Железнодорожный транспорт по праву считается одним из самых романтичных, но кроме этого он достаточно безопасен и иногда более удобен чем распространенные аналоги. Но везде есть своя специфика. В Польше, например, есть разительные отличия. В этом небольшом отчете я хочу попытаться совместить некоторые полезные сведения и общие впечатления от польской железной дороги и рассказ о нашей поездке ночным поездом из Гданьска в Краков. Я думаю, что эти сведения могут оказаться полезными для тех, кто планирует маршруты по Польше, но еще не знает некоторых тонкостей местных перевозок. Мне же уже несколько раз довелось использовать именно этот вид транспорта. Но обо всем по порядку.
Прежде всего надо заметить, что поляки, не смотря на то, что Польша одна из самых больших стран Европы, считают, что расстояния у них между городами небольшие, а потому поездов со спальными вагонами у них немного. В основном это либо международные поезда, которые следуют дальше в Европу, либо пара другая вагонов в составе поезда на дальних маршрутах, как например, наш ночной поезд Гданьск-Краков. Время езды составляло более 10 часов но при этом в состав поезда входило несколько вагонов с сидячими местами, затем вагоны с кушетками, которые существуют в двух видах - купе на четыре человека и купе на шесть человек, а также вагон с собственно спальными местами - купе на два-три человека. Естественно от вашего выбора зависит и цена вопроса. Многие поляки предпочитают сидячие места, но как человек испытавший всю прелесть такого передвижения на маршруте Варшава-Гданьск, в свое время, такой вариант я категорически не советую. Можно проклясть все на свете.
02. Центральная железнодорожная станция Гданьска.
Сидячие места существуют в двух модификациях - 1 и 2 класс. Первый, безусловно, дороже, но все отличие состоит в том, что в первом классе в купе сидят вместе шесть человек, а во втором восемь. Выглядит это примерно так - стандартное по размеру купе, но там где у нас были бы полки у поляков расположены кресла, четыре с одной стороны и четыре с другой, напротив друг друга. И если путь предстоит длинный, то всю ночь так и просидишь, упираясь коленками в свое соседа и его баулы, а сбоку тебя будут подпирать другие товарищи. Удовольствие, мягко скажем, сомнительное. При этом следует учесть, что если покупать билет на поезд, то в кассе по умолчанию продадут эти самые сидячие места во 2-м классе, поляки берегут бюджет покупателя да и просто относятся к сидячим местам с теплом и любовью. Мы решили не насиловать свой организм такими вещами и взяли билеты в вагон с кушетками, шестиместный вариант. Несколько дороже чем сидячие места, но дешевле чем четырехместный вариант или, тем более, полноценное спальное купе.
03. Ночной поезд Гданьск-Краков. Вагон с кушетками.
Польское купе с кушетками это такой аналог нашего плацкарта, хотя здесь есть коридор и купе закрываются дверьми. Но при этом и коридор и внутреннее пространство гораздо уже. Если говорить о нашем шестиместном варианте, то он выглядел так. Купейный отсек, а в нем шесть полок, три с одной стороны и три с другой, двери в купе закрываются, есть небольшой столик у окна, приставная лесенка, чтобы иметь возможность залезть на верхние полки. Но посидеть с комфортом как у нас в плацкарте не получится, очень мало места, по сути в таких польских купе можно только лежать в горизонтальном положении. К тому же у поляков есть одна нехорошая черта - они любят ездить с большими чемоданами, такими с твердыми стенками, на колесиках. Не наши тряпичные баулы.
04. Рассвет над Польшей.
И эти чемоданы естественно никуда не помещаются, под полками места для них нет, наверху тоже ничего такого не предусмотрено, поэтому их ставят в проход. Один такой чемодан напрочь убивает остатки внутреннего пространства. Но беда еще в том, что таких чемоданов бывает несколько. Те что не вмещаются в купе ставят в коридор. А он, как я уже говорил, шириной не блещет. Пример одного из таких чемоданчиков можно увидеть на фотографии выше.
05. Провинциальный польский пейзаж.
