"Медуз бояться - в лес не ходить". Глава вторая.

Nov 09, 2018 12:10


Читать первую главу

_______________________

- Ушла, гляди, щас списывать начнёт, шпоры достанет, - долетают до меня комментарии «группы поддержки». Я нервно ухмыляюсь и продолжаю размышлять над плотностью воды. Было бы откуда списывать - списала бы.

Михаил, спасибо ему человеческое, своих товарищей не поддерживал. Напротив, он сообщил, что в меня верит, и что я всё отлично сдам. Порыв ветра вскинул в воздух листочки с тестом, лежащие на моих коленях, и я едва успела поймать их, пока они не улетели с обрыва и не уплыли в Турцию. К тридцать второму вопросу я почувствовала, что у меня уже кружится голова - от солнца, от ветра, от этого теста… Что-то мне немножко поплохело.

А надо соображать!

Так. Взять себя в руки. «Расставьте действия в порядке приоритета их выполнения…» - вших - и снова порыв ветра едва не уносит мой тест у меня из рук. Нечего жаловаться - сама такую судьбу себе выбрала. Думай давай. «В первую очередь проверить компьютеры на руке у всех напарников…» - что за бред… а если у них нет 50 тыщ рублей на компьютеры? Если это группа дайверов-бомжей? Ах да, всегда же есть авито. Точно. И прокат. Но всё равно тупой вопрос.



Но это были ещё цветочки. Самый трэш начался, когда пошли завершающие вопросы по таблице. Где надо высчитать, в какую группу по азоту попадёт дайвер после погружения, сколько времени ему надо провести на поверхности перед повторным погружением и прочее, прочее… Дома, в Электростали, у меня эти задачки решались на раз-два. Я могла без лишних вычислений, поводив пальцем по таблице - выдать правильный ответ за десять секунд. Но тут… То ли реально у меня мозг расплавился, то ли вопросы были построены как-то каверзно - чёрт его разберёт. Но я дико тупила. Ещё товарищи Михаила меня подгоняли - ай да черти подколодные!

Запульнуть бы в них медузой.

Но Михаил меня успокаивал, утверждая, что у меня есть ещё время, ещё час не прошёл. Мне же, напротив, казалось - прошла целая вечность. И я не сдам. Всё. Капут. Я никогда не соображу, что делать забывшему вовремя вынырнуть дайверу, если он задержался под водой на пару минут дольше. Танцевать степ, ё маё - вот что ему делать. В таблицах ничего не сходится, сто раз проверила, да и непонятно по какой формуле это считать… Дурацкий вопрос. Явно с подвохом. Я забила на него и решила доделать все остальные.

Потом вернулась к нему. Долго гипнотизировала его глазами, пока на меня не нашло озарение. Почитать текст мелким шрифтом под таблицами. Там написано, что делать в таком случае. Есть! Вот ответ! Отлично. Правда то же самое надо было сделать и в вопросе про самолёт - но тут уж извиняйте. Тупняк - он такой.



Вид на маяк от дайв-центра "Афалина". Тарханкут. Июнь, 2018.

Проставив все галочки, я сообщила что у меня всё готово, но я хотела бы перепроверить тест сама. Михаил дал добро. Я начала проверять и внезапно поняла, что уже физически не могу этого сделать. В глазах двоится, буквы скачут и перебегают лист, ехидно хихикая. Я явно перегрелась на солнце для таких подвигов. Тогда я сказала «ну его нафиг» и сдала листочки Михаилу. Он отдал мне их обратно и скомандовал проверять под диктовку. Первые пятнадцать вопросов были без ошибок, не считая того, про типы вентилей, который я в самом начале так и оставила не заполненным - и забыла про него. Потом пошли мелкие ошибки в паре вопросов - в основном не очень серьёзные, ну, как мне показалось.))

Иногда мне кажется, что в каждом тесте любой дисциплины специально делают такие туповатые вопросы с туповатыми ответами, чтобы ученики не слишком гордились собой и не набирали 100 процентов баллов. На последней странице у меня было порядка трёх ошибок, но что самое главное - ни одной из них не было в вопросах по таблицам! Ура ура ура! Таки мой мозг работает исправно даже в столь необычных обстоятельствах.

