Вчерашняя
угадайка оказалась довольно простой, большинство из вас узнало Наполеона в изгнании на острове Святой Елены. Сегодня небольшая подборка других произведений искусства на эту же тему.
Мнения о том, что изображала представленная вчера картина Айвазовского, разделились - кто-то увидел величие духа поверженного императора, кто-то, напротив, торжество природы над ним, кто-то почувствовал здесь тревогу, а кто-то - спокойствие. Вот цитаты того, о чем эта картина, по вашим версиям:
- Об одиночестве и покинутости. И о надежде.
- Вызов чувствуется, какое-то отчаяние и нежелание видеть солнце. Вода, которая захватывает.
- Бывший властелин мира - букашка перед лицом природы.
- Ощущение света и силы, нежности и беспокойства за фигуру смельчака на скале.
- Море совсем спокойное, а об скалы разбивается и вон как высоко вода летит. Человек, вроде на скале, вроде под тучей черной, а солнцем освещен, что-то не похоже, что бросаться будет. ...картина видится скорее красивой, чем гнетущей.
- Глядя на нее ощущается безудержная свобода. Так и хочется вздохнуть полной грудью.
- Поза человека со скрещенными на груди руками и выставленной вперед ногой в ботфорте, одиночество, в то же время ожидание. Власть над миром, пусть в роли мира выступают безбрежные волны и солнце не то встает, не то закатывается...
- Всё тщета, один океан вечен и прекрасен.
- Наполеон на о. Св. Елены тоскует о былом величии и победах...
- Ощущение зыбкости и тревоги, эфемерности мира... Кажется, что тучи справа вот ещё через несколько мгновений НАВСЕГДА закроют солнце...
- Краски очень холодные, буря не объединяет со стихией, а разделяет, отрывает человека от чего-то.
- Холодное полупрозрачное море символизирует его оторванность от мира и своих планов в отношении его.
Кстати, о холодных тонах картины. Я в Интернете нашла вариант с немного менее холодными тонами (но не могу сказать, какой из них больше соответствует оригиналу Айвазовского):
Наполеон на острове Св. Елены
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)
1897
Размеры оригинала, см 213.5x316
Вот что о картине говорится на сайтах, посвященных творчеству мариниста:
Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах. Наполеон на острове св. Елены изображен в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла
http://www.smr.ru/centre/win/artists/aivaz/biogr_aivaz.htm Поздняя картина Айвазовского "Наполеон на острове св. Елены" (1897), проникнута романтическим культом сильной личности.
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Aivazovsky/Aiv27.html Художника неизменно привлекали примеры исключительной храбрости, мужества русских моряков в борьбе с неприятелем. Это определило высокий патриотический пафос его батальных произведений, составивших своеобразную летопись побед русского военно-морского флота.
В творчестве И. К. Айвазовского есть картины на исторические темы: «Наполеон на острове Св. Елены» (1897 г.), «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1893 г.); с мифологическим сюжетом: «Путешествие Посейдона по морю» (1894 г.) и другие. Особняком стоят украинские пейзажи Айвазовского, которым присущи поэтичность, понимание быта простых людей. Уступая по мастерству исполнения маринам, они привлекают внимание мягким, лирическим настроением, красивым, звучным колоритом. Многие из этих картин украшают стены Феодосийской картинной галереи.
http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=256 В основу картины «Наполеон на острове Св. Елены» (1897) положен исторический сюжет. Возможно, она явилась отзвуком размышлений художника о вечной красоте свободного океана и об одиночестве и бессилии некогда всемогущего, мечтавшего о мировом господстве человека. Маленькая фигурка Наполеона изображена на вершине скалистого берега, у подножия которого неустанно рокочет прибой.
http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st006.shtml В наши дни о картине такие отзывы от простых зрителей:
По-моему, это тот случай, когда художник хотел написать картину, а получился пейзаж.
Судя по названию, хотел. Но море победило.
