В сообществе по
интерьерам привели отличную ссылку на книгу с
полным собранием работ Захи Хадид. Об этой выдающейся женщине-архитекторе у меня уже был когда-то
пост в ЖЖ. Издательство "Ташен" выпустило данную книгу весьма ограниченным тиражом 200 экземпляров за сногсшибательную цену в 750 евро. Однако в буквальном смысле пролистать 602 страницы книги в интернете можно совершенно бесплатно по той ссылке. Это издание появилось как нельзя вовремя, потому что я хотела с вами поговорить о будущем нашего мира в той части, что касается архитектуры. И в качестве примера приведу несколько иллюстраций из этой книги.
То, что увидите дальше, это не миры "Звездных войн" или иного фантастического произведения. Это планета Земля. Архитекторы, возможно, мало что нового увидят для себя, но остальным должно быть интересно, как мне кажется. Эти здания и сооружения не все построены, но то, что мы стоим на пороге новой эры, совершенно однозначно.
В моем журнале было несколько бесед (
1 &
2), связанных с лондонским "огурцом", небоскребом Сент-Мэри-Экс, который многие критиковали за его отличие от привычных форм, за то, что он выделяется в исторической застройке подобно инопланетному кораблю. Где-то было немного забавно слушать такие мнения, потому что Сент-Мэри-Экс и ему подобные - довольно безобидная форма по сравнению с тем, что еще грядет в будущем.
Работы Захи Хадид - всего лишь попытка увидеть это будущее и показать нам основные тенденции того, что, быть может, станет обыденным для будущих поколений.
Отчего же все это не строится уже сейчас? Чтобы объяснить это, мне придется отступить в глубину веков. Упрощенно говоря, вся история архитектуры выражается в борьбе за перекрытие пролета, т.е. максимально возможным расстоянием между стенами, которые можно накрыть перекрытием, не подпирая его промежуточными опорами. Камень, блоки из камня давали малую возможность это сделать, вспомним т.н. циклопические кладки древних цивилизаций, лес колонн Персеполя, храмов Древнего Египта, ложные купола микенских гробниц, античные ордера, древние римляне с куполом Пантеона сделали шаг вперед.
Потом античный мир рухнул, уступив векам варварства. Но варвары изобрели принципиально иной способ строительства, отличный от стоечно-балочной системы. Готическая арка с ее контрфорсами и аркбутанами стала венцом творения и в небо ввысь поднялись соборы Франции, Германии, Италии... И Ренессанс отринул это, возродив развалины Рима в новом качестве, затормозив развитие технологий на без малого полтысячелетия.
Впрочем, тут спорный вопрос, поэтому перейдем к 19 веку, открывшему миру металл и конструкции из металла. А затем металлическая арматура позволила укрепить известный еще в Древнем Риме бетон, открыв в 20 веке эру железобетона. И вот тогда, с открытием новых строительных материалов и новых возможностей, архитектура кардинальным образом изменилась, позволяя получать пролеты большей ширины, меньше зависеть от традиционных способов строительства и их форм.
Эйфель, Мис ван дер Роэ, Нерви, Нимейер, Корбюзье и другие архитекторы и инженеры изменили мир, сделав его таким, какой он сейчас, но каким непривычным он был бы для живущих столетием ранее. Теперь мы должны понимать, что в будущем будет точно так же, мир будет меняться, и никогда он уже не будет таким, как раньше, как бы ни хотелось обратного в силу своего консерватизма.
Проблема пока в том, что нынешний уровень технологий не позволяет создавать объекты, подобные работам Захи Хадид на качественном уровне и дешевле, чем это могут апробированные в 20 веке методы строительства. Железобетон, металл, пластики - это не те материалы, которые позволяют строить подобные сооружения на должном уровне. Но сейчас речь идет уже о т.н. трехмерных принтерах, позволяющих создавать с помощью нанотехнологий новые объекты, о том, что можно выращивать нужные формы подобно растениям... Все вспомнили книги фантастического жанра? :-)
Если не будет катаклизмов, природных или экономических, новые технологии строительства в ближайшем будущем станут более экономичными, экологичными и энергосберегающими, финансовые потоки пойдут в этом направлении, поощряя сотни и тысячи архитекторов творить. Луддитов и геростратов никто слушать не будет. Это реальность, это развитие цивилизации. Мы в этом мире временно, а творения наших рук переживут нас. Чтобы затем уступить место более совершенным формам.
Теперь смотрите.
Если картинка не отображается и виден только серый прямоугольник, щелкните на нем правой кнопкой мыши.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57. Здесь и ниже - лишь часть от общего количества работ архитектора.
58.
59.
Это пока лишь работы одного архитектора, а как вы понимаете, Заха не одна такая в мире. Можете посмотреть в Интернете для начала хотя бы эти ссылки, походить там по ссылкам на имена архитекторов, а потом я хочу еще один пост сделать на эту тему.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BA http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0И тогда изменения, происходящие в сегодняшнем мире, будут удивлять нас намного меньше...