Данный пост был написан почти два года назад для одного из сообществ, я решила его видоизменить и дополнить с тем, чтобы показать и в своем ЖЖ, тем более, что в свое время его видели не более десятка читателей моего журнала.
Те, кто смотрел фильм «Пятый элемент», запомнили космический корабль, где пассажиров помещают в этакие «капсулы». Но немногие знают, что придумал их вовсе не Люк Бессон: еще в 1972 году проект японского архитектора Курокавы в Токио стал одним из первых воплощенных сооружений «капсульного» типа. Заглянем же вовнутрь этих капсул, а также полюбуемся внешним видом всего здания. Тем более, что скоро оно перестанет существовать...
В условиях экономии средств и стройматериалов все чаще задумываются об экономичных вариантах строительства. Одним из путей является минимизация жилого пространства с максимальным его функциональным насыщением. Попросту говоря, "нашпигованным" разнообразной электроникой, долженствующей облегчить хозяйственные процессы внутри жилья. Кроме того, такое жилье должно быть стандартизировано и легко заменяемо в случае неисправности.
Архитекторы за все это время создали немало вариантов решения подобных задач. Перед вами - один из первых и наиболее интересных, на мой взгляд. Знаменитая башня Накагин (Nakagin Capsule Tower), построенная в 1972 году - 144 стальные капсулы, объединенные в одно здание.
На этих фото - сам архитектор Курокава и его творения:
В 1960-е гг. японский архитектор
Кисё Курокава стал одним из основателей движения архитектурного метаболизма, это направление сразу завоевало популярность. В отличие от доминирующей в то время теории Ле Корбюзье (здания как «машины для жилья»), метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными ему процессами. Они делили его на постоянные и временные элементы - кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени.
Для справки:
Метаболизм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή - «превращение, изменение») - течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции. Метаболизм не стоит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Башня Накагин [35°39'56.60"N, 139°45'48.20"E] - живое воплощение этой теории. Здание имеет тринадцать этажей, собранных как конструктор, из сборных модулей-капсул одинаковых размеров (2,3x3,8x2,1м).
Отдельные части квартир (со встроенной мебелью, санузлом и т.д.) закреплены на бетонном каркасе. Каждую капсулу присоединили к одному из двух несущих столбов башни при помощи всего лишь четырех болтов.
Замысел архитектора состоял в том, что в случае прихода помещения в негодное состояние его можно было просто снять и выбросить, а на его место установить новое. Но за все время эксплуатации здания ни одну часть конструкции не меняли.
Такую «капсулу» было легко заменить по мере износа: их изготавливали на заводе и устанавливали на место с помощью крана.
Ныне башня включена в Список Всемирного архитектурного наследия Docomomo International, а копию одной из «капсул» в натуральную величину посещают многочисленные туристы.
Судя по всему, это схема устройства капсулы, созданная самим Кисе Курокава:
Здесь виден план капсулы и генеральный план участка, на котором расположено здание:
Каждая из этих капсул представляет собой настоящий микромир:
Планировка весьма компактна. Красным цветом показана свободная от мебели и устройств площадь пола, желтым - кровать-диван:
Здесь показан человек, входящий в капсулу. Как видите пространства ровно столько, сколько минимально возможно для комфорта (в смысле не надо ни заползать куда-то, ни продираться боком):
На кровати можно читать, работать, смотреть телевизор:
В капсуле есть все, что может понадобиться человеку в короткий промежуток времени, который он проводит в отеле или дома после работы: кровать, шкаф для одежды, санузел, кондиционер, плита, телефон, телевизор, откидной письменный стол, розетки для всевозможных электронных устройств, необходимых деловым людям.
Каждая такая капсула могла бы существовать и самостоятельно.
Теперь это все выглядит несколько устаревшим и с технической точки зрения и с точки зрения дизайна. А когда-то это была передовая мысль, показывающая достижения науки и техники:
Размер капсулы, 2,5 х 4 х 2,5 метра, соответствует привычному для японцев размеру чайной комнаты в шесть татами.
По обычаю, идущему из глубины веков, перед входом в капсулу необходимо разуться, так же как в традиционном японском доме и в традиционной японской гостинице.