Наполеон там, чи кто, - смутно.
http://www.besedka.co.il/index.php?act=Print&client=printer&f=95&t=7531 А что касается Айвазовского, то раздражает даже не скульптурность его волн и перегруженность композиции, но какая-то анахроничная пошлость. Вот посмотрите - центральная картина Феодосийского музей - "Наполеон на острове св. Елены". Бушущее море, неприступные скалы, закат, Наполеон со скрещенными руками и орел в вышине. Такое говно можно было писать в 30-е годы 19в., но в 80-х гг. оно выглядит уже квазиговном.
http://www.dezhurov.ru/Forum/printthread.php?s=8891eff8a3a040402d103db7ab79d973&threadid=820&perpage=15&pagenumber=4 Не согласна, картина очень сильная, но чтобы это прочувствовать, надо поставить себя на место узника Святой Елены... понять его ощущения и переживания. Осознать, что вот это - навсегда, и иного уже не дано, не будет. Марка острова Св. Елены, на которой за спиной Наполеона изображены его похороны:
Вы не одиноки были в восприятии данного эпизода из жизни Наполеона, классики литературы и живописи также по-разному ощущали и передавали это.
Михаил Лермонтов
НАПОЛЕОН
(Дума)
В неверный час, меж днем и темнотой,
Когда туман синеет над водой,
В час грешных дум, видений, тайн и дел,
Которых луч узреть бы не хотел,
А тьма укрыть, чья тень, чей образ там,
На берегу, склонивши взор к волнам,
Стоит вблизи нагбенного креста?
Он не живой. Но также не мечта:
Сей острый взгляд с возвышенным челом
И две руки, сложенные крестом.
Пред ним лепечут волны и бегут,
И вновь приходят, и о скалы бьют:
Как легкие ветрилы, облака
Над морем носятся издалека.
И вот глядит неведомая тень
На тот восток, где новый брезжит день;
Там Франция!- там край ее родной
И славы след, быть может скрытый мглой;
Там, средь войны, ее неслися дни...
О! для чего так кончились они!..
Прости, о слава! обманувший друг.
Опасный ты, но чудный, мощный звук;
И скиптр... о вас забыл Наполеон;
Хотя давно умерший, любит он
Сей малый остров, брошенный в морях,
Где сгнил его и червем съеден прах,
Где он страдал, покинут от друзей,
Презрев судьбу с гордыней прежних дней,
Где стаивал он на брегу морском,
Как ныне грустен, руки сжав крестом.
О! как в лице его еще видны
Следы забот и внутренней войны,
И быстрый взор, дивящий слабый ум,
Хоть чужд страстей, всё полон прежних дум;
Сей взор как трепет в сердце проникал
И тайные желанья узнавал,
Он тот же всё; и той же шляпой он,
Сопутницею жизни, осенен.
Но - посмотри - уж день блеснул в струях.
Призрака нет, всё пусто на скалах.
Нередко внемлет житель сих брегов
Чудесные рассказы рыбаков.
Когда гроза бунтует и шумит,
И блещет молния, и гром гремит,
Мгновенный луч нередко озарял
Печальну тень, стоящую меж скал.
Один пловец, как ни был страх велик,
Мог различить недвижный смуглый лик,
Под шляпою, с нахмуренным челом,
И две руки, сложенные крестом.
1830
http://www.litera.ru/stixiya/authors/lermontov/v-nevernyj-chas.html К сожалению, большинство изображений, найденных на просторах Интернета, оказались без указания авторства картин. Там, где они были известны, я в посте указала их.
У Лермонтова были и другие произведения, посвященные этой теме.
Где бьет волна о брег высокой,
Где дикий памятник небрежно положен,
В сырой земле и в яме неглубокой -
Там спит герой, друзья! - Наполеон!..
Вещают так и камень одинокой,
И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон!.,
Но вот полночь свинцовый свой покров
По сводам неба распустила,
И влагу дремлющих валов
С могилой тихою Диана осребрила.
Над ней сюда пришел мечтать
Певец возвышенный, но юный;
Воспоминания стараясь пробуждать,
Он арфу взял, запел, ударил в струны...
"Не ты ли, островок уединенный,
Свидетелем был чистых дней
Героя дивного? Не здесь ли звук мечей
Гремел, носился глас его священный?
