Спасибо. Посмотрела с интересом. Методика вполне понятная и на мой взгляд правильная. Утраты не лезут в глаза, а поновление не спорит с авторским письмом.
А какая из этих версий финальная? Вторая? Мне кажется фигуры стали более фигуристые))) Процитирую фразу из “Стариков-разбойников»: «После реставрации лучше стала» )))
Да, с каждой реставрацией - все лучше и лучше:)) На видео с утратами видно, что справа по контуру очень много вычинки, сделанной раньше, но реставраторы приняли решение это оставить.
//Да, с каждой реставрацией - все лучше и лучше:))// А что делать, не реставрировать? Видимо, у энкаустики свои законы, и иначе нельзя. Мне результат понравился, даже жаль, что я в Санта-Мария-Маджоре была до ее реставрации. К тому же, она так далеко-высоко висит и в таком киоте, что рассмотреть нюансы практически невозможно.
Я даже не знаю - как лучше? Реставрировать или нет? В данном случае результат, мне кажется, не идентичен оригиналу. Слишком много веков прошло, и много"реставраций". Но на основе этого результата (как точного оригинала) современные иконописцы делают "списки", подчеркивая эти специфические формы и уверяя, что в древности было именно так!
Сравнить-то не с чем. Говорят, что многое относится к реставрации 11 века, кроме личнОго, но кто знает? В принципе, с такими древними иконами, как с людьми: мы не идентичны себе 7-летним, но это мы. Сохранить жизнь себе любимым и всему любимому - желание естественное, пусть даже ценой лекарств, операций и реставраций :)) Серьезный мастер должен, по умолчанию, досконально понимать, с чем он имеет дело - если ему доверят подобную икону для списка. У тех, кто принимает результат многократных реставраций как точный оригинал, проблемы со здравым смыслом, мне кажется. К тому же, многие умы обольстила кем-то внедренная идея, что первые иконы писались по образцу фаюмских портретов.
Все везде делают примерно одно и то же - полагаются на свою интуицию) И на мэйнстримовое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Всё ж бесконечно печалит вот эта полосатенькая тонировка, ну везде её вижу, без учёта текстур и степени потёртости :/
Угу. Все доверчивые зрители верят, что перед ними именно то, что вышло из-под авторской кисточки:/
Мне кажется, что понятие церковно-археологической реставрации совсем расползлось. О том, что сейчас делают в музеях, знаю меньше, но мнится мне - мэйнстрим в головах решает всё)
Comments 11
Reply
Но это, наверно, предыдущая версия реставрации, когда работали с очисткой фона.
( ... )
Reply
Процитирую фразу из “Стариков-разбойников»: «После реставрации лучше стала» )))
Reply
На видео с утратами видно, что справа по контуру очень много вычинки, сделанной раньше, но реставраторы приняли решение это оставить.
( ... )
Reply
А что делать, не реставрировать? Видимо, у энкаустики свои законы, и иначе нельзя. Мне результат понравился, даже жаль, что я в Санта-Мария-Маджоре была до ее реставрации. К тому же, она так далеко-высоко висит и в таком киоте, что рассмотреть нюансы практически невозможно.
Reply
В данном случае результат, мне кажется, не идентичен оригиналу. Слишком много веков прошло, и много"реставраций".
Но на основе этого результата (как точного оригинала) современные иконописцы делают "списки", подчеркивая эти специфические формы и уверяя, что в древности было именно так!
Reply
В принципе, с такими древними иконами, как с людьми: мы не идентичны себе 7-летним, но это мы. Сохранить жизнь себе любимым и всему любимому - желание естественное, пусть даже ценой лекарств, операций и реставраций :))
Серьезный мастер должен, по умолчанию, досконально понимать, с чем он имеет дело - если ему доверят подобную икону для списка.
У тех, кто принимает результат многократных реставраций как точный оригинал, проблемы со здравым смыслом, мне кажется.
К тому же, многие умы обольстила кем-то внедренная идея, что первые иконы писались по образцу фаюмских портретов.
Reply
Всё ж бесконечно печалит вот эта полосатенькая тонировка, ну везде её вижу, без учёта текстур и степени потёртости :/
Reply
Они "замыливают", а мои студенты, глядя на такую тонировку, принимают это "мыло" за образец!))
Reply
Мне кажется, что понятие церковно-археологической реставрации совсем расползлось. О том, что сейчас делают в музеях, знаю меньше, но мнится мне - мэйнстрим в головах решает всё)
Слушают ли Вас студенты?
Reply
Reply
Leave a comment