Деревянные замки местных племен, часть 1-я

Oct 13, 2008 05:25

Нет, это не книжная иллюстрация, не скриншот из компьютерной игрушки и не кадр из фильма. Это реконструкция облика оборонительных сооружений на городище одного из балтских племен, прежде населявших латвийские земли. О некоторых городищах и хотелось бы сегодня рассказать. Под катом будет краткий обзор и несколько реконструкций деревянных замков таких народов как земгалы и ливы. Наряду с реконструкциями, сфотографированными нами в Лиелвардском замке, будут также фото строящегося с нуля деревянного замка в Тервете.



Краткая справка:

Земледельческие племена (латгалы, курши, селы, земгалы) заселили долины водных бассейнов восточной Прибалтики во II тыс. до н.э. На возвышенностях около рек и озер в I тыс. до н.э. строятся укрепленные поселения родовых общин - пилскалны (pilskalni).
В I тысячелетии н.э. возникают неукрепленные поселения и крепости-убежища, которые оставались нежилыми в мирное время; они окружались валами с плетнем и частоколом наверху.
В период разложения первобытнообщинных отношений (5-9 вв.) поселения приобретают рубленые оборонительные стены и застраиваются небольшими (10-20 кв.м) деревянными курными избами (городище Кентескалнс, Огре). Некоторые пилскалны преобразовывались в усадьбы-замки местной знати и также опоясывались деревяннными рублеными стенами.

В 9-12 вв. в Латвии сложились раннефеодальные отношения. Вдоль реки Даугавы (Западной Двины) из русских княжеств распространяется православие и система княжеского правления; в западной части страны (Курземе) и в южной (Земгале) зарождаются феодальные государственные образования - первые княжества: Кокнесе, Ерсика, Талава; возникают, часто вокруг замков-усадеб, городские поселения с ремесленными посадами (Даугмале недалеко от Риги; Тервете, Добельский район). До конца 12 в. строили обычно из дерева.
http://www.baltworld.ru/latvia/publications/history/

Кроме того, кратко об истории и архитектуре городищ есть заметка на моем сайте здесь: http://www.castle.lv/castles-b/pilskalni.html

Данный пост сложился в итоге из двух наших поездок. Первая состоялась еще 6 апреля 2008 года (именно в тот день мы осматривали и плачущих львов графа Палена и охотничий дворец Бирона, о которых я уже рассказывала в ЖЖ) и включала в себя также осмотр трех городищ Тервете. Вторая поездка была 7 августа 2008 года.

В Лиелварде можно было видеть такую рекламу, приглашающую в Тервете, с такой вот реконструкцией старинных построек:



О Тервете я хочу поговорить в первую очередь, но сначала о лиелвардских реконструкциях. Латышский художник Агрис Лиепиньш для экспозиции деревянного замка в Лиелварде, опираясь на доступные ему исторические источники, изобразил несколько реконструкций замков древнебалтских племен (будут в этом посте ниже), в том числе три версии того, как мог выглядеть замок в Тервете.

Есть общеизвестная реконструкция Терветского замка, попавшая во все учебники по истории и архитектуре Латвии, ее можно увидеть хотя бы по этой ссылке: http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/lv513.htm
Но, как мне лично рассказал д-р исторических наук Янис Апалс, это, можно сказать, была работа "левой ногой" студента-практиканта, хотя и эффектно выглядящая.
Вот эта же реконструкция в визуальной интерпретации Лиепиньша. Кстати, он и д-р Апалс плодотворно сотрудничали и даже совместно выпустили книгу о древних городищах на латышском языке.