Нет! рок хотел отсюда удалить
И честолюбие, и кровь, и гул военный;
А твой удел благословенный:
Принять изгнанника и прах его хранить!
http://www.stihi-classic.ru/vers.php?id=6677 Наполеон на острове Святой Елены
Гравюра С. Рейнольдса по оригиналу Г. Верне. 1829 г.:
И это тоже Лермонтов:
ЭПИТАФИЯ НАПОЛЕОНА
Да, тень твою никто не порицает,
Муж рока! ты с людьми, что над тобою рок;
Кто знал тебя возвесть, лишь тот низвергнуть мог:
Великое ж ничто не изменяет.
http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm06/vol01/le1-104-.htm И отрывок из лермонтовского стихотворения "Два великана":
...Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою.
Ахнул дерзкий - и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
1832
Napoleon by Nicholas-Toussaint Charlet, 1835. Сюжет больше говорит о Наполеоне, осматривающем поле битвы, но такая обреченность в позе фигуры, как будто это пророчество стояния на скалах Святой Елены:
Чудесный жребий совершился:
Угас великий человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона грозный век.
Исчез властитель осужденный,
Могучий баловень побед,
И для изгнанника вселенной
Уже потомство настает.
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн,
Приосенен твоею славой,
Почий среди пустынных волн...
Великолепная могила!
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит.
Искуплены его стяжанья
И зло воинственных чудес
Тоскою душного изгнанья
Под сенью чуждою небес.
И знойный остров заточенья
Полнощный парус посетит,
И путник слово примиренья
На оном камне начертит,
Где, устремив на волны очи,
Изгнанник помнил звук мечей,
И льдистый ужас полуночи,
И небо Франции своей;
Где иногда, в своей пустыне
Забыв войну, потомство, трон,
Один, один о милом сыне
В унынье горьком думал он.
А.С. Пушкин, 1821
http://www.napoleone.ru/ Наполеон на Св. Елене по версии русского художника Орловского Александра Осиповича (1777-1832):
Но не только русские классики отразили этот эпизод в своих произведениях...
«Быть может, через тысячи лет какой-нибудь хитроумный учитель юношества в своей преученой диссертации неопровержимо докажет, что Наполеон Бонапарте совершенно тождественен с другим титаном, похитившим огонь у богов, прикованным за это преступление к одинокой скале среди моря и отданным в добычу коршуну, который ежедневно клевал его сердце».
Генрих Гейне
http://revolution.allbest.ru/literature/00013807_0.html А тем временем входили все новые фигуры - старые законоведы в допотопных одеждах, в белых париках с косичками и давно забытыми лицами, крайне изумленные тем, что их, этих прославленных знаменитостей минувшего века, не очень-то теперь почитают; и они тоже, на свой лад, присоединялись к общему гулу, гомону, гоготу, которые, подобно морскому прибою, все смятеннее и громче вздымались, бушуя, вокруг великой богини, пока она, наконец, потеряв терпение, с устрашающей исполинской скорбью не воскликнула: "Молчите! Молчите! Я слышу голос дорогого моего Прометея: коварной властью, немым насилием прикован он, неповинный, к скале мучений, и все наши споры и болтовня не освежат его ран и не разобьют оков!.."
Примечание к стр. 18. Я слышу голос дорогого моего Прометея... - Далее смелая и актуальная для той поры политическая аллюзия: с Прометеем сравнивается Наполеон. Во французском издании этот намек расшифрован еще яснее: "Злобная власть и безмолвное насилие Священного союза приковали героя к скале, затерянной в океане".
Но теперь на острове так пустынно, что я кажусь себе Наполеоном на острове Св. Елены. Разница та, что я нашел себе развлечение, которого у него там не было. А именно - я занимаюсь здесь самой личностью великого императора.
Генрих Гейне. Путевые картины
http://www.lib.ru/POEZIQ/GEJNE/garc1.txt Польская открытка, изображающая Наполеона и его думы:
Еще вариант этой открытки:
Любезный читатель! Условимся здесь раз навсегда. Я прославляю не дела, а только дух человеческий; дела - только одежды его, и вся история - не что иное, как старый гардероб человеческого духа. Но любви дороги иногда и старые одежды, и я именно так люблю плащ Маренго.
