Книжное обозрение. Владимир Соболь
Немного в мире осталось кельтов. Живут они, в том числе, в Бретани, небольшой территории на северо-западе Франции. Суровые люди, крестьяне и рыбаки, мореходы, пираты. Люди отважные, сильные и - как все кельты, наделены горячим воображением. Эти легенды - плод народной веры - передают живую интонацию устного повествования и погружают читателя в атмосферу таинственности и «сладкого ужаса».
Анатоль Ле Бра родился в Бретани, с детства говорил по-бретонски, но получил в Париже диплом преподавателя французской литературы. Так он прожил между двух языков... Пожалуй, неверно... Нет, не между, а одновременно в двух языках. Он читал лекции о Франции по всему миру. И он же собирал бретонские предания, чтобы их не затянули на дно водовороты смутного времени.
Так появились «Легенды о смерти». Предания бретонцев, которые они пересказывали друг другу длинными вечерами. Ле Бра собрал их, обработал и переложил по-французски. Ну, а русский вид им помогла обрести Людмила Торшина...
Тут надо учесть, что бретонцы - прямые потомки кельтов, и их христианство тесно переплетено с верой друидов. У бретонцев, например, нет католического понятия о чистилище: свои грехи душа искупает на земле, рядом с домом, часто занимаясь привычным хозяйством. В одной из легенд старичок- призрак спокойно живет на ферме среди живых, с ним шутит молодая служанка, он даже как-то раз ложится в постель к жене.. и она рожает от него ребенка, очень умного, только с пустыми глазницами.
А в каждом разрушенном замке живет заяц - душа старого владельца. «Они заставляли дрожать всех вокруг, когда были живыми, за это теперь осуждены стать самыми пугливыми животными». Покаяние закончится, когда в этого зайца выстрелят столько раз, сколько он приказывал когда-то стрелять в своих подданных.
Больше чем Христа и Деву Марию бретонцы почитают своих святых. К одному из них, Иву Справедливому, они даже ходят просить управы на обидчиков. Ив при жизни был юристом, он взвесит эту просьбу и если обида действительно была нанесена, обидчик умрет в течение 9 месяцев. Если же просящий о мести сам был не прав, то.. сам и умрет.
Анку - кельтский вестник Смерти и проводник души..
Здесь Смерть ездит по дорогам в образе худого мужчины в широкополой шляпе, голова которого все время вращается вокруг позвоночника - чтобы всех видеть. Зовут его Анку, оружие его - коса, лезвие которой перевернуто острым краем вперед. Анку бросает ее перед собой - так он косит людей.
И его косы не избегнут - что удивительно! - ни Дева Мария, ни Иисус Христос.
«.. И не пощажу никого из христиан,
Ни даже Иисуса, ни Святую Деву,
Я и к ним не знаю пощады.
С вершины Менеза одним выстрелом
Я убиваю пять тысяч человек разом».
(баллада Анку).
Здесь среди полей до сих пор хранят старые дороги - «дороги Смерти»: ими не пользуется никто, кроме похоронных процессий. Потому что нельзя провожать человека иной дорогой, кроме той, по которой провожали его предков.
Здесь в новый дом обязательно впускают первым какое-нибудь домашнее животные - в качестве жертвы Анку. Сойдет даже насиженное яйцо.
Здесь у ворот кладбища друг напротив друга сидят по ночам мужчина и женщина - последние, кто умер в этом приходе. Они сторожат. Одна тетушка, возвращаясь ночью после жатвы, увидела их: «Они сидели, прислоняясь спиной к столбам ворот и, казалось, прятались от нее. Она подумала, что это влюбленная парочка и крикнула им: «Странное местечко вы выбрали, молодые люди!» Но в ответ она услышала голос, от которого бросилась бежать: «Вот переберетесь сюда, тогда и будете соваться в здешние дела».
Здесь во многих домах в специальной комнате висит, подвешенная за цепь к мощной балке, огромная, в человеческий рост, книга «Агриппа» - в ней имена всех демонов. Владеющий этой книгой может вызывать их и спрашивать о судьбах людей. Но «книга эта - живая. Нужно быть сильнее ее, чтобы вырвать из нее тайны. Нужно биться с ней. Из нее выходишь весь в поту».
Бретонцы живут морем, поэтому много легенд о тех, кто пропал в нем. Эти люди не попадают в рай или ад, они несут покаяние в том месте, где утонули. Потому что «кто вверяет себя морю, тот вверяет себя смерти. Значит, тот, кто умирает в море, умирает по собственной воле».
Между землёй и раем есть девяносто девять постоялых дворов. В каждом нужно сделать остановку. Если нечем заплатить за постой, приходится возвращаться на дорогу в ад.
Гостиница на полпути называется «Битекле».
Милосердный Господь свой обход совершает здесь раз в неделю, в субботу вечером. Он забирает с собой в рай тех посетителей, кто не слишком пьян.
Двое пьяниц
Два пьяницы. Григореску Николай.
В «Битекле» хватает пьянчуг, которые там задерживаются дольше разумного. В их числе, как рассказывают, -- Лор Керришар и Анн Тоэр (Иосиф Кровельщик), оба из Пенвенана. Уже пять лет, как они ушли, а всё никак не пройдут «Битекле». При жизни они были добрые компаньоны, самые славные ребята в мире, но они выпили бы море, если бы в нём был сидр, а не солёная вода. Милосердный Господь не потребовал бы от них большего, чтобы приоткрыть им двери рая. К несчастью, всякий раз, когда он делал перекличку в «Битекле», стоило ему дойти до имён Лора Керришара и Анна Тоэра, как повторялась старая история. Язык у обоих молодцев так заплетался, что они были не способны ответить «Здесь!». Наутро они раскаивались, что опять пропустили свой случай. А чтобы утешиться, снова начинали пить. Это длится уже пять лет, и нет никаких оснований думать, что это закончится до Страшного суда.
Наполовину христианские, наполовину языческие, где-то мистические, где-то обыденные, то страшные, то забавные или трогательные - бретонские легеды.
- Это на какое же время, - говорила Тереза, - отвечая на шутку шуткой, - вас отпустили с того света?
- Я что, начинаю тебе надоедать?
- О, конечно! Вы слишком несерьезны для мертвеца.
По правде, для того, что вы пришли делать здесь, вы могли бы прекрасно остаться там...
Анатоль Ле Бра, «Легенды о Смерти».
______________________________________________________________________
АННА МУРАДОВА
Анку: персонификация смерти, вестник смерти или орудие смерти.
http://bretagne.aha.ru/research/ankou.htm ***
БРЕТАНЬ
http://bretagne.aha.ru/about/about.htm _______________________________________________________________________________