Есть более расширенная реконструкция Терветского городища, напоминающая эти строки из исторического романа Л. Пурса:

Высокое, мощное поднимается городище к утреннему небу, и путники у его подножья кажутся крохотными муравьями, что медленно-медленно ползут вперед.
Но вот меньший из них, совсем еще мальчик, двумя легкими прыжками обогнал своего спутника, взбежал на зыбкие мостки, перекинутые через реку Тервете, покачался немного и опять послушно идет за своим дедом и приветствует почтительно жителей заречья, которые тоже готовятся к дневным трудам. Миновав последние выселки, дорога поднимается в гору, к дубраве за кладбищенским холмом.
Лаймонис Пурс, “Пылающее городище”



Я была в Тервете несколько раз, а в апреле 2004 года от музейных работников получила информацию, что планируемый здесь замок древних земгалов будет восстановлен только к 2009 году. Вот макет этой реконструкции, затеваемой на городище Клостеркалнс в Тервете:



Надо отметить, что уже в 13 столетии Тервете было одним из сильнейших центров Латвии. Сегодня об этом напоминаают 3 городища: Клостеркалнс (Klosterkalns), Терветское городище или Цукуркалнс (Tērvetes pilskalns (Cukurkalns)) и Светайс калнс, он же Звиедру калнс (Svētais kalns (Zviedru kalns)). Кстати, должна отметить, что такая вот куча исторический наименований порождает определенную путаницу в том, что есть что.

Городище Клостеркалнс находится рядом с шоссе Добеле - Бауска в излучине реки Тервете. Клостеркалнс был населен с 1-го тысячелетия до н.э. Там проживали предки земгалов, занимавшиеся вначале животноводством, а затем земледелием.

Взобравшись на склон, откуда открывается вид на окутанное легкой дымкой Терветское городище, путники сворачивают на тропинку. Узкая и извилистая, она с трудом пробивается сквозь густые заросли орешника, над которыми тут и там встают могучие статные сосны.
Лаймонис Пурс, “Пылающее городище”

И вот 6 апреля 2008 года мы забрались на гору, подобно героям цитаты выше. К этому времени здесь уже были начаты работы по восстановлению деревянного замка древнего народа земгалов:



К фотографиям новостройки здесь и ниже просто присовокуплю цитаты все из того же произведения “Пылающее городище”, выделяя их другим цветом:

И тогда взору его открылся замок с мощными бревенчатыми стенами и стройной башней. Такой знакомый, такой близкий сердцу! Слева от башни через глубокий ров перекинут подъемный мост в предзамок, где живут дружинники вождя и лабов со своей родней. И здесь тоже все было по-старому. Гунвалдис поднялся еще выше поглядеть на посад, где жили они с дедом, но увидел лишь черные обуглившиеся бревна. Окаянные немчины сожгли весь посад.

Кстати, пару горелых бревен мы тут тоже нашли. Но в основном большинство из них было в полном порядке и, будучи сложенными в штабеля, ожидало своей очереди в восстановлении замка:



Предзамок был длиной шагов в двести, шириной в пятьдесят и располагался на склоне холма. Посередине шла дорога к замку; вдоль нее в беспорядке теснились избы и хозяйственные постройки. Здесь жили дружинники вождя Земгале со своими женами и детьми, прочей родней и дреллами. Сюда, в предзамок, мог войти любой житель Терветской земли, войти и выйти, но когда Зигне и Гунвалдис подошли к подъемному деревянному мосту, перекинутому через обрывистый ров и соединявшему предместье с замком, два стражника загородили им путь скрещенными копьями.

Стражников тут пока еще нет, но "копья" путь уже преграждают:



Небольшое природное отступление:

Лес на берегах Тервете разросся несказанно щедро. Где только не побывал в набегах старый Нарвайтис, какие только края не повидал, а все ж говаривал, что нигде не видывал такого разнодревья. В иных землях коли уж сосны растут, так сосны - как, скажем, под старой земгальской гаванью, коли березы - так уж березы, а у Тервете даже под самыми статными соснами такой орешник вымахал, что в три погибели согнешься, под ним пробираясь. И нет такого дерева, чтобы здесь не росло: ель-зеленохвостка, пышная липа, клен-широколист, белоствольная береза, осина-трепетунья, неженка черемуха, острый боярышник, скаредник вяз и дубы-молодцы. Они росли у Тервете во множестве, и желудей здесь было изобилие, а совсем неподалеку подымалась дубрава, где раскинули свои могучие ветви вековые великаны: дедушка говорит, что в дни его юности они стояли точь-в-точь такие, как сейчас, и его дед тоже помнил их с юных лет. Сменились четыре поколения людей, а дубы как стояли, так и стоят.

