... Среди тех, кто остановил агрессивного, самоуверенного, прекрасно оснащенного врага, был - участник войны в Корее 1950-1953 годов Николай Васильевич Сутягин. Ему принадлежат почти все рекорды воздушного боя на реактивной технике. За время боевых действий (с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952года) произвел 149 боевых вылетов. Менее чем за полгода боевых действий в Северной Корее в 66 воздушных боях лично сбил 21 самолет - наивысший результат в корейской войне. На его счету 15 F-86 "Сейбр", 2 F-80 "Шутинг Стар", 2 F-84 "Тандерджет" и 2 английских "Глостер-Метеор" + 2 победы в группе. Сбил наибольшее число реактивных самолетов - 19. Всех больше уничтожил современнейших на то время F-86 "Сейбр" - 15. Добился наилучшего результата в воздушных поединках за один месяц - 5 побед.
За исключением F-80 «Шутинг Стар» и «метеоров», которые несмотря на модернизации, устарели ко времени корейской войны, противники Сутягина летали на новейших машинах того времени и как воздушные бойцы отнюдь не были новичками. Советские ассы одерживали свои победы на МиГ-15 - самолете олицетворявшем достижения советской техники, в военно-воздушных силах США не было пилота, равного Николаю Сутягину по мужеству и мастерству в "реактивной" войне.
И сегодня немногие знают, что летчик, Герой Советского Союза, сбивший в 1951 году 22 реактивных самолета - наш земляк Николай Васильевич Сутягин. Но в это время СССР ни с кем не воевал. Кто же был противником? Долгое время об этом подвиге не писали, не говорили и героя не прославляли. А между тем, Н.Сутягин - летчик-истребитель, получивший сразу несколько неофициальных званий, таких как “гроза “Сейбров”, “лучший ас Корейской войны”.
Тот факт, что в этой войне принимали участие и советские военнослужащие, для многих наших граждан оставался тайной до самой эпохи перестройки и гласности.
Здесь “ковали летчиков”
Аэроклуб был, как тогда говорили, “кузницей летчиков”. Принимали на учебу лишь юношей и девушек, рекомендованных комсомольскими организациями: лучших из лучших. При этом они должны были быть членами “Осоавиахима” и платить членские взносы.
В программу обучения входила политическая подготовка, занимавшая около четверти всего времени обучения.
Когда был принят закон о призыве на действительную военную службу юношей, окончивших десять классов школы, аэроклуб практически остался без курсантов. Тогда решили зачислять на учебу девятиклассников, которые одновременно с аттестатом зрелости получали и документ об окончании аэроклуба.
Курсанты носили форму установленного образца, у них был осоавиахимовский авиационный флаг с эмблемой аэроклуба и специальный значок. В то время только в нашем городе по меньшей мере четыре аэроклуба занимались подготовкой летчиков.
На войну по комсомольской путевке
В 1941 году Николай был направлен по комсомольской путевке в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую закончил в 1942 году и получил звание сержанта.
В октябре 1942 года летчик Н. В. Сутягин назначен в 582-й ИАП (истребительный авиационный полк) 249-й истребительной авиационной дивизии Девятой воздушной армии, базировавшейся на Дальнем Востоке, и через месяц переведен в 5-й ИАП той же дивизии.
Он летал на самолете И-16 и скоро стал командиром звена. В 1943 году получил офицерское звание.
В августе-сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне, сражался в небе Маньчжурии и Кореи.
В аттестации на командира звена лейтенанта Н. В. Сутягина, составленной его командиром в декабре 1947 года, приводится такая характеристика: “Отлично обладает техникой пилотирования и грамотно передает ее летному составу. Хорошо обладает техникой воздушного боя с применением опыта Отечественной войны.
Вывод: занимаемой должности командира звена соответствует.
Достоин выдвижения на должность заместителя командира аэ. Достоин присвоения очередного воинского звания “старший лейтенант”.
Он вошел в число летчиков, способных выполнить задание любой сложности, и одним из первых освоил пилотирование на самолетах Як-7 Б и Як-9.
В 1946 году Николай Васильевич проходит курсы повышения квалификации и получает назначение в 17-й истребительный авиационный полк. Сначала он летает на американском истребителе Р-63 “Кингкобра”, а затем осваивает новейший реактивный истребитель того периода МиГ-15.
Первый самостоятельный вылет на МиГ-15 совершил 31 октября 1950 года.
Н. В. Сутягин летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис, изготовленных на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе.
В бою говорить по-китайски
Как пишут историки, “откликаясь на просьбу правительств КНР и КНДР, Советский Союз направил в Северо-Восточный Китай соединения истребительной авиации, на базе которых 14 ноября 1950 года по личному указанию И. В. Сталина был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус советских ВВС”.
