Вначале немного предисловия. Фильм "17 мгновений весны" уже давно перестал быть просто фильмом, он является одной из вех в культуре своего времени, эпизоды из него растащены на цитаты, созданы целые коллекции анекдотов.
Но меня в этот раз интересует то, что множество эпизодов фильма снималось в моем родном городе - в Риге. Вот что об этом пишут в Интернете:
Начались съемки 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету, ведь снимали в Германии, Прибалтике, Грузии.
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?&id=939 Кинематографическое начальство пожалело денег на зарубежные командировки, и в Берлине Лиознова снимала не так много. Цветочную улицу (Берн) нашли в Риге, границу между Германией и Швейцарией - на Кавказе, невыездного тогда Льва Дурова, получившего после роли провокатора Клауса кличку «главный бандит республики», пришлось пристрелить в подмосковном лесу - так дешевле.
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?year=2003&month=9&id=925 Впервые картинки тыловой жизни немцев были представлены в фильме Татьяны Лиозновой так обстоятельно, с любовью к деталям и даже с нескрываемым любованием. Свой досуг и деловые свидания герои сериала проводят под звуки приятной музыки в небольших уютных "подвальчиках" с неповторимыми, запоминающимися названиями "Пухлый Готлиб" или "Элефант" за кружкой пива, чашкой кофе, рюмкой коньяка или за партией в шахматы. Эти телекартинки - не что иное, как отражение обобщенно-притягательного образа западной жизни, уже сложившегося к тому времени в сознании переживших свою "революцию потребностей" советских людей, в особенности тех, кому удалось тогда побывать в Европе.
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?year=2003&month=9&id=762 Серия первая: Блюменштрассе - Яуниела
Описание у Юлиана Семенова:
Он шел на конспиративную квартиру, адрес которой ему дал Штирлиц, по пустынной улице.
Плейшнер пошел к дому, где помещалась явка, и, взглянув в окно, увидел высокого хозяина явки и черноволосого. Они стояли, беседуя о чем-то, между ними торчал большой цветок - сигнал провала. (Русский разведчик, почувствовав за собой слежку, успел выставить этот сигнал тревоги, а гестаповцы так и не смогли узнать, что этот цветок означает: "все в порядке" или "явка провалена". Но поскольку они были убеждены, что русский не знает об охоте за ним, они оставили все как было, а так как Плейшнер по рассеянности зашел сюда первый раз, не обратив внимания на цветок, гестаповцы решили, что на явке все в порядке.)
Плейшнер стоял возле окна в парадном - большого, немытого. Он выпрыгнул из окна - ногами вперед. Он хотел закричать, но не смог, потому что сердце его разорвалось, как только тело ощутило под собой стремительную пустоту.
![](http://pics.livejournal.com/renatar/pic/003k6byh)
Кадр из фильма
Улица в наши дни
О настоящей Блюменштрассе
Когда в этом фильме крупным планом показывают уличную табличку на Цветочной улице, то все забывают, что швейцарский немецкий отличается тем еще, что в нем отсутствует "эс-цет" и слово "улица" пишется через честное "ss".
![](http://pics.livejournal.com/renatar/pic/003thcf2)
Несколько лет назад я поехал в Берн, чтобы найти Цветочную улицу. Я знал, конечно, что знаменитый фильм снимался в Риге, на улице Яуниела, кажется, но все же поехал. Нужно мне было отчего-то посмотреть - как там? Стала для меня Цветочная улица символом отношений маленького человека и массовой культуры.
Итак, я все-таки пошел искать Цветочную улицу.
Цветочной улицы не было.
Был какой-то Цветочный переулок, вполне современной, послевоенной застройки. Я осмотрелся и неподалеку от нужного номера обнаружил кафе. Несколько разноплеменных людей сидели за пластмассовыми столиками. Эта пластмасса и строительные опилки в полиэтиленовых мешках вокруг подчеркивали правильность места.
Получалось, что Плейшнер должен был погибнуть в реальности точно так же, как герой "Пепла и алмаза" - среди какого-то мусора и прочих негероических предметов.
Я произнес перед ними речь о значении Плейшнера, и разноплеменный люд радостно согласился выпить за великого человека. Мы выпили, хотя один из моих новых знакомцев решил, что я - внук Плейшнера. И вот теперь внук, как наследник жертвы нацизма, приехал проведать памятное и скорбное место.
Меня хлопали по плечам и снова предлагали выпить.
http://www.mvs.gov.ua/sht/tv/st5.shtml О рижской Блюменштрассе
В те времена, когда в Риге снимали «заграницу», Яуниела превращалась в лондонскую Бейкер-стрит, по которой прохаживались Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Василий Ливанов и Виталий Соломин).
