В столицу Литовской Республики мы приехали ранним январским утром. Вильнюс встретил нас диким холодом и остатками старого снега по краям тротуаров. Но все равно я был рад оказаться в одном из самых любимых мною городов, к тому же на дворе продолжаются новогодние праздники, а где-то на площади должна стоять главная литовская ёлочка. Но чтобы добраться до нее нам пришлось немного прогуляться по старому городу. Впрочем, такая прогулка была нам только в радость. Старый город был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1994 году, и достопримечательностей здесь, как вы сами понимаете, более чем хватает. Но дело даже не в отдельных памятниках архитектуры, а в общей атмосфере этого города...
Мы прошли несколько в сторону от вокзала и вышли на улицу Aušros Vartų, маленькую, но очень симпатичную. В свое время мне даже доводилось останавливаться в хостеле на этой улице. Она, как можно было бы догадаться из названия, при условии знания литовского языка, выходит прямиком к главным воротам старого города, более известным как Острая Брама. Литовцы называют ее Воротами Зари - Aušros Vartai.
Острая Брама не просто памятник архитектуры XVI века, это еще и знаковое место для паломничества, особенно для верующих Польши, Беларуси и самой Литвы. С обратной стороны ворот можно заметить встроенную часовенку, построенную когда-то монахами кармелитами, и затем неоднократно перестраивавшуюся. Сейчас она выполнена в стиле ренессанс. А внутри часовенки хранится главная святыня - икона Матери Божией Остробрамской, и эту икону вполне можно увидеть даже с улицы.
Икона закована в оклад, поэтому из исконного изображения написанного неизвестным итальянским художником XVI века можно увидеть только лицо и руки женщины на полотне. Икона почитается и католиками, и православными. Также она в своем роде уникальна. На полотне нет изображения младенца, что несколько нехарактерно для такого рода изображений. Высота иконы - 2 метра, написана темперой на дубовых досках. Считается, что икона - это подарок великому князю литовскому Ольгерду от греческого императора Иоанна Палеолога.
Что же касается самой Острой Брамы, то ворота построены были в 1503-1522 гг. в готическом стиле, но затем при перестройке приобрели некоторые черты ренессанса и классицизма. Первоначально ворота были одним из пяти, а потом девяти входов в старый город. Проходить под воротами принято с непокрытой головой, в знак почтения к иконе Матери Божией, что хранится в часовне. С внешней стены на воротах литовский герб - Погоня, в окружении летающих грифонов. А ниже, в нише, изображение Спасителя.
Если пройти по улице чуть дальше, за остробрамские ворота, то можно увидеть костел святой Терезы - большой храм, построенный, в виде базилики, монахами кармелитами еще в середине XVII века( 1633-1650 года). Чуть ранее на этом же месте была деревянная церковь. Средства на строительство храма выделил вице-канцлер Великого Княжества Литовского - Стефан Пац. В этом костеле, впоследствии, нашел последний приют и сам подканцлер.
Что же касается кармелитов… Когда-то, в далеком XII веке, Святую Землю сотрясали крестовые походы. Среди прочих в Палестину пришли и монахи. Часть из них, возглавляемая Бертольдом Калабрийским, основала Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель. Ибо именно там они и обосновались, возле пещер где по преданию жил в ветхозаветные времена пророк Илия.
Пророк был известен своим аскетическим образом жизни и тем, что основной своей задачей видел борьбу с идолопоклонством. Так в Библии описывается эпизод, когда на горе Кармель между ним и пророками бога Ваала было устроено нечто вроде соревнования. Было построено два жертвенника, и на каждый возложено по тельцу. Но нельзя было разжигать огонь самостоятельно. Чтобы доказать истинность своей веры, пророки должны были молиться каждый своему Богу, и если жертва будет принята, огонь вспыхнет благодаря вмешательству свыше.
Долго молились пророки Ваала, а было их, не много не мало, четыреста пятьдесят человек. Прошло утро, наступил полдень… Все это время пророки совершали обряды и молились, а Илия лишь потешался над ними. Но огонь не вспыхнул… Тогда Илия собрал свой жертвенник, положил дрова, а на них тельца. Затем приказал вылить на жертвенник четыре ведра воды. И так трижды. А после всего призвал Господа. И вспыхнул огонь, и пожрало пламя и воду, и дрова, и тельца. Так была принята жертва пророка Илии.
Народ впечатленный произошедшим, и направляемый пророком, схватил всех жрецов Ваала. Пророки были отведены к реке Киссон (совр. Кишон, или Нахр-эль-Макатта), и там Илия собственноручно заколол их мечом. Все четыре с половиной сотни человек… Такая вот красивая история… И показательная.
Но вернемся к кармелитам, поселившимся на горе Кармель, что находится на северо-западе современного Израиля и практически входит в черту города Хайфы. Монахи, также как пророк Илия, отличались высокой степенью аскетизма, строгостью своих обетов и постов. Мяса они не ели и большей частью просто молчали.
Прошло некоторое время, и братия была вынуждена вернуться в Европу, где было основано множество обителей. Устав ордена становился все менее строгим, да и тот соблюдался все меньше и меньше. Внутри ордена созревали конфликты, что и привело, в конечном итоге, в XVI веке, к расколу. И появлению ответвления ордена - босых братьев Пресвятой Девы Марии, которые стремились жить по первоначальному уставу ордена. Именно босыми кармелитами и был построен костел святой Терезы в Вильнюсе.
