девятнадцатого века.




Такая технология позволила снизить цену на расписную керамику, и такую посуду могли позволить себе иметь и средние классы. Появилась эта технология в первой половине 19 века. Изначально посуду делали с синим рисунком, но потом появились и зеленые, красные, коричневые цвета. Сейчас подобная посуда стала предметом коллекционирования. Многие коллекционеры подбирают ее или по цветам, или по типу рисунка, например картинки с изображением замков, пейзажами и т.п.
Подробнее тут: http://kavery.livejournal.com/1588246.html

50.



51.



52.



53.



54.



55.



56. Лаковые табакерки из Германии, начало 19 века. С 18 века техническим и художественным мастерством выделялись французские лаковые изделия фирмы «Мартен» и немецкие фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами). Перед вами как раз последние:




57.



Не знаю как вам, а европейские вещи мне как-то ближе по духу...

Выставки, Этнографическое, Предметы, Мелочи, Германия, Рига, Замки, Искусство, Другие_страны

Previous post Next post
Up