Немного об албанском...

Apr 10, 2006 02:49

Навеяло тут одним новомодным сленгом в ЖЖ...
Превед! Говорите по-албански? В таком случае назовите самого известного албанца в истории. :-) Причем почти все вы его знаете. Можете заодно ознакомиться с сайтом о нем на албанском языке. ;-) И не говорите потом, что не можете там ничего прочитать. :-)) http://www.alipasha.tepelena.com/jeta.htm



Но шутки в сторону. Этот человек - Али-паша Тепеленский (Ali Pashe Tepelena). Если вы читали «Графа Монте-Кристо», то помните невольницу графа - прекрасную Гайде. Французский офицер Фернан Мондего волею Дюма стал тем, кто предательски помог расправиться с отцом Гайде - янинским пашой Али-Тебелином (так он зовется в книге).

Давайте вспомним несколько отрывков из книги Дюма:

Прислонившись к самому старому и ветвистому дереву, сидит на подушках мой отец; моя мать лежит у его ног, а я, маленькая, играю белой бородой, спадающей ему на грудь, и заткнутым за пояс кинжалом, рукоять которого осыпана алмазами. Время от времени к нему подходит албанец и говорит ему несколько слов; я не обращаю на них никакого внимания, а отец отвечает, никогда не меняя голоса: "Убейте его" или "Я его прощаю!"

Это был голос моего отца.
Он шел последним, в своих роскошных одеждах, держа в руке карабин, подарок вашего императора; опираясь на своего любимца Селима, он гнал нас перед собой, как гонит пастух перепуганное стадо.
- Мой отец, - сказала Гайде, высоко подняв голову, - был великий человек, паша Янины; Европа знала его под именем Али-Тебелина, и Турция трепетала перед ним.

В тот же миг и с другой стороны началась пальба, и пули начали пробивать доски рядом с нами.
О, как прекрасен, как величествен был визирь Али-Тебелин, мой отец, среди пуль, с кривой саблей в руке, с лицом, почерневшим от пороха! Как перед ним бежали враги!
"Селим! Селим! - кричал он. - Хранитель огня, исполни свой долг!"
"Селим мертв, - ответил чей-то голос, как будто исходивший со дна убежища, - а ты, господин мой Али, ты погиб!"

"Сударыня, - сказал председатель, - вы писали комиссии, что желаете
сообщить сведения о событиях в Янине, и заявляли, что были свидетельницей этих событий".
"Это правда", - отвечала незнакомка с чарующей грустью и той мелодичностью голоса, которая отличает речь всех жителей Востока.
"Однако, - сказал председатель, - разрешите мне вам заметить, что вы были тогда слишком молоды".
"Мне было четыре года; но, так как для меня это были события необычайной важности, то я не забыла ни одной подробности, ни одна мелочь не изгладилась из моей памяти".
"Но чем же были важны для вас эти события и кто вы, что эта катастрофа произвела на вас такое глубокое впечатление?"
"Дело шло о жизни или смерти моего отца, - отвечала девушка, - я Гайде, дочь Али-Тебелина, янинского паши, и Василики, его любимой жены".

Гайде, не отрывавшая глаз от двери, словно она ждала кого-то, быстро обернулась и, увидя графа, страшно вскрикнула.
"Ты не узнаешь меня, - воскликнула она, - но зато я узнаю тебя! Ты Фернан Мондего, французский офицер, обучавший войска моего благородного
отца. Это ты предал замки Янины! Это ты, отправленный им в Константинополь, чтобы договориться с султаном о жизни или смерти твоего благодетеля, привез подложный фирман о полном помиловании! Ты, благодаря этому фирману, получил перстень паши, чтобы заставить Селима, хранителя огня, повиноваться тебе! Ты зарезал Селима. Ты продал мою мать и меня купцу Эль-Коббиру! Убийца! Убийца! Убийца! На лбу у тебя до сих пор кровь твоего господина! Смотрите все!"
Эти слова были произнесены с таким страстным убеждением, что все глаза обратились на лоб графа, и он сам поднес к нему руку, точно чувствовал, что он влажен от крови Али.
http://www.lib.ru/INOOLD/DUMA/montekristo2.txt