Но есть и плюсы у польского купе. Полочки там не чета нашим, они мягкие и очень удобные! Так сладко мы давно уже не спали, выспались на славу! Да и щелей в окне нет, а то у нас как - сифонит и летом и зимой, если по приезду насморк не подхватил или уши не продуло, то считай повезло. Плюс и температура была комфортная. Мы брали постельные принадлежности (входили в цену нашего билета) - подушка, простыни какие-то, но могли бы, в принципе и обойтись, не замерзли бы.
06. Заснеженные поля.
Порадовало также и оформление вагона, коврик в коридоре, красные тона. Приятно постоять, полюбоваться сквозь окно на провинциальную Польшу, особенно припорошенную свежим снегом. Поля, домики разные... Естественно имеются в вагоне и удобства, в состоянии не новом, но вполне нормальном. Что хорошо, так это то, что туалет и умывальник разделены, это значительно уменьшает очереди.
07. Домики южной Польши.
Что же касается спальных вагонов, то доводилось как-то ехать в двухместном купе по маршруту Краков-Львов. Не помню точно кому принадлежал поезд, но такие купе точно вне конкуренции, хоть цена и недешевая. Но уютно, просторно, умывальник внутри, по-моему даже шкафчики там еще какие-то. Если путешествовать парой, то лучше варианта не сыскать.
08. Постепенно приближаемся к Кракову.
Теперь расскажу немного про покупку билета. На этапе составления маршрута очень полезен сайт
Rozkład jazdy PKP, здесь можно ввести пункт отправления и назначения, требуемую дату и время, а затем просмотреть предлагаемые варианты. У сайта есть русский вариант, но лучше его не использовать. В русском режиме он показывает только расписание, маршруты, номер поезда и его тип, а в польском, в ряде случаев, если это возможно по данному направлению, предлагает также сразу оформить билет, перенаправляя на сайт перевозчика. Для дальних междугородних маршрутов это, как правило
PKP Intercity. А уже на сайте перевозчика можно ознакомиться и с ценами на билет.
09. И опять поля.
Я правда пока ни разу через интернет билет не оформлял, предпочитая покупать его в кассе. Кстати, паспорт для покупки билета на поезд не требуется, они не именные. И еще небольшой бонус, если покупать билет за полмесяца то он идет со скидкой в 30%, правда есть нюанс. У поляков цена по маршруту и цена резервации места идет отдельно. Скидка, по-моему, распространяется именно на маршрут. Таким образом если покупать билет, скажем, на троих, то вам дадут четыре бумажки. Одна - оплата резервации мест и три билета собственно на поезд.
10. Центральная железнодорожная станция Кракова.
Кассы Intercity обычно находятся отдельно от региональных касс, так что важно знать какой именно билет требуется, чтобы зря не стоять очередь. Оплачивать можно карточкой или наличными. Еще один важный момент - информации с какого перрона или пути отправляется поезд на билете нет, так что если вдруг на станции нет цифрового табло, то эту информацию следует искать на больших желтых плакатах (информация об отправлениях, рядом белый плакат - прибытия). Ищется по времени отправления поезда, там напротив обычно его маршрут, основное расписание, фирменное название и перрон. Звучит все это несколько непонятно, но на месте разобраться не сложно.
11. На станции.
В завершение еще раз коснусь цены. Билет на ночной поезд Гданьск-Краков (это через всю страну с севера на юг) нам обошелся в пределах 2000 рублей за кушетку в шестиместном купе с постелью. И мы ни разу не пожалели, ехали мы ночью, выспались, отдохнули, да к тому же сэкономили на отеле. А прекрасные виды за окном? Все таки да, есть в железной дороге своя романтика.
12. Старая станция Кракова.
Некоторые полезные ссылки:
Rozkład jazdy PKP - расписание польской железной дороги
PKP Intercity - сайт основного перевозчика на поездах дальнего следования
E-podroznik - расписание поездов и автобусов по всей Польше. Незаменимый сайт.
Другие отчеты по теме:
Самый красивый город северной Польши