Начало
было здесь.
Храм свт. Николая в Рогачево 1849-1886.
Гиганский собор - кажется совсем не по чину для такого небольшого села. Величественный храм в стиле Тоновских построек, хотя авторство К.Тона здесь не подтверждено. Википедия пишет, что проект С. В. Дмитриева.
Это кульминация и украшение главной площади в Рогачево.
Для духовенства, судя по всему, эта ноша почти не по силам. Как оживить такое огромное пространство силами сельского прихода они не понимают. На сайте в разделе "о храме" выложены только фотографии, никакого текста к ним нет. Но фото - хорошего качества:
Чудовищно глянцевый пол создает ощущения скольжения по воде, и отражает беспомощные попытки как-то заполнить это пустое пространство.
Иконостас - Софринская классика. Вне масштаба храма.
Формальная бездущная стандартная работа.
Меня удивляет - как они достигают такого пластикового гладко-верноподданного выражения ликов?
Ни тени живого чувства...
В левом приделе на столах лежали иконы для второго придела. На свету видны следы кисти. Значит это все таки прописано рукой, а не пульверизатором:))
Еще один образцовый пример -
Николо-Пешношский монастырь.
Здесь архитектура приведена в идеальное состояние. Монастырь смотрится как волшебный сказочный город с разнообразными строениями, маковками, крылечками - все очень грамотно и со вкусом покрашено в разные благородные цвета.
Перед главными воротами - пруд с лебедями:
Монастырь с долгой историей, несколькими храмами в разных стилях. Все это с любовью отремонтировано и свежепокрашено.
Если бы не иконы...
Что сразу отличает Софринское "академическое письмо" - это формализация. Глаза - прописаны точно с академических образцов XIX века. А волосы, нос и губы - так себе, без интереса и понимания чисто формально приделаны к этим глазам. Результат - "на лицо", т.е. на лике - очевиден.
Так писали портреты вождей в советские времена, тиражируя утвержденный образец.
Орнаменты на стенах выписаны очень аккуратно и старательно в нежно-пастельной гамме:))
Если бы здесь были только орнаменты...
Но в православном храме должны же быть и сюжеты.
И они тут есть.
Срисованы с образцов прямоугольного формата - вписать композиции в пространственные архитектурные формы у художников не хватило ни знаний ни талантов.
Иконостас бокового придела (в главном храме очень темно, снять трудно. Хотя надо отдать должное монастырскому начальству - в храме фотосъемка не возбраняется).
Ну а если на лики посмотреть поближе, то молиться вряд ли захочется...
Продолжение следует.