Многие считают, что история паши была плодом вымысла писателя, но нет, вымышлена здесь Гайде, а Али-паша Тепеленский существовал в реальности.
Есть ли историческая правда в описании Албании и тех событий? Надо заметить, что есть один интересный момент: во времена Дюма память о янинском паше была еще свежа и дополнительных комментариев к "Графу Монте-Кристо" еще не требовалось, в отличие от наших времен, знававших куда худших персонажей.



Али-паша Тепеленский (Али-Паша Янинский, ок. 1744-1822), албанский феодал (родом из Тепелены, юж. Албания), правитель с (1787) части Балканского полуострова (с центром в городе Янина), добившийся фактической независимости от турецкого султана. Убит в войне с султаном Махмудом II.
Из СЭС, М., "СЭ", стр.38

Али настолько укрепил свою власть и расширил владения (подчинив себе значительный кусок Южной Албании и Северной Греции), что, в сущности, мог претендовать на роль независимого монарха и был признан в качестве такового Наполеоном. Али-паша упорно держался на протяжении двух лет, так что султан вынужден был вызвать своего беспощадного военачальника в Пелопоннесе Хуршид-пашу и его войска. Они-то и уничтожили старого мятежника (скорее хитростью, чем силой). Его голова, отделенная зазубренными тесаками от тела, вместе с головами трех сыновей и внука была отправлена султану в Стамбул. Судьба же дочери "янинского льва" Гайдэ (если, конечно, таковая была) известна нам и по замечательной книге выдающегося романиста А. Дюма "Граф Монте-Кристо", и по обеим экранизациям (французской и русской) этой книги.
http://ytime.com.ua/ru/22/112/0

И, наконец, у самого Дюма есть еще не известное широкой публике документальное произведение на эту тему, так и называющееся: "Али-паша Тепеленский", которое будет интересно тем, кто занимается военной историей.
Скачать можно тут: http://shard1.narod.ru/knigi/Dumas_Ali-pasha.zip

Там, в частности, имеется и французский офицер, но, в отличие от Фернана в "Графе Монте-Кристо", он не совершал неблаговидных поступков:

Французский офицер Николь, прозванный Паломником после совершенного им путешествия в Мекку, более полугода стоял гарнизоном во главе отряда артиллеристов в Янине, который временно был отдан под командование Али генералом Мармоном, губернатором Иллирийских провинций. Старому вояке удалось снискать уважение и симпатию паши, чей досуг он скрашивал рассказами о баталиях, в которых ему довелось участвовать, и о всевозможных приключениях; и хотя они давно не виделись, считалось, что они остались друзьями.

Англичане тут же отправили парламентера к полковнику Николю с предложением сдать крепость на почетных условиях. Полковник ответил официальным отказом, угрожая взорвать пороховой склад, если жители, чьи намерения он разгадал, осмелятся на какие-либо враждебные действия. Однако через несколько дней крепость была взята: под покровом ночной тьмы одна из горожанок провела в город отряд англичан. Наутро все с изумлением взирали на британский флаг, реющий на вершине акрополя Парги.

Но и Али-паша в том произведении Дюма отнюдь не благообразный старец, а человек, не гнушающийся многими неблаговидными поступками ради достижения своей цели.

