Традиционно в Корее женщина занимала подчиненное мужчине положение: в молодости она беспрекословно подчинялась родителям, затем мужу, а после его смерти - сыновьям.
-
В традиционной Корее было не принято учить девочку секретам домашних дел или ремесел. Это считалось не только ненужным, но и даже вредным, поскольку дочь с рождения была чужой, заранее принадлежавшей не родному дому, а дому будущего мужа. Считалось, что по-настоящему научить секретам домашнего ремесла женщину должна свекровь или любая другая старшая женщина из рода мужа. В родительской семье в нее закладывали не конкретные хозяйственные знания, а лишь необходимые для общества моральные основы. Например, как должна вести себя добродетельная супруга. А женская добродетель в корейском варианте - это покорность и умение запрятать свои эмоции подальше [3].
Корейская революция коренным образом изменила положение женщин. Уже на заре существования КНДР был принят «Закон о равноправии женщин» (1946), а Конституционные гарантии равноправия женщин закреплены в Социалистической конституции КНДР (1972, в ред. 1998). В ней отмечается (ст.77), что женщина в КНДР пользуется равными с мужчиной социальным положением и правами при соблюдении и гарантии ее репродуктивных прав, особо подчеркивая, что семья в КНДР находится под защитой государства (ст.78) [1, с. 15].
Гендерную политику КНДР определяют два обстоятельства: во-первых, признание того, что женщина - главный воспитатель в семье: «мать рождает и растит детей, учит детей ходить, говорить, одеваться, есть. <…> Хорошее материнское воспитание дома всегда облегчает воспитание в школе и в общественной организации [там же, с. 49]. Второе обстоятельство определяется тем, что воспитание в КНДР подчинено целям строительства нового, коммунистического общества, что предполагает активное участие женщин в коммунистическом строительстве.
Так, выступая на Всереспубликанском слете матерей (16.11.1961) Ким Ир Сен отмечал, что в стране еще сильны традиционно-конфуцианские взгляды на место и роль женщины в обществе, когда считают, что женщины учатся и занимаются всеми делами только для того, чтобы выйти замуж и рожать детей [там же, с. 59]. Ким Ир Сен подчеркивал, что государство должно создать все условия для привлечения женщин ко внесемейному труду, общественной деятельности, всемерно способствовать утверждению их новой роли в социалистическом обществе [там же, с. 60].
Среди мер, обеспечивающих более полное включение женщин в социально-культурную жизнь страны в 1950-1970-х гг. были:
- создание системы социальной защиты материнства и детства, включающие предоставление женщинам оплачиваемых отпусков по беременности и родам, их медицинское обслуживание, медицинское обслуживание новорожденных, младенцев и детей;
- создание системы общественного дошкольного воспитания детей;
- привлечение женщин на производство (в том числе, и в профессии, традиционно закрепленные за мужчинами), развитие институтов надомного труда, позволяющим женщинам-домохозяйкам сочетать семейный и внесемейный труд;
- привлечение женщин в высшее образование, выдвижение их на научную и научно-педагогическую работу.
Вместе с тем, гендерную революцию в КНДР целесообразно связать с именем Ким Чен Ира, начало которой он положил своей речью [2] на совещании ответственных работников ЦК ТПК (30.04.1975). Он отмечал, считая это велением времени, что женщин следует активно привлекать к активной руководящей - хозяйственной, административной, партийной - деятельности, в связи с чем, была поставлена задача по подготовке большого числа женских руководящих кадров.
Им были определены условия выдвинутых целей, среди которых:
- активное выдвижение женщин на руководящую работу, что потребует отказа от дискриминационных представлений о женщине как о «страже кабинета», признание за ними талантов и способностей руководителя. Иначе говоря, Ким Чен Ир настаивал на сломе традиционных представлений о женщине как о существе слабом и подчиненном, что, потребовало воспитания всего общества средствами массовой пропаганды (печать, радио, телевидение, кино, литература) в духе гендерного равноправия;
- снятие возрастных и семейно-статусных ограничений для женщин, предоставление молодым, выпускницам вузов, реальных возможностей показать себя в деле, в решении конкретных задач;
- создание условий для непрерывного образования и самообразования женщин;
- поддержка женщин в их желании реализовать себя и в семейной, и в общественной жизни через активную работу по воспитанию мужчин, направленную на привитие им потребности разделять с женами повседневную домашнюю работу; установление между мужьями и женами отношений товарищества, а не конкуренции;
- систематического изучения женских кадров, отслеживание их успехов и достижений в учебе и производственной практике, создание женского кадрового резерва.
Ким Чен Ир подчеркивал, что гендерная политика корейского социалистического государства - не компания одного дня, а долговременная, целенаправленная и систематическая работа, рассчитанная не на одно десятилетие [там же, с. 17].
Более чем 40-летняя работа в этом направлении позволяет говорить о том, что в настоящее время в КНДР женщины имеют не только одинаковые права с мужчинами, но они наравне с ними создают новое общество. Они работают на предприятиях и в учреждениях, занимают руководящие посты, их избирают в органы законодательной власти, они работают в органах исполнительной власти, руководят наукой, здравоохранением и образованием, успешно служат в армии (в КНДР есть несколько женщин-генералов).
Совершенно иная картина складывается в Республике Корея (Южная Корея). Профессор социологии Института гендерных исследований (Сеул) Юн Кьюн Бай, специализирующаяся на проблемах места женщины в обществе, ее положении на рынке труда и роли в семье говорит: «В Южной Корее принципы образования равны для мальчиков и для девочек, но после замужества и рождения детей карьерные возможности для женщины иссякают и она, по сути, вынуждена прекратить работать. Да, звучат требования о равенстве, но тогда получается, что женщина должна и вернуться к активной занятости, и нести на себе все бремя по поддержанию семьи» [5].
Не будет преувеличением сказать, что в 1980-х годах в КНДР был совершен небывалый для Азии революционный переворот: во всех сферах и во всех подразделениях общественной жизни женщины были активно включены в общественный производительный труд, но, при этом, они продолжают оставаться главными хранительницами семейного очага, а их роль в воспитании детей продолжает оставаться все так же высокой.
С.Ю. Девятых
Библиографический список
1. Ким Ир Сен. О социалистической педагогике [Текст] / Ким Ир Сен. - Пхеньян: Изд-во лит-ры на иностр. языках, 1981. - 412 с.
2. Ким Чен Ир. О подготовке большой армии женских руководящих кадров [Текст] / Ким Чен Ир. - Пхеньян: Изд-во лит-ры на иностр. языках, [Б.г.]. - 19 с.
3. Пак Н.М. Корейская традиция полна добра, уважения людей друг к другу [Текст] /Н.М. Пак // Корейская диаспора. - 1997. - № 1. - С. 7-8.
4. Социалистическая Конституция КНДР [Текст]. - Пхеньян: Изд-во лит-ры на иностр. языках, 1998. - 32 с.