Николай Сутягин позднее рассказывал: “Нас переодели в форму китайских добровольцев, и, глядя друг на друга, мы невесело посмеивались - уж очень непривычно выглядели в синих хлопчатобумажных мешковатых френчах, широких мятых брюках, фуражках с жеваным “блином”-козырьком и туфлях вместо привычных сапог и ботинок. Знаков различия никаких.
На наших машинах опознавательные знаки ВВС КНР. Но это был “секрет полишинеля”: еще не прибыли первые контейнеры с МиГами, а командование США уже пообещало своим летчикам крупную награду за первый сбитый советский самолет. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых летчику-перебежчику гарантировалась премия в 100 тысяч долларов (в 1953 году один из северокорейских летчиков перелетел на своем МиГе на аэродром противника).
Но и это было еще не всё. Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись учиться говорить их по-китайски. Толку от этого было мало, тогда командование разрешило брать эти блокноты с собой в полет и пользоваться ими для подсказки. Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко: чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот, мысленно перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ, летчики должны были выполнить всё в обратной последовательности. На это уходило довольно много времени, что в условиях быстро меняющейся обстановки воздушного боя на практике неприемлемо.
Вскоре наши мучения кончились. После того, как один из наших МиГов был поврежден в бою, командование отменило этот приказ и все разговоры пошли на русском языке, порой и с применением “недозволенных выражений”. Что уж там кривить душой - бои были тяжелейшие!”.
14 июня 1951 года Николай Сутягин совершил первый боевой вылет, а 19 июня он сбивает новейший американский истребитель F-86 “Сейбр”.
По основным летно-тактическим данным советский истребитель МиГ-15 и американский F-86 “Сейбр” были примерно равны, и пилоты использовали их те или иные преимущества в воздушном бою.
Истребитель МиГ-15 имел три пушки (две двадцати трех миллиметрового калибра и одну тридцати семи), их снаряды пробивали любую броню.
“Сейбр” имел на вооружении шесть крупнокалиберных пулеметов “Кольт Браунинг”, с большой скорострельностью (1200 выстрелов в минуту).
Учил сбивать американцев
26 июля 1951 года Николай Васильевич выступил на летно-практической конференции соединения как самый результативный летчик дивизии: к тому времени он сбил уже четыре реактивных “Сейбра”. В начале1952-го ему поручается обучение летчиков второго эшелона, готовившихся к боям.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1951 года Н. В. Сутягину присвоено звание Героя Советского Союза.
В январе 1952 года Николай Сутягин был представлен ко второй “Золотой Звезде” Героя Советского Союза, однако не был награжден по различным, не зависящим от него причинам и обстоятельствам.
Считается, что наиболее вероятная причина - то, что официально СССР в войне не участвовал, а дважды Герою (по положению) устанавливался бюст на родине, то есть раскрывалась секретная информация для советских людей.
Музей героя есть в Бутурлине
Николай Васильевич в звании генерал-майора уволился в запас в 1978 году и жил в Киеве.
Работал начальником штаба гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.
Генерал-майор Н. В. Сутягин прослужил в ВВС 37 лет, освоил более 20 типов самолетов и вертолетов, на которых налетал около 3300 часов.
Умер Н. В. Сутягин 12 октября 1986 года и похоронен на Байковом кладбище Киева.
В Бутурлинском краеведческом музее открыта экспозиция, посвященная Н. В. Сутягину, где представлены его личные вещи: китель генерала с наградами, фуражка и фотографии.
-
На доме, где он родился, установлена мемориальная доска, и одна из улиц носит его имя. Рассматривается вопрос о присвоении имени летчика одной из школ в Бутурлине.
В настоящее время группа нижегородцев инициирует установку мемориальной доски на здании, где размещался аэроклуб: “В этом здании в аэроклубе имени Баранова в 1939-1940 годах учился Сутягин Николай Васильевич, Герой Советского Союза, сбивший в небе Кореи (1951-1952 гг.) на истребителе МиГ-15бис двадцать два американских самолета”.
В городе Коврове живет Юрий Сутягин, сын Николая Васильевича, а в нашем городе его племянник, они многое помнят и немало интересного могут рассказать о нем.
Боевая статистика
Участвуя в Корейской войне (1950-1953гг.) с 17 июня 1951г. по 2 февраля 1952г., Николай Сутягин произвел 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 22 самолета: пятнадцать Ф-86 “Сейбр”, два истребителя Ф-80 “Шутинг Стар”, три - Ф-84 “Тандержет” и два - “Глостер-Метеор”. Сам пилот ни разу не был сбит или ранен.
Американские исследователи своим лучшим “реактивным асом” Корейской войны считают капитана Джеймса Джабара, на счету которого 15 воздушных побед.
материал: Борис Извеков, краевед
Источник:
http://nn.mk.ru/print/articles/850574-90-let-so-dnya-rozhdeniya-nikolay-sutyagina.html Click to view