Портрет Ali Pashe Tepelena 1819 г. работы художника Л. Дюпре:



Также биографию Али-паши, где он предстает отнюдь не в ангельском облике, можно прочесть тут: http://egils.livejournal.com/30390.html

О городе Янина, раньше бывшем в самом сердце Эпира, как некогда именовалась Албания, а ныне это город на западном побережье Греции, кратко тут: http://greece-info.ru/guide/ipiros/ioannina/town.html

Янина на старинной гравюре:



Год 1997-й, экскурсионный автобус, следовавший, если не ошибаюсь, из Дельф в Метеору, ожидающий припозднившихся туристов. Рядом со мной - одна из лучших русскоязычных экскурсоводов Греции - госпожа Хрисула Метакса (в фамилии ударение на последнем «а»), и мы с ней вполголоса беседуем о той истории Греции, которую не рассказывают туристам в стандартных турах - о Латинской империи крестоносцев, об Али-паше Тепеленском, которого греки не считают своим историческим деятелем, с нажимом подчеркивая тот факт, что он албанец (эпирот по-старому).
Их герой - Теодорос Колокотронис (где-то у меня было фото его памятника в городе Навплион) http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/062/919.htm
Или даже Марко Боцарис, который бежал от Али-паши Янинского на Ионические острова, и сражался против него под турецкими знаменами, но потом вступил с ним в союз. http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%91%D0%BE%D1%82%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81

Али-паша - герой не только одной из лучших книг Александра Дюма, он занял основательное место среди литературных героев своего времени. Знаете ли вы, что о нем писали Байрон, сам бывший участником греческих событий, Оноре Бальзак, и даже Жюль Верн говорит о паше Янинском в «Архипелаге в огне»:

Но жизнь не совсем еще покинула эту умиравшую страну. Острая боль пробудила ее к бытию. Сначала черногорцы в Эпире, в 1766 году, и маниоты в 1769 году, а затем албанские сулиоты восстали и провозгласили свою независимость; но в 1804 году эта попытка мятежа была окончательно подавлена Али Тепеленским, пашой Янины.

Тогда пришел час европейским державам вмешаться в ход событий, если только они не хотели стать свидетелями полного уничтожения Греции. Предоставленная самой себе, она могла лишь умирать, безуспешно борясь за свою независимость.

В 1821 году Али Тепеленский в свою очередь восстал против султана Махмуда и призвал на помощь греков, пообещав им взамен свободу. Они поднялись как один. Со всех концов Европы на помощь грекам стали стекаться филэллины. Итальянцы, поляки, немцы и главным образом французы примкнули к борцам против поработителей. Ги де Сент-Элен, Гайар, Шовасэн, капитаны Балест и Журдэн, полковник Фавье, командир эскадрона Реньо де Сен-Жан-д'Анжели, генерал Мэзон, а также три англичанина - лорд Кокрэн, лорд Байрон и полковник Гастингс - оставили по себе неизгладимую память в стране, в которую они прибыли сражаться и умирать.

В 1822 году Али Тепеленский, осажденный в янинской крепости, был предательски убит во время переговоров, предложенных ему турецким генералом Хуршидом.
http://www.scilib.ru/lib/sb/book/350/page/14

Момент гибели Али-паши:



В свое время Али-паше был представлен Байрон, упомянувший его затем в "Паломничестве Чайльд-Гарольда" (после 1812 г.). Встреча, судя по всему, произвела на поэта сильное впечатление:

Грек, черный раб иль турок бородатый, -
Он соплеменник самого Али.
Он не ответит вам. Он - власть, он - соль земли.

В обширной зале, где фонтан звенит,
Где стены белым мрамором покрыты,
Где все к усладам чувственным манит,
Живет Али, разбойник именитый.
Нет от его жестокости защиты, -
Но старчески почтенные черты
Так дружелюбно-мягки, так открыты,
Полны такой сердечной доброты,
Что черных дел за ним не заподозришь ты.

Кому, когда седая борода
Мешала быть, как юноша, влюбленным?
Мы любим, невзирая на года,
Гафиз согласен в том с Анакреоном.
Но на лице, годами заклейменном,
Как тигра коготь, оставляет шрам
Преступность, равнодушная к законам,
Жестокость, равнодушная к слезам.
Кто занял трон убийц - убийством правит сам.

