Буддизм пришел на Корейский полуостров в четвертом веке. Изначально зародившись в Индии, религия прошла трансформацию в Китае, и в уже в видоизменной форме попала в Корею. Она смешалась с местными верованиями шаманизма и приобрела уникальную национальную форму. Буддизм в стране был популярен до середины 14 века, а с образованием КНДР был практически полностью вытеснен атеизмом. Однако на культуре страны все еще можно проследить его влияние.
История буддизма на Корейском полуострове
Официальным временем «прибытия» буддизма в Корею считается 372 год, когда королевскому двору представили китайского монаха Сундо. Ему разрешили открыть первый в стране храм и проводить учения. С него началась история этой религии в Корее.
На восприятие буддизма повлияли местные верования, которые населяли окружающий мир духами. Корейцы поклонялись силам и объектам природы, небу, Солнцу, Луне и звездам. Учение буддизма не противоречило таким представлениям, поэтому две религии гармонично слились в одну. Так в стране появилась уникальная национальная ветвь.
Раньше Корейский полуостров делился на три государства - Когурё, Пэкче и Силла. В каждом из них появлялись свои особенности учений и восприятия религии. При этом школы буддизма не враждовали, а мирно уживались рядом. В государстве Силла, в отличие от Когурё и Пэкче, религия встретила сопротивление со стороны правительства, которое видело в нем угрозу власти. В этом регионе буддизм сначала распространился среди простого населения, а затем уже стал интересен аристократии.
К середине седьмого века Силла объединила остальные территории, и Корея стала единым государством. К этому времени буддисты уже потеснили конфуцианство и превратились в значимую силу в экономическом и политическом плане.
На территории страны было более десяти тысяч храмов. Они были не выгодны государству, так как без налогов владели землями и продавали сельскохозяйственную продукцию.
Закат буддизма в Корее
Монахи стали проявлять интерес не только к просветлению, но и к земным радостям. Поэтому среди них началась коррупция и масштабные попытки укорениться у власти. При королевском и аристократических дворах были религиозные люди, которые влияли на принятие решений и обогащались за счет знати. За это они начали постепенно терять авторитет в глазах простого народа.
В 13 веке, во время правления династии Корё, Корея столкнулась с монгольскими завоеваниями. Бесконечные нападения и войны связали с тем, что буддисты сошли в правильного пути. Такая мысль спровоцировала народное недовольство. Чтобы загладить вину, монахи решили сделать религиозный «подарок» стране.
Они вырезали 81 тысячу деревянных табличек с буддистскими текстами и поместили в храме. Это собрание стало одним из величайших литературных памятников Кореи и сохранилось до наших дней под названием «Трипитака Кореана», или «Тэчжангён». Однако даже такая колоссальная работа не смогла остановить нашествия, которое длилось более ста лет.
В 14 веке на полуострове укрепилась династия Чосон, которая правила вплоть до начала 20 века и японской аннексии. Вступив во власть, правители вернули страну в конфуцианское русло и в значительной мере упразднили буддизм. За пять веков правления они добились того, что религия из светского явления превратилось в монашеское. Это обозначало, что буддизм становился чем-то вроде уединенной секты и утрачивал влияние на события в стране.
Буддизм в 20 веке
20 век стал для Корейского полуострова временем больших перемен. В 1910 году в стране установила власть Япония, тоже исповедовавшая буддизм - хотя и в национальной форме.
Это стало еще одним поводом для неприязни к религии - японцы стали навязывать ее насильно, пытаясь вытеснить традиционные корейские верования. Зачастую монахи этой конфессии сотрудничали с японскими властями, что вызывало возмущение народа.
После раскола Кореи на две части его судьба стала еще более незавидной. На юге страны стало получать распространение христианство, «завезенное» американскими войсками и гуманитарными службами, которые помогали стране выкарабкиваться из разрухи. На Севере коммунистический режим принял позицию радикального атеизма и искоренял остальные религии - в том числе, буддизм - как феодальные пережитки.
Современная ситуация на юге полуострова улучшилась, в стране повысился экономический уровень, начался приток туристов, студентов и рабочих. На волне подъема власти решили возрождать традиции, в том числе касающиеся религии.
Буддистские храмы и шаманистские святилища восстанавливают не только как духовные, но и как туристические объекты, которые могут привлечь посетителей и улучшить денежный оборот.
Ситуация в Северной Корее
В сороковых годах прошлого века на новообразованной территории КНДР все религиозные веяния жестоко пресекались. Поводом для этого стало влияние Советского Союза, в котором тоже боролись с «опиумом для народа».
Древние буддистские храмы уничтожались, перестраивались и превращались в здания для утилитарных целей.
В 1950-м году на полуострове началась война, и большая часть того, что уцелело при смене власти, была уничтожена американскими бомбардировками.
В 60-80-х годах началась новая волна борьбы с религиозным прошлым. Однако в этот раз направлена она была, преимущественно, против христианства. На полуостров приезжали миссионеры и гуманитарные конвои, которые по сути оказывались шпионами и контрреволюционерами. Это вызвало недоверие к христианам не только на уровне властей, но и среди простого народа.
В стране провели аграрную реформу, которая перевела все монастырские земли в государственную собственность. Оставшись без места для жизни и служения, монахи вынуждены были вернуться в города. При этом правительство официально создало Союз буддистов, все члены которого находились под непрерывным контролем. Они были обязаны совмещать свои прямые религиозные обязанности и восхвалять линию партии.
«Оттепель» в сфере вероисповеданий началась во второй половине 80-х годов. Восстановление храмов проходило под лозунгами возвращения к историческому прошлому и национальному духу. Сейчас в Северной Корее официально работает более 60 буддистских храмов, разбросанных по стране. Большая часть из них ведет службы, но велика вероятность того, что это происходит для туристов и иностранных делегаций в стране. К противникам - пусть и религиозным - правительство страны относится нетерпимо.
Автор статьи: Наталья Надъярная
http://www.koreya24.ru/kultura/buddizm-v-severnoi-koree