Как видите, лес в этих краях был знатный, можно было выбирать лучшие стволы для строительства оборонительных сооружений. Тогда отчего же такое некачественное дерево взято реконструкторами?



И это замок еще не построен...



Интересно, во времена Виестура и Намея тоже не стремились более-менее аккуратно укладывать бревна?



И совсем уж сомневаюсь в том, чтобы древние земгалы пользовались синими маркерами:



Миновав сводчатую подворотню, над которой подымалась ввысь башня замка, они попали в широкий двор, он лежал ниже ворот и потому виден был как на ладони. Вдоль высоких и широких валов, сложенных из двух рядов дубовых бревен, промежуток между которыми 6ыл заполнен камнями и глиной, стояли постройки. Справа находилось жилище старейшины лабов Терветской округи Даунадзиса, как раз напротив, со стороны реки - мукомольня и амбар вождя, где-то в середине - тщательно укрытый колодец. Гунвалдис слышал от дедушки немало рассказов о глубине колодца, но сам никогда не видал, потому что к колодцу можно подойти только через сени амбара по выложенному бревнами ходу, который ведет в большое подземелье. Здесь в дни осады запирают невольников, принадлежащих замку, чтобы они не убежали или тайно не причинили какого-либо зла. В одноя конце подземелья блестит черное око колодца. Сам он так глубок, что если приложить к нему ухо, можно услышать глухое дыхание Земесмате.

Сводчатой "подворотни" пока нет. Но за такую строительную пленку древние земгалы наверняка бы отдали многое - с непромокаемыми материалами в те годы была напряженка:



Наконец чужестранец поднялся и блестящими, влажными глазами долго глядел на замковую башню. Башня, возвышалась в отдалении, в самом конце узкого двора предзамка, по обе стороны которого теснились дома. Она была завершением пути, дальше идти было некуда, но путник, видно, и не хотел никуда больше идти.



Башни еще нет, да и вообще весь фронт работ весной 2008 года был таким:



В старину, когда земгалы возводили свои укрепления, они даже и представить себе не могли, что их ожидает в дальнейшем.



Орден лишь тогда прекратил опустошать земли, когда старейшины земгалов согласились впустить в некоторые замки немецких фогтов. В Терветский замок магистр назначил фогтом Даниэля из Густена. Даниэль был из тех людей, которые в любом месте чувствуют и ведут как дома.
...Хоть земгалы язычники, и кара божия раньше илв позже настигнет их, - как частенько думал Даниэль из Густена, - но поесть эти нечестивцы умеют, благодарение за это господу богу и деве Марии.



- Хотя мы и не достойны милосердия божия, но язычникам не заслужить его благоволения. Сдается мне, что замок мы возьмем с наскока, надо только захватить с собой побольше осадных башен, - самоуверенно утверждал бывший терветский фогт.

- Нет, мой милый Даниэль из Густена, я всегда считаюсь с возможностью самого большого зла, ибо не зря же сказано в священном писании: береженого и бог бережет. - Магистра не так-то легко было убедить. - Мы можем и не занять замок, и тогда все наши столь длительные приготовления пойдут прахом. Не велика удача разграбить этот край, да и не так-то легко будет это сделать. Мы должны дать им почувствовать, что навсегда останемся в их землях. Пусть привыкают к этой истине, которая так угодна богу и так выгодна нам. Если не займем Тервете, нам самим придется строить укрепленный замок. И довольно глубоко в их землях.

- А не лучше ли тогда занять другой замок? Хотя бы Межотненский? - спросил брат Бертольд Тизенхаузен, который ехал по другую сторону магистра.
- Нет, эти нечестивцы межотненцы уже дважды отрекались от веры христовой, - отвечал магистр. - Надо или занять Тервете, или же построить свой замок там, где у нас есть надежная опора - в Добе.
- Наверно, ты, магистр, все же прав, - уступил, наконец, Даниэль, - хотя я ничуть не сомневаюсь, что мы займем Тервете. А у меня руки так и чешутся заколоть одного-другого язычника и, в первую очередь, Намея.