В суровых добродетелях воспитан,
Албанец твердо свой закон блюдет.
Он горд и храбр, от пули не бежит он,
Без жалоб трудный выдержит поход.
Он - как гранит его родных высот.
Храня к отчизне преданность сыновью,
Своих друзей в беде не предает
И, движим честью, мщеньем иль любовью,
Берется за кинжал, чтоб смыть обиду кровью.

Кто служит визирю, тот знает свой путь.
И жалость и страх, шкипетар, позабудь!
С тех пор как Пророк удалился с земли,
Вождей не бывало подобных Али.
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=8093&page=2



Памятник Али-паше, большая картинка: (1600 x 1200 пикселей - 244кб) http://www.shqiperia.com/foto/galeria/album12/Ali_Pashe_Tepelena?full=1

Оноре де Бальзак. «Первые шаги в жизни», 1842 г. тоже отводит личности Али-паши некоторое место на страницах своего произведения, хотя и вкладывая его имя в уста врунишки:

«Подумаем, - рассуждал он, пока "кукушка" спускалась от Ла-Шапели в долину Сен-Дени, - за кого бы мне себя выдать? За Этьена? За Беранже? Нет, не годится! Эти простофили, пожалуй, не слыхали ни о том, ни о другом... Может быть, за карбонария? К черту! Чего доброго, еще заберут! А что, если мне объявиться одним из сыновей маршала Нея?.. Но о чем я им тогда врать буду? … Нашел! Скажу, будто командовал войсками Али, Янинского паши».

- Да, сударь, сначала в Египте, а затем в Греции, где я служил под началом Али, Янинского паши, с которым вконец разругался. Там невольно поддаешься климату; множество волнений, вызванных жизнью на Востоке, окончательно расстроили мне печень.

- В ту пору, когда я был там, Али-паше пришлось расправляться с Хозревам-пашой, тоже скажу я вам - фрукт! Вы его здесь называете Шореф, а по-турецки его имя произносится Косере. Вы, верно, в свое время читали в газетах, что старик Али разбил Хозрева, и разбил наголову. Ну так вот, не будь меня, Али-паша погиб бы несколько раньше. Я был на правом фланге, вдруг вижу, что старый хитрец Хозрев прорвал наш центр... Да еще как, еожиданным прекрасным маневром в духе Мюрата. Отлично! Я выждал минуту и стремительным натиском разрезал пополам колонну Хозрева, которая прорвалась вперед и осталась без прикрытия. Вы понимаете... Ну, после этого дела Али меня расцеловал.

Али хотел сделать меня своим любимцем, своим наследником; я был по горло сыт этой жизнью; Али-паша Тепеленский восстал против Порты, а я счел благоразумным не портить своих отношений с Портой и удалиться. Но надо отдать справедливость Али-паше, он осыпал меня подарками. Он дал мне бриллианты, десять тысяч таларов, тысячу червонцев, очаровательную гречанку в подруги, мальчика арнаута в грумы и арабского скакуна. Что там ни говорите, Али, Янинский паша, натура загадочная, он ждет своего историка. Только на Востоке встретишь еще таких твердых, как кремень, людей, которые могут двадцать лет жизни потратить на то, чтобы в одно прекрасное утро отомстить за давнишнюю обиду. Я никогда не видел такой красивой белой бороды, как у него, лицо у него было суровое, жестокое...

Султан Махмуд приказал ему захватить Али на море, и он действительно покончил с ним, но с помощью англичан. Они, канальи, на этом хорошо заработали! Они наложили свою лапу на его сокровища.
http://www.lib.ru/INOOLD/BALZAK/shagi.txt

Здесь есть разные иллюстрации как об Али-паше и местах, где он бывал, так и вообще из истории Албании: http://galeria.albasoul.com/album07

UPD: В ходе беседы вспомнились еще произведения, в которых упомянут Али-паша. См. всю ветвь, начиная отсюда: http://renatar.livejournal.com/25120.html?thread=454176#t454176

А вот и типичный албанец - поговорим с ним по-албански? Есть желание? ;-)



Этнографическое, Книги, Литература, Искусство, Персоналии, Греция, История

Previous post Next post
Up