Итог: 85 процентов верных ответов или около того. Сдала.

Ну, класс. Теперь надо отсюда выбираться. Пока солнце из меня шашлык не сделало.

Михаил с товарищами уехал в Оленёвку, увы, место для меня у них в машине не нашлось, ибо вся она до верху была завалена снарягой. И я осталась ждать Стасю… Тень от грузовика стала моим любимым местом. До самого маяка я даже не пошла - настолько сильно палило солнце. Из всех дальнейших подвигов - спустилась на пляж по отвесной крутой металлической лестнице да перекинулась парой слов с местным дядей - владельцем того грузовика, и с приезжим дайвером, который не понимал, зачем нужны какие-то сертификаты, если можно просто брать друзей с аквалангами и с ними нырять (он так всю жизнь делает). На это я просто пожала плечами.



Вид вниз, недалеко от маяка. Спасательный крюк для дайверов-новичков. )) По словам людей, недалеко от этого места есть шанс посмотреть под водой на затонувшие корабли.

***

Моё пробное погружение в море выпало на вечер. До меня погружались ещё двое и, пока всё это происходило, солнце уже успело подкатиться к горизонту. Погода была пасмурная, вода холодная. «Ледяное течение» уже постепенно уходило от наших берегов, но тёплым море пока было не назвать. И это только на поверхности - а в глубине температуры ещё ниже.

Я попросила два гидрокостюма, взяла свои ласты (которые мне одолжил товарищ ещё в Электростали, и они для дайвинга явно не были предназначены, зато с ноги не слетали), свои неопреновые носки, свою маску, которую я долго выбирала в магазине Москвы, предварительно померив весь ассортимент.

Ребят, которые занимались нашим погружением, было трое - Нина, Серёга и Женя. С Серёгой и Женей мы как раз ездили в то утро на Маяк. В моё первое пробное погружение напарником оказался Серёга. Нина на берегу готовила оборудование. Я сразу озвучила своё желание надевать акваланг прямо в воде. С Серёгой мы заранее проговорили навыки, которые мне необходимо повторить и отработать, поскольку я не новичок, а уже «бывалый», и к тому же собираюсь рано или поздно сдавать экзамен в открытой воде. Сами ребята аттестовать меня не могли - я спрашивала конечно.

И вот я уже натянула два гидрокосмтюма (поверх друг друга - один без рукавов, другой с шортами), размеры их конечно оставляли желать лучшего, но выбора особо не было. Поэтому в костюмах все смотрелись смешно - кто-то как Карлсон, кто-то как селёдка, кто-то как космонавт, которого раздуло от кислорода, кто-то как… нормальный дайвер. В основном это и были наши инструкторы, ибо у них костюмы были свои личные.

Заходя в воду, я почти совсем не волновалась. Ну, возможно самую малость - о холодной воде. А так - ну что тут сложного, регулятор в рот и погружаешься. Ну и конечно меня беспокоило моё ухо, которое ещё в бассейне нормально не продувалось (так бывает, ага, к доктору ходила - патологий нет). Голова Сергея уже торчала из воды, и то что это Сергей можно было понять только по голосу)) Мой костюм был без капюшона. Маска у меня была крутая - как мне казалось - самая дешевая из всех, однолинзовая, фирмы «Крэсси» и, хотя у неё обнаружились проблемы с запотеванием ещё накануне, но я свалила это на недостаточное содержание щёлочи в собственной слюне. Ведь всем известно - чтобы маска не потела - надо в неё смачно плюнуть.

И вот я в воде… акваланг в воде… Серёга в воде… Вода в воде. Солнце за облаками почти закатилось за горизонт. В лагере готовится ужин. Барахтаясь в воде, я втаскиваю одну руку в лямку жилета, вторую, всё как-то непривычно, морская вода ведёт себя иначе, ласты толкают камни под водой, ощущается некая неуклюжесть, но в целом я спокойна. По крайней мере делаю такой вид.