Перейдем же к Терветскому городищу или Цукуркалнсу ("Сахарной горе").
Tērvetes pilskalns (Cukurkalns)

Терветское городище возвышается на правом берегу реки Тервете на холме 19-метровой высоты, искусственно преобразованном под площадку для строительства замка. Вокруг него с западной стороны на площади 9,5 га размещался древний город. Терветское городище самое значимое и впечатляющее не только в Западной Земгале, но и на землях древних балтов.

Терветское городище, укрепленное поселение 1-го тысячелетия до н. э. - 13 в. н. э. (ныне в Добельском районе Латвийской ССР), главный экономический и политический центр земгалов. Раскопками латвийских археологов Э. Бривкалне (в 1951-59) и Ф. Загорскиса (1960) исследована половина площади (1460 м2); открыты оборонительная система, жилые и хозяйственные постройки, мастерские. Культурный слой (до 7 м) содержал вещи, характеризующие хозяйство (земледелие, скотоводство, ремёсла), быт, торговые связи и культуру жителей поселения.
Лит.: Бривкалне Э. П., Городище Тервете и его историческое значение, в кн.: Тр. Прибалтийской объединенной комплексной экспедиции, т. 1, М., 1959.
http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00078/55100.htm



…И над заснеженными полями, над заледеневшей Даугавой, над застывшими от холода деревьями разнесся сигнал трубы.
Тотчас со всех сторон поскакали к месту сбора военачальники, и кони их вздымали копытами снег. Когда же они собрались, магистр начал свою речь. Он напомнил о набегах, которые язычники-земгалы совершали на земли соседей. Господь бог, сказал он, в великом гневе на этих злодеев назначил час расплаты, и войско Ордена, послушное велению божию, пойдет на Тервете. Затем магистр возвестил о решении Ордена построить в Земгале свой замок, дабы поганые язычники ощутили присутствие божие и силу его.

Этот замок был построен на этом городище:

Городище Звиедрукалнс (Светкалнс) находится на правом берегу реки Тервете в 200 метрах к северо-западу от Терветского городища на двух холмах высотой 10-12 метров. В конце 13 века орден здесь построил замок Светкалнс. Замок служил опорной базой крестоносцев для захвата Тервете и ближайших окрестностей.

На фото видны остатки земляных укреплений со стороны подъезда к охотничьему дворцу графов Паленов:



Вид на Терветское городище (слева) и городище Звиедрукалнс (справа) на моем фото 1999 года. Развалины замка, видимые на последнем, относятся уже ко времени курляндских герцогов:



В 1271 г. 13-й магистр Ливонского ордена Вальтер фон Нордек (1270-73) взял Тервете - замок Намея, центр Земгале. После поражения ордена весной 1273 г. под Айзкраукле в битве с литовцами, Намей возглавил восстание земгалов. Они освободили Тервете, отбили нападение на замок Добеле и предприняли поход на Ригу. Летом 1281 г. орден победил и Намей бежал в Литву, где возглавил поход на земли Тевтонского ордена.

Вид с места, где был замок крестоносцев, на Терветское городище:



Как пишет историк И. Штерн в своей "Истории Латвии" о судьбе замка крестоносцев:

В 1339 г. магистр Эберхард фон Монхейм начал укреплять замок Тервете. О работах по восстановлению этого замка хронист Б. Хонеке рассказывает, что магистр призвал на помощь комтуров и фогтов Ливонии; они прибыли со множеством людей и большими запасами продовольствия к Риге, а когда из Риги они явились к городищу в Тервете, ударил столь сильный мороз, что у строителей замка замерзла еда и пиво в кубках; после Рождества мороз пошел на убыль, и тогда построили замковый вал, укрепили сам замок, и в замке был оставлен гарнизон. В 1345 г., пока магистр разбойничал на острове Сааремаа, литовцы под предводительством Альгирдаса напали на Тервете, и один из защитников замка, по имени Pall, впустил литовцев через калитку в замок; литовцы его взяли, сожгли, а защитников - 7 братьев - убили вместе со всеми служителями и захватили в плен священника, который позже в пути умер. Таким образом Межотне и Тервете перестали быть орденскими крепостями.