И именно деятельность святой Терезы Авильской привела к появлению самих босых кармелитов. Когда-то шустрая девчушка, увлекающаяся рыцарскими романами, и сама пробующая себя в этом жанре, дочь знатных и богатых родителей, она отличалась и глубокой набожностью. Как-то даже пыталась убежать из дома, чтобы проповедовать веру Христову в мусульманских землях. Но была поймана.
Как бы там ни было, но она решила окончательно связать свою жизнь с Богом, и в возрасте 20 лет, не смотря на неодобрение отца, ушла в кармелитский монастырь, где приняла имя Тереза де Хесус. Проходили годы, и Тереза становилась все более известной и влиятельной, к ней все больше прислушивались. Она же, в то же время, все с большим неодобрением глядела на то как кризис охватывает орден кармелитов, как благочестие, каким она его видела, уходит. И, в конце концов, спустя много лет со времени своего ухода в жизнь церковную, она в 1562 году, с разрешения папы Пия IV, создает в городе Авиле (Испания) свой небольшой монастырь, названый в честь святого Иосифа. В монастыре всего 12 монахинь, но живут они по-другому уставу, написанному самой Терезой.
Вскоре появляются и другие обители, из которых и родился новый орден - босых кармелитов. Тереза же, кроме прочего, занимается литературным трудом. И описывает в книгах свой мистический опыт. Самая известная книга - «Внутренний замок» (1577 год), где внутренний мир человека предстает как своего рода лабиринт со многими закрытыми комнатами. И, чтобы попасть из одной комнаты в другую, нужен особый ключ, особая молитва. А в центре этого внутреннего замка комната, где находится Иисус Христос.
И книг святой монахиней было написано достаточно. Недаром, в 1970 году, папа Павел VI присвоил Терезе Авильской особо почитаемый у католиков титул - Учитель Церкви. Лишь 35 человек, за всю историю, удостоились такой чести. Впрочем, некоторые православные богословы ставят под сомнение значимость трудов святой Терезы. И не в литературном плане, а как раз в духовном. Уж очень своеобразен, скажем так, ее мистический опыт, что вызывает ряд вопросов… Но это уже совсем другая история…
При строительстве костела были использованы дорогостоящие материалы, гранит, разноцветный мрамор и песчаник, привезенный из Швеции. Фасад здания, в архитектурном плане, представляет собой раннее барокко. Здание трехнефное, при этом центральный неф значительно выше и шире других. Богатый интерьер костела, который мы можем видеть сейчас, создавался уже в XVIII веке. В войну 1812 года храм был занят французскими солдатами и варварски разграблен, пострадал и интерьер. И после войны его реставрировали. В эти же годы (1829 г.) была построена галерея в классическом стиле, которая соединила костел и остробрамскую часовню. Мы, кстати говоря, в галерею заходили, и даже некоторое время поприсутствовали на службе, что проходила в часовне.
Вильнюс (или Вильна, как город называли в то время) отошел России после третьего раздела Речи Посполитой, в 1795 году. Что сказалось и на судьбе костела, или вернее даже - кармелитского монастыря при нем, который в 1844 году отдали православной церкви. К этому времени российские власти разрушили городские стены старого города, и сохранился лишь маленький участок, как раз возле костела, и одни единственные ворота - остробрамские.
Православная церковь очень хотела прибрать к рукам и костел, особенно горячие попытки предпринимались после 1863 года, на волне поражения "польского" восстания, организованного на территории Литвы и Беларуси Константином Калиновским (довольно спорным персонажем, надо заметить). Но, по неведомым причинам, костёл православным так и не отдали. А в 1912 году, когда прошла волна основная насильной русификации всего и вся, в нем даже разрешили вести службы на литовском языке.
Реставрационные работы в костеле проходили в 1927-1929 годах, под руководством польского архитектора Юлиуша Клоса, и в 1971-1976, под руководством литовского архитектора Видмантаса Виткаускаса. Проводились работы по восстановлению фасада и внутреннего интерьера. Стиль, в котором выполнен последний, сейчас характеризуют как позднее барокко, или даже рококо.
Когда мы вошли в храм мы оказались в полутьме, людей практически нет, тишина. Белые стены с гипсовой лепниной и украшениями, позолоченные колонны, розовый цвет на потолочных сводах и тусклый желтоватый свет, падающий с хрустальных люстр. Но во всем этом какое-то особое величие, одухотворенность. Рождаемая, может быть, не столь постулатами и догматами католической веры, или имеющимися церковными знаниями, а величием самих архитектурных форм, внутренней силой самого храма. Безусловно, что эмоциональное воздействие огромно, даже на светского человека, что уже говорить об истинно верующих людях.
А если бы еще зазвучали звуки органа, непременного атрибута католического храма. Вспоминаю свою предыдущую поездку в Вильнюс, тогда мне довелось посетить собор святого Казимира и услышать орган. И хоть это был не первый и не последний раз, когда я его слушал, в памяти момент отложился… Но в костеле святой Терезы орган молчал, царил полумрак и тишина. И мы просто немного посидели на уютных деревянных скамьях, чтобы больше впитать в себя ауру храма и, заодно, немного отдохнуть перед дальнейшей дорогой. Ведь наша прогулка по зимнему Вильнюсу, по сути, только начиналась.
Предыдущие отчеты по теме:
Тракай. Часть I: Из глубины веков до наших дней. Тракай. Часть II: Музей сакрального искусства. Тракай. Часть III: Замок на острове