Сводка с фронта церковной культуры

Mar 08, 2016 21:31

6 марта 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм во имя святого Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). Прекрасные фото новопостроенного храма опубликованы на сайте Патриархии.
На освящении присутствовал не только ректор МГИМО, но и другие официальные лица, в том числе заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий.
Очевидно, что это значимое событие  не только для города, но и для всей страны, поскольку в этом элитном ВУЗе учатся российские дипломаты будущего. Облик вузовского храма будет одним из факторов, формирующих их представления о Церкви.








Архитектура храма в стиле русского модерна вполне гармонична - выполнена на высочайшем уровне мастерской А.Анисимова. Это одноглавый бесстолпный храм с разнообразными пристройками, соответствующими целям и задачам учебного заведения.
В интерьере пространство алтарной части соединяется с основным объемом храма тремя высокими арочными проемами, вполне традиционными для русского церковного зодчества.




Но традиционность этой пространственной композиции вступает в когнитивный диссонанс с архитектурным решением иконостаса.  И это еще не все - сами по себе архитектурные формы и декор этой "алтарной преграды" звучат одним сплошным диссонансом...
Над престолом в воздухе (без опор) висит многоярусный декоративный шатер.Каждая его деталь в отдельности вызывает асоциации с историческими аналогами, но в данном случае шатер - это не просто Сень над Престолом. Он стал заменой иконостасу (в смысле рядов икон с заданной последовательностью). Однако формы декоративных кокошников, перегруженных золотыми завитушками, настолько отвлекают от сюжетов икон, что образы почти не читаются.




Две большие иконы на столбах между арок алтаря "плавают" в пустом пространстве зелено-голубого фона.
Художник, видимо, желая дать отдых от бесчисленных рюшек взгляду молящихся, оставил много свободного места вокруг фигуры. Но, к сожалению, ему не хватило таланта, чтобы эту пустоту осмыслить. Тщательно выписанные плитки пола только подчеркнули примитивность исполнения.




Прототип этой иконографии св. Александра Невского тоже не является мировым шедевром, но здесь есть четко читаемый message: князь-воин держит в руке знамя с иконой Христа. Он стяжал венец святости, исполняя волю Божию. А в новом изображении  нет никакого другого message, кроме того, что художник не владеет ни академическим письмом, ни иконописью в традиционном смысле.



Св. кн.Александр Невский. СПб, Пешехоновская мастерская. 1861.

По информации проектировщиков заказчиком такой оригинальной формы иконостаса был настоятель храма МГИМО. Это современное прочтение иконостаса храма в селе Кукобой, где служил его отец. А исполнение Николая Лавданского.
Проект товарищества А.Анисимова был белокаменный (он не реализован).



Однако - почувствуйте разницу между прообразом и реализацией его новой версии.
В иконостасе XIX века две большие иконы Спасителя и Богоматери написаны в академической манере и прекрасно читаются. Декор не перегружен излишними кренделями, а вся архитектурная композиция смотрится единым целым.
В новом иконостасе - все разбалансировано. Там, ГДЕ НУЖНА ОСМЫСЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ - получились пустоты, а там, где нужна лишь рама и опора - блистательные и бессмысленные нагромождения...

Какие messages заложены в результирующем архитектурно-художественном произведении XXI века? Что повторено, а что и зачем было изменено?
Ответ очевиден, смыслы и знаки явственно прочитываются:
1. Иконостаса (в смысле рядов икон с изображениями святых, напоминающих о вневременности Церкви) - нет.
    Иконы - Образы более не нужны. Они формально еще где-то висят, но не читаются, "не работают".
2. Привет братьям католикам - алтарь открыт!
3. Но РЮШЕЧКИ золотые отменять нельзя!!! Они, получается - САКРАЛЬНЫ ! Они важнее икон, которые написаны более чем "приблизительно"?!







О чем можно размышлять, и чему молиться перед таким бессмысленным нагромождением золотых кренделей?
Иконы как бы есть - может быть это такая головоломка-шарада: найди икону - ?

Знаки и символы в данном случае бессознательно выдают беспомощность не только исполнителя, но и заказчика, которому, очевидно, тоже не нужны ни Образы, ни имена...
В целом - привет элите будущего:))

Архитектура, Москва, форма и стиль, иконостас, арткритика

Previous post Next post
Up