Цитата об истории этих мест, взаимоотношениях народа земгалов с крестоносцами:

Известно, что земгальский князь Намейсис ушел со своими людьми в Литву после заключения мира между орденом и земгалами из Тервете. Значит часть людей оставалась.

Правда, впоследствии, когда немцы построили свой замок в нескольких стах метрах от Тервете, земгалы сожгли замок и ушли в другие земгальские земли, часть ушла в Литву к жемайтам. В Литве Намейсис принял командование полками, вторгавшимися в Пруссию. Через несколько лет пали замки Добеле и Ракте. Последним из замков, попавших под власть немцев стал замок Сидрабене. То же самое, часть земгалов ушла к жемайтам, а часть осталась. Магистр согласился заключить мир с земгалами и прислал митавского комтура с войском, который всех земгалов из Сидрабене со скотом и всем имуществом забрал в Митаву. Несмотря на то, что часть народа земгалов ушла, другая часть осталась.

Интересное замечание по поводу Земгалии встречается у американского историка латышского происхождения И. Штернса. В Ливонской хронике, где речь идет о покорении Земгалии, имеется ввиду только западная ее часть. И. Штернс пишет: "Немцы Земгалией называли только ее западную часть, а восточную - Упмалой". Упмалу орден и рижский епископ разделили еще в 1254 году. Там не было такой опустошительной войны на уничтожение, какую крестоносцы вели в западной части земгальских земель.

По мнению московского историка Елены Тяниной, данные археологических раскопок дают основание полагать, что в тринадцатом столетии граница Земгалии и Литвы пролегала в районе теперешнего Шауляя. А граница владений Ордена примерно соответствовала современной лавийско-литовской границе.
http://www.vestnesis.org/forum/viewtopic.php?t=2

По археологическим раскопкам и старинным хроникам, наибольшую популярность, как центры ремесла и торговли в первых столетиях н.э. в Латвии приобрели поселения городского типа, возникшие около замков Межотне, Тервете и Ерсики. Также в Добеле, Спарнене, Силене, Ракте, Упмале - все эти образования можно увидеть вот на этой карте из Лиелвардского замка:



Общеизвестно, что замок обеспечивал защиту и укрытие поселениям при набеге недружественных племен, соседей или просто проходящих мимо племен. За эту защиту жившие там люди обязаны были платить некую дань феодалу - владельцу замка. А его обязанностью было поддерживать замок в обороноспособном состоянии и предоставлять людям убежище в случае необходимости.

Вот несколько реконструкций деревянных замков, существовавших до 13 века в Латвии, сфотографированные на стенде в Лиелвардском замке.

Городище Аужели в Бауском р-не, волости Церауксте (Aužeļu pilskalns Bauskas rajons, Ceraukstes pagasts).
Упоминаний об этом городище, расположенном в 15 км от города Бауска, в Интернете крайне мало, и сводится к тому, что это городище на берегу реки Мемеле древние земгалы использовали в 10-13 веках. Оно служило пограничным укреплением в восточной части земгальских земель. Сейчас возле этого места располагается гостевой дом "Городища" (viesu māja 'Pilskalni'), который в основном и рекламирует это место. Реконструкция аужельского городища:



Городище Даугмале (Daugmale)
Расположено приблизительно в 2-3 км к востоку от Кекавы. Площадь городища составляет около 3800 кв. м, на нем находился древний город, довольно большой, занимающий 2 гектара. У подножия городища в месте впадения речки Варжупите в Даугаву находился древний порт, торговавший еще в эпоху викингов, о чем свидетельствуют археологические находки.

