У каждого из вас, возможно, имеется то или иное произведение искусства, задевающее самые тонкие струны в душе, заставляющее испытывать необъяснимые ощущения. Для меня таковой является вот эта статуэтка. Еще ничего не зная о ней, впервые увидев фото, я поражалась ее линиям, ее экспрессии и чувству какой-то неведомой мощи, пришедшей откуда-то из невообразимых глубин нашего мира... Это так называемая львица-демон, и ей ни много, ни мало - пять тысяч лет! Вы только вдумайтесь в эту цифру - для нее практически все известные нам цивилизации еще в светлом будущем...
На сегодняшний день она - самая дорогая скульптура в мире, оцененная в пятьдесят семь(!) миллионов долларов. Но не менее поразительна и загадочна как ее история, так и история тех, кто ее создал.
Сумма, заплаченная за "Львицу Гуэнолла", является рекордной для скульптур любого периода. Предыдущий рекорд цены на скульптуры - 29,1 миллиона долларов, принадлежавший бронзовой статуэтке Пабло Пикассо "Tete de Femme" ("Голова женщины"), продержался менее месяца. Работа Пикассо была продана на аукционе Sotheby's 7 ноября 2007 года.
Представители Sotheby's перед началом торгов рассчитывали, что "Львица" будет продана за 14-18 миллионов долларов, однако финальная цена превысила верхнюю границу эстимейта более, чем в три раза. В борьбе за "Львицу" принимали участие сразу пять покупателей, победитель аукциона традиционно пожелал сохранить свое имя в тайне.
http://www.mallex.info/culture/Lvica-Guehnolla-ustanovila-absoljutnyi-rekord-ceny-dlja-skulptur/ Эта статья растиражирована по всему Интернету, но ничего лучшего на эту тему пока не написано. Я лишь добавила фотографии статуэтки в разных ракурсах и при разном освещении и другие иллюстрации по теме.
Самая дорогая скульптура в мире
Фантастический рекорд, установленный на торгах Sotheby's 5 декабря 2007 года, - 57 миллионов долларов за восьмисантиметровую статуэтку из полированного известняка, требует некоторых пояснений. Откуда взялось это чудо, не подделка ли это, есть у "Львицы Гуэннола" аналоги? И почему она стоит так дорого?
"Львица Гуэннола" почти 60 лет украшала витрину Бруклинского музея изящных искусств, представляющего собой одно из лучших художественных собраний США. Эту маленькую скульптуру многократно воспроизводили в учебниках по истории искусства, помещая ее рядом с такими шедеврами как мраморная голова женщины из Урука и статуэтка козла из Ура.
История львицы темна: считается, что ее нашли в 1931 году в окрестностях Багдада и продали американскому коллекционеру. Кто нашел, при каких обстоятельствах - неизвестно. В 1931 году статуэтка оказалась в собрании антиквара и галериста Джозефа Бруммеля, ученика Огюста Родена и большого знатока древней и средневековой скульптуры. Бруммель консультировал многих коллекционеров, в частности Брэдли Мартина. Алистер Брэдли Мартин, его сын, тоже был известным собирателем. Алистер Брэдли и его жена Эдит Парк Мартин купили львицу у Бруммеля в 1948 году и передали ее в качестве долгосрочного займа Бруклинскому музею изящных искусств.
Статуэтка не покидала Соединенные Штаты, но примерно раз в десять лет владельцы предоставляли ее для выставок в такие уважаемые собрания, как Музей Фогга в Гарварде и Метрополитен в Нью-Йорке, так что недостатка в исследователях у львицы не было. Название "Гуэннол" закрепилось за скульптурой по названию коллекции Мартинов (guennol - ласточка на валлийском языке).
Несмотря на свои скромные размеры, статуэтка производит впечатление монументального произведения. Массивная львиная голова лежит на мускулистом плече, руки-лапы стиснуты под грудью, при этом торс повернут относительно головы и ног-лап на 90 градусов. Самая невозможность и предельная напряженность позы притягивают зрителя. Статуэтку можно и нужно рассматривать со всех сторон. Вероятно, в древности у львицы был хвост (сзади видны дырочки для крепления). Существует предположение, что нижняя часть лап была сделана из другого материала. Отверстия на голове предназначались, скорее всего, для шнурка, на котором статуэтку подвешивали, чтобы носить на шее.
Мастер, изготовивший львицу, судя по всему, жил на территории современного Ирана, где в древности существовало государство Элам (примерно 2700-600 годы до нашей эры). Львица была изваяна в протоэламскую эпоху - около 3000-2800 годов до нашей эры. Ближайших "родственников" у нее около десятка. Во-первых, это статуэтка быка из Урука (Месопотамия), датируемая рубежом IV и III тысячелетий до нашей эры.