- Людка, не мельтеши, - говорит Серёга.

Это чо это я мельтешу? - про себя обижаюсь я. Застёгиваю пряжки. Может, не очень точно и аккуратно, но всё-таки застёгиваю. Одну за другой. У меня всего один регулятор - он же жёлтый октопус (второй тоже необходим, но не в нашем тренировочном забеге), тросы закреплены непривычно, не как на занятиях в бассейне, всё как-то иначе. Ну, фиг с ним, главное погрузиться и продуть оба уха. И не замёрзнуть. Мы отплываем по поверхности подальше от берега, фигурка Нины становится всё меньше, ещё раз проговариваем с Сергеем, какие навыки мне надо отработать и, показав друг другу жест пальцами «Ок», закусываем регуляторы и погружаемся. Точнее Серёга погружается. А я... охреневаю.

С первой секунды погружения меня охватывает иррациональная, внезапная как понос, безосновательная, нелогичная… паника.

***

В этом месте остановлюсь подробнее.

Дело в том, что на занятиях с Михаилом в бассейне мы учились сами собирать своё оборудование, проверять все вентили, подкручивать их куда надо, тестировать манометр, крепить тросики и прочее, и разумеется одним из важных навыков было умение вывешиваться. Это значит подобрать нужное количество грузов - для того, чтобы тебя не выталкивало из воды как пробку, и в то же время ты не шёл на дно аки камень. Суть этой проверки в том, что нужно взять грузов «на глаз» или по предварительному расчёту, и будучи уже в воде, полностью спустить компенсатор (сдуть жилет), вдохнуть полными лёгкими и задержать дыхание - при этом ты должен зависнуть в воде как поплавок на уровне глаз. А потом постепенно выдыхать, всё ещё при сдутом жилете, и медленно начать погружаться. Если ты ни фига не погружаешься - значит взял мало грузов. Если летишь вниз как камень - значит переборщил. Разумеется - второй случай лучше. Грузов вообще лучше брать чуть больше чем нужно. Иначе на глубине, когда останется уже половина баллона воздуха, ты полегчаешь и … начнёшь непроизвольно всплывать. Но на занятиях мы старались брать груза ровно столько, сколько нужно. При весе 54 кг и росте 172 см у меня было 6 кг свинцовых грузов в пресной воде бассейна - мне этого хватало. И то иногда я начинала всплывать. Что такое недовес - я поняла и запомнила на всю жизнь, когда завалила четвёртое занятие, т.к. не догрузилась, и в итоге ползанятия проплавала на поверхности. А на шестом занятии на самом дне бассейне у меня вообще слетел грузовой пояс и каким-то образом очутился в моей правой руке, я даже не сразу поняла, что произошло, надеть его под водой я так и не смогла (это изучали как раз на том занятии, когда я тупила) и, так и держа его одной рукой, совершила всплытие. Благо, это был уже конец занятия, будто мой грузовой пояс мягко намекнул, что пора закругляться.



Первые дни на Тарханкуте. Фото by Вадим

Но вернёмся к тому моменту на моём пробном погружении в Чёрном море. Я, как хороший ученик, вспомнила, как мы делали это в бассейне, и спустила весь воздух из жилета-компенсатора, дабы медленно спокойно погрузиться. И… бездна начала засасывать меня с неимоверной скоростью! Бездна - это на самом деле обычная толща холодной морской воды. А неимоверная скорость - это просто чуть быстрее, чем я рассчитывала.

Разумеется, мои уши моментально ощутили давление и боль, а маска, в которую я сто раз плюнула перед погружением, будь она неладна, запотела процентов на 60 от своей общей площади. По крайней мере, мне в тот момент так казалось.

Всё пошло не так.

С первых секунд.

Сейчас-то конечно хорошо рассуждать, можно даже поудивляться, чего это я не проверила кол-во грузов, не спросила ребят лишний раз, сдувать весь жилет сразу или стравливать потихоньку… чего не купила обычную двухлинзовую маску «а-ля-прокат» и т.д. и т.п. Но реальность на то и реальность - что она такая какая есть, а не такая, какую ты себе спланировал в своём воображении.