Дверь в санузел установлена такая, как будто на космическом корабле или подводной лодке (характерный образец т.н. ретрофутуризма):
И санузел изнутри - вмещает в себя раковину, унитаз, душ и небольшую ванну:
Как видите, поддон душа одновременно может являться и обычным полом в санузле. Убирается коврик перед унитазом и можно принимать душ, а потом легко убрать за собой:
Большинство интерьеров капсул, представленных в Интернете, выполнены в серо-белой гамме.
Но есть вариант интерьера и в темном цвете:
Несколько деталей вне самих капсул - вход в здание:
Основание колонны:
Возможно, та самая капсула, что установлена для посещения туристами:
Планы и разрезы башни Накагин:
Возведение этого здания сложно назвать строительством, оно происходило одновременно в двух местах. На строительной площадке возводили столбы, подводили коммуникации и осуществляли прочие подобные работы, а на заводе производили и собирали блоки.
Фото Накагин-тауэр в процессе строительства:
Белоснежные капсулы в то время чем-то напоминали гигантские кубики сахара-рафинада (как мне кажется):
Неплохая цитата о сути сооружения:
Ведь традиционный японский дом никогда не существовал в отрыве от живой природы - он был как бы ее продолжением. И тогда японские архитектурные гении (Курокава, Танге, Исодзаки, Кикутаке и др.) придумали концепцию дома-организма - и даже города-организма, который не выстроен раз и навсегда, а, подобно живой структуре, может изменяться: расти, развиваться, заменять «отмершие клетки» на новые и т.д. Хрестоматийными примерами такой постройки считаются «Дом неба» (Sky House) архитектора Кикутаке, напоминающий традиционное японское жилье «минка» с его ячеистой планировкой, а также знаменитая башня Нагакин (Курокава), в которой «квартиры», состоящие из небольших комнат-капсул со встроенной мебелью, по мере износа можно обновить свежими ячейками (справедливости ради стоит заметить, что пока никто не торопится это делать, а хозяева дома даже предлагают построить на месте башни абсолютно новое здание). Тем не менее этот так называемый метапринцип в архитектуре (сочетание капитальных структур с временными заменяемыми элементами) остается актуальным до сих пор - как универсальная система развития города, учитывающая его стремление к свободному распространению.
Это не фантастика!
Надо заметить, что в далекие 60-е и 70-е годы футуристические изобретения японских зодчих произвели эффект разорвавшейся бомбы.
http://sob.ru/issue1198.html Хронология работ Курокавы:
1962 Курокава разрабатывает проект жилища - капсулы, реализованный в Токийской башне Накагин.
1972 Жилой дом Накагин в Токио. Это ассиметричный синкопированный кластер, остающийся безошибочно японским при всей современности своих подчёркнуто метаболических форм.
1974 Летний дом Курокава в Каруидзаве - пример капсульной архитектуры.
http://www.tsuab.ru/_1pic/encycl/012/kurokawa.html Ссылки по теме:
Capsule hotel
http://en.wikipedia.org/wiki/Capsule_hotelJapan's Capsule Hotels
http://www.yesicanusechopsticks.com/capsule/Накагин на сайте архитектора
http://www.kisho.co.jp/page.php/209Башня в окружающей застройке (видео)
http://www.youtube.com/watch?v=PBiFAW9BzMEKisho Kurokawa Pt. 2: Nakagin Capsule Tower - архитектор о сносе здания (видео с английскими субтитрами)
http://www.youtube.com/watch?v=9roy5mbz5fk или
http://disarchitecture.nl/?p=70 Немного о грустном:
Башня Нагакин архитектора Кишо Курокава в Токио может быть снесена по экономическим причинам.
Эта постройка (1970-1972) стала одним из первых воплощенных сооружений «капсульной» системы. Отдельные объемы квартир со встроенной мебелью, санузлом и даже калькулятором, площадью в 4 Х 2,5 м закреплены на бетонном каркасе с помощью всего 4 болтов каждый. Согласно принципам метаболизма, здание должно развиваться по своим, «естественным» законам, причем отдельные капсулы легко можно заменить по мере износа: они были изготовлены на заводе и помещены на место с помощью крана.