Во-вторых, небольшая группа протоэламских печатей, на которых изображались стоящие на задних лапах животные, скорее всего, львы. У всех них лапы сложены на груди. В-третьих, найденный французскими археологами в Сузах (одной из столиц Элама) клад мелкой пластики: одна из статуэток изображает грифона-льва, стилистически скульптура решена довольно близко к "Львице Гуэннола".
В-четвертых, две протоэламские серебряные скульптуры: лежащий горный козел и коленопреклоненный бык с сосудом. Однако знакомство с этими предметами не может подготовить зрителя к экстраординарности "Львицы Гуэннола". Аналогов этому произведению искусства не существует, во всяком случае, пока. Возможно, кому-то из археологов будущего повезет.
Насколько можно судить, львицу никогда не датировали физическими методами: фигурка слишком мала, чтобы от нее можно было без ущерба отпилить кусочек. Все выводы относительно ее происхождения сделаны на основании аналогий. В принципе, это могло бы отпугнуть осторожных покупателей, но репутация предмета из собрания Мартинов считается безупречной.
Новый владелец статуэтки, судя по отчету агентства Bloomberg, присутствовал на торгах Sotheby's лично. Он представился археологом, но больше никаких подробностей о себе не сообщил. Что это за таинственный ученый, который выложил сумму, втрое превышающую оценку аукционистов - 57 миллионов против 18-20, такая же загадка, как и обстоятельства находки львицы.
Дальнейшая судьба "Львицы Гуэннола" пока не известна, и для зрителей статуэтка, по крайней мере, на время потеряна.
http://lenta.ru/articles/2007/12/06/elamite/_Printed.htm Еще примеры протоэламского искусства:
Фотографии статуэтки того времени, когда она находилась в Бруклинском музее:
Leonine Goddess in the Brooklyn Museum, August 2007
http://www.flickr.com/photos/elissacorsini/1389087498/
Несколько цитат из статьи о цивилизации, породившей это произведение искусства (наиболее интересное я выделила жирным шрифтом):
Протоэламская цивилизация
Протоэламский период характеризуется использованием протоэламской письменности на глиняных табличках. Ранние таблички содержали только цифровые знаки и оттиски печатей, а поздние таблички считаются чистыми протоэламскими, поскольку они содержат и цифровые и идеографические протоэламские знаки.
По мнению Ж. Р. Алдена, в его статье, посвященной протоэламской цивилизации, этот период существовал на протяжении пяти веков с 3300 г. по 2800 г. до н.э. Таким образом, он включает периоды: поздний Урук, Джемдет Насар и P.D.I период в Месопотамской хронологии. До сих пор только цифровые знаки являются понятными, остальные нецифровые символы остаются не дешифрованными.
Удивительно то, что целых планов зданий протоэламского типа встречается мало, очень мало обнаружено протоэламских погребений, в основном не достаточно сведений про различные социальные и политические организации в протоэламском обществе. Можно сказать, что этот период совсем мало изучен.
Эламская пиктография, возможно и возникшая под шумерским влиянием, в целом представляет собой совершенно самостоятельную систему письменности и в отличие от шумерской пока не поддается полной дешифровке.
http://konan.3dn.ru/publ/59-1-0-1030 - подробнее об этой цивилизации можно прочесть по ссылке.
Кто же были те, кто мог создать подобное? Как они выглядели? Вот один из тех, кто жил в Эламе пять тысяч лет назад. Какие у вас ассоциации, кстати? ;-))
Эламский язык - язык эламитов, распространённый на территории Элама, как минимум, в III-I тыс. до н.э. Генетическое родство с другими языками не доказано.
На территории Элама представлены три различные системы письма:
* протоэламское, типологически близкое протошумерскому, не дешифровано. В более чем полутора тысячах выполненных этим письмом текстов, датируемых концом IV - началом III тыс. до н.э., насчитывается свыше 1000 знаков с графическими вариантами;
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA Мы почти ничего не знаем об этой цивилизации, не можем расшифровать ее язык, не знаем, как звучала их речь... Изображения эламитов, приведенные ниже - более позднего периода, более изученного. И язык их дешифрован. Текла ли в их жилах кровь тех, первых, протоэламитов?
В наше время в Германии подсуетились, стали делать изображения львицы-демона, но в них и половины того очарования нет... Настоящая скульптура, как утверждают эксперты, является одним из самых древних шедевров культовой скульптуры Ближнего Востока и всего мира. Вице-президент аукционного дома Хуг Хилдесли назвал "львицу" самым уникальным предметом искусства, который ему приходилось держать в руках за все 45 лет в антикварном бизнесе. Немецкие копии явно не то:
Что спрятано за этим осмысленным взглядом? Чему она была свидетелем? Боюсь, этого мы никогда не узнаем...
Вот такие вот загадки бывают в нашем, казалось бы, просвещенном и пресыщенном мире...