Скорее всего ребята специально вешали побольше грузов, чтобы новички не порывались взлетать ракетами со дна на поверхность, или случайно перепутав кнопки на инфляторе, не заработали себе ДКБ.

В общем… не помню, то ли я сообразила и поддула жилет, то ли всплыла и заново погружалась, но кое-как я всё же погрузилась. Мы опускались ниже и ниже. Но не более шести-семи метров в глубину. И всё, что я видела вокруг - слепая размытая иссиня-чёрная мгла с проблесками песчаных островков на дне и тёмно-красной травы. Ээээ… где моё кафельное дно бассейна? Где удобная плиточка для посадки шаттла? Где прозрачная голубая вода и всё такое? Куда всё это дели и чего мне такое показывают? И почему мне так… очково? Чего ж мне так страшно-то тут? Я на грани паники. Нет, я паникую! Я уже в панике. Вот жопа. Я показываю Серёге, что у меня с маской не всё ок, он конечно советует промыть её под водой, ну, как мы сто тысяч раз делали в бассейне на занятиях, я отвечаю ему жестами, что мне очково (страшно) это делать, что я не хочу, показываю, что ухо болит, не продувается, короче Серёга там, наверное, прифигел от моих жестов. Взять себя в руки Дочь Самрурая не может. Никак не может. Хочет, но не может.

Чёртова маска! А ещё выбирала её полдня, два магазина осмотрела… нашла такую, которая держится на лице сама, даже если не делать вдох носом... гррр. Серёга показывает куда-то вниз на маленький островок песка, мол, давай приземлимся туда и там будем выполнять упражнения. Но какие там упражнения! Я ощущала себя откровенным профаном, впервые в жизни оказавшимся под водой. И беспричинно безостановочно паникующим. Я пыталась выровнять дыхание, но оно было резким и частым. Ничего не помогало. В довесок к этому я вдруг поняла, что меня трясёт от холода. Зубы стучат так, что всех медуз распугали. Кое-как опустившись на эту песчаную отмель, мы зависли друг напротив друга. Везёт Серёге - думала я, - у него всё ок. А у меня не всё ок. Вообще не всё ок! Я снова показываю ему, что мне окчово, но Серёга пожимает плечами, мол, бывает. Знал бы он только, что творилось у меня внутри! Меня разрывало от ужаса на клочки. Вокруг была совершенно недружелюбная и мёртвая среда. Вот что страх с человеком делает.

Маску промыть я так и не смогла, не решилась. Собрав всю силу в кулак, не желая так просто сдаваться и заканчивать погружение, я решила, что выполню хотя бы какие-то упражнения. Дыхание всё ещё было отрывистым, трясучка не проходила (нечто подобное со мной случалось на первом занятии в бассейне, и я тогда свалила это на плохой гидрокостюм).

И тут случилось что-то совсем из ряда вон выходящее.

Серёга потянулся ко мне рукой и зачем-то коснулся моего регулятора, явно намереваясь вытащить его у меня изо рта! Тут уж во мне аж злость проснулась. К тому же я жутко испугалась. Единственный живой человек здесь, рядом со мной, которому я абсолютно доверяла, хочет меня убить!  Чо-за-нах? Регулятор выпал изо рта - этот трюк я тыщу раз отрабатывала, поэтому быстро вернула его на место и с силой ткнула Серёгу в плечо, мол, чы чо, офигел? Но его рука снова потянулась ко мне. Я отбила её как волейбольный мяч. Если бы я могла говорить - из моих уст посыпался бы отборнейший мат. Серёга задаёт вопрос - жест пальцами «что такое?». Я не нахожу ничего лучше, чем ответить ему тем же жестом. Хотя в мире есть и другой жест, более подходящий под данную ситуацию, но в тот момент я его не вспомнила. Может и к лучшему))

Тогда я решила, что у Серёги такой изощрённый метод проверки навыков учеников по внезапно выбитому изо рта регулятору.  Странный метод, - решила я, - так ведь можно и проверить навыки по выбитым изо рта зубам.