Но на все предложения Курокава о подобной реконструкции хозяева дома отвечали отказом. Теперь инфраструктура здания находится в плачевном состоянии, также вызывает опасения жильцов асбест, примененный при строительстве. Они выступили за снос здания, с последующим строительством на том же участке нового жилого дома. Причем один из них вызвался разработать проект этой новостройки.
Сам архитектор оценивает шансы спасения одного из самых известных своих сооружений как 50 на 50. Несмотря на мировую известность здания и постоянное паломничество западных туристов (для них даже сделали копию одной из капсул в натуральную величину, которая работает как своего рода музей), правительство Японии отказалось включить постройку в список охраняемых памятников. Международная организация DOCOMOMO попыталось добиться того же от ЮНЕСКО, но также без успеха.
http://archi.ru/events/news/news_current_press.html?fl=1&nid=220&sl=1 Здание сверху и в окружающей застройке:
Пока Курокава был жив, речь шла о том, что здание "может быть" снесено. После смерти архитектора в 2007 году это стало более чем вероятно:
Одному из шедевров мирового зодчества - башне "Накагин" архитектора Кисе Курокавы в Токио угрожает снос. Высотка, выстроенная в 1972 году и ставшая манифестом архитектуры метаболизма, вконец обветшала. Ее жильцы, измученные коммунальными неудобствами, проголосовали за снос здания - теперь они ищут инвестора, готового демонтировать дом и выстроить на его месте новый. Власти Токио, отказывавшиеся признать творение Курокавы архитектурным памятником, подписали разрешение на снос, и только разразившийся кризис отсрочивает исполнение приговора. Модульная, ячеистая структура башни "Накагин" наглядно демонстрировала основные принципы метаболизма: здание подобно живому организму и должно развиваться, отбрасывая отмирающие элементы и заменяя их новыми. (Курокава предполагал, что износившиеся квартиры-ячейки будут заменяться новыми, но владельцы здания отказались от практики перманентного ремонта.) Метаболисты верили, что принцип, выросший из многовековой японской традиции постоянно перестраивать жилище, сможет не только обновить городскую среду, но и преобразовать само общество послевоенной Японии - превратить его из отсталого и оседлого крестьянского в современное, подвижное и технологическое. В известном смысле требование жильцов снести физически отжившую свое башню "Накагин" вполне вписывается в метаболистскую философию. Однако приходит в полное противоречие с идеей охраны архитектурных памятников.
http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1197208 Да и технологии устарели...
Сносить хотят потому, что в воздухе внутри капсул - повышенное содержание асбестовых микрочастиц (там теплоизоляция из минеральной ваты). Повышенное в смысле не соответствующее какому-то новому стандарту.
Видимо, разом заменить все капсулы безасбестовыми невыгодно. Получается, метаболизм победил. Устарело - аккуратно разобрали и утилизировали.
http://hrenovina.net/1212 Монстр японского кинематографа Годзилла разрушает Накагин?
Останется здание или нет, оно уже стало частью мировой культуры, неким архетипом подобных сооружений.
В Интернете пишут, что это здание есть в старенькой компьютерной игрушке Transport Tycoon. Не знаю, оттуда ли этот фрагмент, но пусть будет:
Еще есть компьютерная игрушка специально о капсулах здания:
http://secondrussia.ru/news/3566.html Останется Накагин и в детских раскрасках?
Но на этом капсульные сооружения не закончились...
В Японии, стране неординарных технических затей, еще в 1970-е зародилась тенденция минимизации пространства для сна. Известный японский архитектор Курокава Кисе создал первый отель-капсулу в 1979 г. в городе Осака - Capsule Inn Osaka.
Затем японский "сумрачный гений" в лице других местных архитекторов пошел дальше в этих разработках в сторону большей миниатюризации жизненного пространства, создав сеть капсульных отелей.
Сегодня отели-капсулы есть и в маленьких городах, и в крупных мегаполисах Японии - Токио, Йокогаме, Осаке, Нагое, Саппоро. В Токио, к примеру, работает около сорока отелей-капсул с 700 номерами-капсулами. В каждой такой ячейке может спать человек:
Но об этом, а также о европейском опыте создания подобных капсул - в следующий раз.