ДАУГМАЛЕ, остатки древнего города с посадом и гаванью на левом берегу р. Даугава (Зап. Двина), в 22 км к Ю.-В. от Риги (Латв. ССР). Раскопки в 1933, 1935-37, 1966-70. Древнейшие находки (бронз. серпы, кам. орудия) относятся к кон. 2-го тыс. до н. э. Укреплённое поселение возникло здесь в начале н. э. Расцвет его относится к 10-12 вв., когда Д. с этнически смешанным населением (ливы, земгалы) становится центром транзитной торговли и ремесла. В слоях этого времени вскрыты жилища, мастерские, хоз. постройки; найдено много орудий труда, ремесл. изделий, а также различных привозных предметов (стеклянные бусы, бронз. и серебряные слитки, др.-рус. шиферные пряслица, араб., визант. и зап.-европ. монеты и др.). Укрепления Д. после разрушения в кон. 12 в. уже не восстанавливались.
Лит.: Уртан В. А., Работы Даугмальской экспедиции, в сб.: Археологические открытия [1967-1970 гг.], М., 1968-71.
http://enciklopediay.fatal.ru/1/73.html

Кстати, в Латвии известные археологам древнейшие жертвоприношения в постройках были найдены на Талсинском и Даугмальском городищах, а также почти во всех исследованных поселениях ливов в низовьях Даугавы. Обычай закладывать в постройку специальную жертву существовал уже несколько тысячелетий назад, когда люди пользовались каменными орудиями труда, и местами сохранялся вплоть до XVIII и XIX вв.

Реконструкция городища Даугмале:



Городище Инцену (Добе, Витиньская волость, Добельский район). Вершина холма заметна издалека и в наши дни, и непривычна глазу на фоне окружающих равнин. Впервые в письменных источниках городище упоминается в договоре о разделе Земгале в 1272 году. Возможно, здесь был древний центр и главное укрепление замкового края Добе:



Городище в городе Добеле заслуживает отдельного рассказа, пока что кратко об истории места:
Уже в 1-м тысячелетии до н.э. здесь находилось поселение земгалов. Деревянный замок, построенный на городище, был одним из административных центров земгалов. С 1335 по 1347 год на месте земгальского деревянного замка Ливонский орден построил каменный замок, позднее была построена церковь и развит парк. До 1562 года замок был ставкой начальника гарнизона и одновременно правителя края - комтура. А так замок выглядел во времена легендарных земгальских вождей Виестура и Намея:



Городище Камарде (Бауский р-н) 9-13 веков. В Интернете о нем удалось выяснить только то, что его именем ныне названы волостной смешанный хор и центр культуры (впрочем уровень латвийского интернета меня всегда восхищал в этом плане...) Реконструкция городища:



Городище Межотне не менее легендарно, чем Тервете. Городище и могильник Межотне - ныне значительный памятник местной истории и культуры. Его площадь составляла 13 гектаров. О нем можно рассказывать бесконечно, но приведу здесь пока отдельные сведения о Межотне из книги кардинала Юлиана Вайводса, переведенные с латышского языка:

У Межотне перекрещивались торговые пути, которые вели по Лиелупе и по суше в Литву и Пруссию, а также дорога на Полоцк. Межотне под названием Медсуны (Мадсуны) упоминается на картах Абу Абдаллаха ибн Мухаммеда Идриси (1100-1165, арабский путешественник по Пиренейскому полуострову, Франции, Англии, Малой Азии, по поручению сицилийского короля Рожера II создавший карту мира и “книгу Рожера”, ценнейший источник по истории и географии Европы и Африки). В ходе раскопок городища было обнаружено много кладов, т.н. депозитов, которые богатые люди того времени, опасаясь набегов, закапывали в землю.

Крещение земгалов Межотненского округа произошло в 1219 г., когда тамошние жители отправили к епископу Альберту делегацию, прося защиты от литовцев. Епископ ответил им: "Если вы хотите креститься и принять христианские законы, то мы окажем вам помощь и примем в наше братское сообщество". Послы высказывают желание сделать это, но замечают, что в таком случае их ожидает возмездие от литовцев и части земгалов, враждебно настроенных к христианам. Поэтому просят епископа послать в их замок людей епископа для защиты и священников, которые учили бы земгалов вере и крестили их. Епископ Альберт посылает в Межотне разведчиков, чтобы узнать мысли тех, кто остался дома. Когда жители Межотне действительно изъявляют единогласное желание креститься, епископ вместе с пробстом церкви Мары, герцогом Саксонии, который в это время находился в Риге, и с войсками отправляется в Межотне и располагается лагерем рядом с замком. Здесь он собирает жителей округа, которые действительно остались при своем обещании и изъявили желание креститься. Тут же проведено крещение и около 300 мужей, не считая женщин и детей, приняли христианство.
Селы, не имея возможности бороться с превосходящими силами христиан, наконец (в 1208 г.) заключили с Теодорихом мир, признав главенство Церкви, обещая не вести никакой дружбы с литовцами и принимать христиан в своем замке. Когда селы дали христианам в заложники своих мальчиков, аббат и пробст вместе с другими священниками пошли в замок селов, окропили замок святой водой, подняли над замком знамя земли Мары и крестили самих селов по всему краю Селии.