Вся эта ситуация немного меня встряхнула и отвлекла от моей изначальной паники, помню, я даже попыталась позависать в толще воды в позе лотоса - но ни у меня, ни у Сергея, это толком не получилось. Странно, в бассейне этот трюк мне хорошо удавался. Видимо солёная вода обладает неким противодействием к подводным йогам.

Затем я окончательно задубела, о чём и сообщила Серёге. Тогда он указал рукой куда-то вперёд и дал команду грести ластами. Мы проплыли рядом какое-то расстояние, дело близилось к поверхности, и я немного расслабилась. Серёга погладил огромную медузу, проплывающую прямо у нас перед носом, и я тоже провела по её обтекаемому телу рукой. Этот момент запомнился мне как единственный прекрасный момент из того погружения. Всё остальное было плохо. Хуже некуда. Хуже было бы только помчаться со дна вверх и взорвать свои лёгкие на первом же погружении. Но, во-первых, на моих ластах вряд ли я смогла бы вообще быстро всплыть, а во-вторых, ещё в бассейне Михаил хвалил меня именно за то, что я отважно борюсь под водой с неприятностями, а не стараюсь сразу всплывать. Так что хоть за это можно было себя похвалить. Но в целом всё было хуже некуда. Полный провал.

Не переставая стучать зубами, я гребла ластами по поверхности, чтобы доплыть до берега, где ждала нас Нина. Серёга спросил, почему я так медленно плыву, когда у меня такие хорошие большие ласты. Сначала я подумала, что он прикалывается, и тогда высунула из воды ногу и показала ему ласты. Он удивился и охренел, ибо думал, что я надела их ласты, а не свои. Ну, тут я с ним согласна. Я тоже последние полчаса только и делала, что охреневала.

Чуть позже как раз и происходила та сцена, описанная мной в начале рассказа. Когда мне окончательно надоело отвечать полным энтузиазма и интереса с горящими глазами людям на вопросы «Ну как?» «Небось до Турции доплыла? » «Понравилось?» «Все навыки отработала?» «Людка, ну рассказывай!» и прочие, я взяла тарелку и ушла подальше, смотреть на море и плакать. Обидно и грустно было до чёртиков.



Наш лагерь в вечернее время

***

- Ты зачем у меня регулятор изо рта вытащил?

- Чего?! Я? Да не было такого.

- Ну не сама же я его выплюнула. Ты явно хотел его вытащить. Я тебя потом по плечу ударила ещё.

- Я вообще не понял, чего ты дерёшься. А регулятор… мне показалось, ты показываешь, что у тебя с ним проблемы и я его поправить хотел. А ты его взяла и выплюнула.

- Нифига себе поправить… блин. Это я что ли на измене была? Глюки у меня начались?.. Я была уверена, что ты у меня его вытащить хочешь. Даже подумала, что это такая проверка.

- Нет, ты чо! - смеётся. - Я бы никогда так не стал делать.

Заставляет задуматься, не так ли? Два человека находятся в одном мире, у них по два глаза, по два уха, по две руки и ноги, они видят одно и то же и слышат одно и то же, но у одного реальность одна, а у другого другая. Как же много за нас додумывает наше воображение, особенно когда мы в стрессовом состоянии. Но как же без этого воображения было бы скучно жить! Ведь именно оно, на пару с любопытством, собирает за нас рюкзак и выталкивает за порог в огромный и неизведанный мир.

Возвратившись в темноте в свою палатку, я написала Михаилу смс с таким примерным содержанием: «Первое погружение прошло не очень. К экзамену я пока не готова.» На что он ответил мне «Как я и говорил. Условия не ахти». И вот правда - единственное положительное, что можно было извлечь из данной ситуации - это то, что я проверила свои силы и точно поняла, что экзамен на открытой воде мне сдавать сейчас не надо. Не готова.

«Ну и шут с ним», - подумала я и пошла горланить песни под гитару.

...продолжение следует...

Чёрное море, Тарханкут, путешествия, Крым, море, дайвинг, лето

Previous post Next post
Up