"Мы на поле битвы при Маренго". Как возликовало мое сердце, когда кучер произнес эти слова! Из Милана я выехал вечером в обществе весьма учтивого лифляндца, изображавшего из себя русского, и на следующее утро увидел восход солнца над знаменитым полем битвы.
Здесь генерал Бонапарте глотнул так сильно из кубка славы, что в опьянении сделался консулом, императором и завоевателем мира, пока не протрезвился, наконец, на острове Св. Елены.
Генрих Гейне. Путевые картины
http://www.lib.ru/POEZIQ/GEJNE/garc1.txt Почтовая марка острова и оригинал, с которого было взято ее изображение:
Монеты острова Св. Елены. Эта посвящена прибытию императора в 1815 году:
И его смерти в 1821 году:
Фотографии острова в 1968 году:
Можно сравнить с картинами художников, насколько пейзажи соответствуют истине:
И в наши дни:
Этот остров называют одним из 12 мест, где заканчивается Земля...
http://www.sota.ee/2007/09/22/12_mest_gde_zakanchivaetsja_zemlja.htmlВот здесь видно, насколько остров затерян далеко в океане:
Отрывки из романа-трилогии В.П.Крапивина "Острова и капитаны", часть первая, "Хронометр" (Остров Святой Елены).
Крузенштерн читал:
“Путешественник, приближаясь к острову Св. Елены, видит со всех сторон одни черные, высокие, остроконечные скалы, рождающие в душе его самое мрачное и унылое понятие о сем острове, но, находясь на возвышении, видит, что природа сокрыла в безобразной и страшной оболочке очаровательные прелести...”
http://www.martin-fiction.narod.ru/ostrova.html Остров Святой Елены сегодня - краткая справка
Расположение - владение Великобритании в Атлантическом океане. В состав колонии кроме о-ва Святой Елены административно входят о-в Вознесения, о-в Тристан-да-Кунья и 5 необитаемых островов.
История. Остров открыт португальцами 21 мая 1502 г. в день св. Елены, отсюда и его название. За право обладания островом шла борьба между Англией и Голландией. В 1659 г. остров Святой Елены окончательно перешел к Англии, которая использовала его как военную базу и пункт для снабжения водой и продовольствием торговых судов на морском пути в Индию. После открытия Суэцкого канала значение острова упало. В 1942 г. с согласия Англии США разместили на о-ве Вознесения свою военно-воздушную базу, а в 1954 г.- станцию слежения за спутниками и испытанием ракет, запускаемых из Флориды. В 1966 г. открыта английская радиорелейная станция. В 1982 г. Великобритания использовала остров Вознесения как перевалочный пункт и базу снабжения английского военного флота, участвовавшего в боевых действиях против Аргентины на Фолклендских (Мальвинских островах)
Экономика. Население занимается сельским хозяйством и рыбной ловлей. Выращиваются картофель, овощи, зерновые. Внешняя торговля ведется только с Англией и ЮАР.
Рельеф. Остров Святой Елены - вулканического происхождения. В южной его части имеется несколько кратеров потухших вулканов, высотой до 818 м.
Климат. Тропический, пассатный; осадков выпадает 700-1000 мм в год.
http://nation.geoman.ru/geo_nation/countries/item/f00/s00/e0000162/ Герб и флаг острова.
Как уже говорилось выше, Наполеон на английском военном корабле был доставлен на остров Св. Елены...
Ссылки на другие подборки о Наполеоне в этом журнале:
О жизни императора в ссылке, виды острова, портреты
http://renatar.livejournal.com/140003.htmlО смерти Наполеона, похоронах, его могиле и перезахоронении
http://renatar.livejournal.com/140716.htmlРазные виды острова Св. Елены
http://renatar.livejournal.com/141605.htmlДополнительные подробности о жизни и смерти Наполеона в ссылке
http://renatar.livejournal.com/143555.html