Новообращенный Межотненский округ присоединяется к Селийскому епископству и Межотне назначается второй резиденцией Селийского епископства.
Затем епископ оставляет в замке нескольких священников и пилигримов, обещая прислать сюда еще других из Риги, а сам с главной частью войска возвращается в Ригу.

За это время король Тервете Виестур (Виестартс) окружил замок Межотне и героически атакует осажденных. Но, когда от стрелы, выпущенной из замка, погибает сын сестры Виестура, осадившие покидают замок и, услышав, что в Межотне по реке идет корабль с другими немцами, нападают на них в узком месте и убивают около 30 христиан. Среди них был также начальник цистерцианского монастыря Сегехардт, кротко принявший мученическую смерть. "Он сидел на берегу и видел, как идут язычники, он надел на голову капюшон и ждал дикости язычников. И, предавая дух свой в руки Господа, он был убит вместе с другими..."

Остальные из бывших на корабле убежали обратно в Ригу. Когда немцы, оставленные в Межотненском замке, узнали, что посланное им подкрепление разбито и рассеяно, замечая уже в замке недостаток всего необходимого, они оставили Межотне и вернулись в Ригу. Но крещеные земгалы снова отпали от веры, объединились с остальными земгалами и литовцами и, укрепив свой замок, снова рыскали по округам, где жили крещеные люди.

В 1272 г. магистр ордена с войском на кораблях прибыл в Межотне, занял замок и вернулся с пленными в Видземе. Такой же военный поход был предпринят в Тервете с подобными же последствиями. В тот же раз был занят и сожжен земгальский замок Ракте в Литве. Свой замок орден построил в Межотне в 1321 г.

Реконструкция Межотненского городища древних земгалов:



Городище Силене:



Городище Спарнене:



Справа здесь показаны фрагменты конструкции оборонительных стен городищ Даугмале (11-12 вв.) и Кокнесе. Слева - реконструкции облика городища Лиелварде:



Надо заметить, что настоящий замок древних ливов в Лиелварде находился отнюдь не на том месте, где нынешняя реконструкция, но тот участок земли выкупить не позволили и это повлекло за собой изменение общей концепции воссоздания прежнего облика - но об этом чуть позже.
Еще одна реконструкция Лиелвардского городища:



Понятно, что для большего интереса туристов виды Лиелварде сделаны с привлечением спецэффектов:



На сегодняшний день, не считая озерного поселения в Арайши, восстановленный Лиелвардский деревянный замок - одна из наиболее масштабных и полных построек данного вида в Латвии. Создан замок по инициативе все того же художника Агриса Лиепиньша. Но надо понимать, что этот замок представляет собой не реконструкцию какого-то отдельного замка, а является своего рода "сборной солянкой" строительных методов древних мастеров - здесь расскажут и покажут на примере, что этот фрагмент стены срублен по образцам, найденным в Даугмале, а этот из Кокнесе и т.д.



Начало подъема на крепостную стену Лиелвардского замка:



А вот и те самые стенды с реконструкциями, которые были показаны в этом посте:



Агрис Лиепиньш со своей собакой на территории своего замка. Как видите, современные феодалы предпочитают джинсы. :-)



Наш фоторепортаж из Лиелварде будет в следующей части, а тем, кто хотел бы посмотреть на замок уже сейчас, предлагаю вашему вниманию фотографии от melanyja, сделанные вместе с нашими, в тот же день: http://melanyja.livejournal.com/369781.html

Земгале, Замки, Этнографическое, Ливония, Видземе, Архитектура

Previous post Next post
Up