Еще раз эта улочка Старой Риги прославилась в качестве Цветочной улицы в Берне, куда Штирлиц направил на явку профессора Плейшнера. Здесь он попал в гестаповскую западню и выбросился из окна, чтобы не попасть в застенки.
http://www.chas-daily.com/win/2006/01/04/g_002.html?r=32& На самом деле, это не только швейцарская Цветочная улица из "Семнадцати мгновений весны", где падал из окна профессор Плейшнер, а также Фридрихштрассе в Берлине, по которой ездил Штирлиц, Бейкер-стрит из сериала о Шерлоке Холмсе. Богатая история у этой улицы, не правда ли?
http://www.mvs.gov.ua/sht/33_5.shtml Пройдемся по бернской Блюменштрассе. Улица Тиргоню (здесь ошибка - это ул. Яуниела, прим. мое - Рената), что в Старой Риге, плавно изгибается, вот и дом, из окна которого в фильме выбросился профессор Плейшнер. Цветка, конечно, сейчас в окне нет, внутри квартируют какие-то бизнес-конторы. Нет на этой улице и милого зоомагазинчика с канарейками из фильма, зато в наличии пара-тройка дорогущих баров и ресторанов для интуристов.
http://rus.delfi.lv/news/press/mklat/article.php?id=10775133 Вот в достоверности этих сведений я сомневаюсь, больше похоже на прикол:
Сердечно простившись с фирменными проводницами фирменного же поезда "Латвия" и водворившись в забронированные номера отеля "Рига", московские гости в моем сопровождении тут же отправились выбирать подходящий уголок Берна, где нашел свой конец профессор Плейшнер. Такая спешка была вызвана тем, что Евгений Евстигнеев спешил на гастроли, и съемки с его участием надо было уложить в первые же два-три дня.
- Где же видано, чтобы немецкий профессор со шведским паспортом в столице Швейцарии курил "Беломор" фабрики имени Урицкого? - пояснил Евстигнеев свои приобретения. И действительно, если хорошенько вглядеться, то можно увидеть, что в портсигаре у Плейшнера лежит "Рига". Это, конечно, не относится к той цигарке, которая лежала отдельно и с ядом, если под ядом не подразумевать табак вообще.
Оптимальное место для съемок мы отыскали довольно скоро - вблизи всемирно знаменитой Домской площади, на улочке Яуниела, которую с тех пор иногда называют Блюменштрассе или даже Штирлицштрассе. Некоторые сложности вызвало то, из какого окна должен выбрасываться Плейшнер, чтобы это выглядело достаточно убедительно с эстетической точки зрения. Пока главный оператор снимал ракурсы, я предложил на всякий случай подстелить под окном соломки.
- Не надо, - беспечно махнула рукой Татьяна Лиознова. - Евгений Александрович только примет яд, а прыгать из окна будет каскадер.
Кстати сказать, с Рижскими съемками "Семнадцати мгновений весны" связан еще один забавный эпизод. По первоначальному замыслу хозяйку птичьего магазинчика на Блюменштрассе, куда заглядывали и Плейшнер, и Штирлиц, должна была играть Вия Артмане, однако по каким-то причинам ее в это время не было в Риге. И когда встал вопрос о срочной замене, Лиознова решила на ходу изменить пол персонажа и предложила эту роль мне: - Товарищ Быдзанс, выручайте!
Наверное, я принял бы это заманчивое предложение и тем самым увековечился в мгновениях, но у меня была на примете другая, куда более оптимальная кандидатура: неподалеку находился банно-прачечный комбинат "Варавиксне", которым заведовал мой хороший знакомый Гунтис. По счастью, он оказался на месте, то есть в родной химчистке, и после недолгих уговоров с пристрастием согласился, хотя и с условием, что его загримируют до малой узнаваемости. И эта предосторожность оказалась весьма кстати - кто же мог знать, кем станет Гунтис лет двадцать спустя...
http://rianova.narod.ru/kul/bdz.html ![](http://pics.livejournal.com/renatar/pic/003tpp16)
А это - злые гестаповцы, поджидающие бедного профессора Плейшнера в окне рядом со злополучным цветком...
![](http://pics.livejournal.com/renatar/pic/003tk0cz)
Это окно находится на 4-м этаже вот этого дома, находившегося действительно на той же самой улице Яуниела
![](http://pics.livejournal.com/renatar/pic/003tsdtx)
А вот тот самый момент, когда профессор Плейшнер выпадает из окна. Вот где в Риге такие витражи, что-то я и не припомню... Может, это в Таллинне? Или даже в павильоне "Мосфильма".
![](http://b.foto.radikal.ru/0602/0e7311a0333at.jpg)
И - печальный финал профессора Плейшнера, лежащего на булыжной мостовой Блюменштрассе...
Ссылки на другие части:
Часть 2-я: площадь в Берне
http://renatar.livejournal.com/11748.htmlЧасть 3-я: кафе "Элефант"?
http://renatar.livejournal.com/14443.htmlВ Берлине. Часть 4-я: кабачок Готлиба
http://renatar.livejournal.com/18492.html