Вообще, тема северокорейской трактовки истории была для меня одной из основных, и потому в этих текстах она будет всплывать не единожды, отчего вероятны повторы, так как встреч с историками и посещения примечательных мест в моей программе хватало.
Указанный музей демонстрирует историю Кореи до начала ХХ века и насчитывает 17 залов, большая часть которых посвящена древности и средним векам. Был он построен практически сразу же после освобождения, нынешнее здание занимает с 1990 г. Кимы не раз его инспектировали: первый 118 раз, второй - 70, третий - 25. Однако посетителей немного, а освещение тусклое - экономят электричество, что не мешает любоваться дежурным для коре набором памятников архитектуры и искусства.
Историю корейского народа северяне начинают со стоянки Комын Мору, однако довольно быстро переходят к эпохе Тангуна, макет гробницы которого есть в музее. Здесь, конечно, надо помнить, что название «Могила Тангуна», которую раскопали северокорейские археологи, относилось к народной этимологии, а в указанной могиле нашли только несколько фрагментов бедренных и лучевых костей, по которым «реконструировали» весь скелет, включая череп. Что же касается методов датировки, то был использован не радиоуглеродный метод, а метод электромагнитного резонанса, который показал, что костям 3 000 лет.
Тем не менее над всем этим - цитата из Ким Ир Сена о том, что Тангун родоначальник корейской нации, и далее упомятуты имена сыновей Тангуна (по данным «Самгук Юса») и 47 правителей тангунского Чосона вплоть до Корёльга. Вообще, вместо Древнего Чосона теперь говорят Тагнунский Чосон. Киджа при этом не упоминают, заявляя, что его несуществование научно доказано. Утверждается, что в Пхеньяне было захоронение, которое называлось «могилой Киджа» (заметим, что это тоже могла быть народная этимология), но после освобождения Ким Ир Сен приказал ее раскопать, и при раскопках никаких останков не нашли.
Как и южане, северяне привязывают скрипкообразный кинжал к наследию Древнего Чосона и определяют его границы по наличию в археологических стоянках этих предметов.
Древнее государство Курё не упоминалось, однако и в музее, и в разговорах с историками потом видна следующая линия исторической преемственности: Тангунский Чосон - Когурё - Бохай - Корё - феодальный период Чосон (термин «династия Ли» северяне не используют).
Соответственно, следующей большой темой является Когурё. В ответ на Северо-Восточный проект Китая северокорейцы не вступали в открытые дискуссии, но внезапно выяснилось, что в Когурё было не 28 ванов, как говорится в «Самгук Саги», а 33. Более того, оказывается, Когурё было создано в 227 г. до н. э., еще до падения Древнего Чосона.
Естественно, наследию Когурё, в том числе - оружию и доспехам, уделяется довольно много места. Однако мне не всегда понятно, где это данные раскопок, а где реконструкция - не всегда логичная. Если очень надо, про оружие расскажу отдельно и желающим, а то меня унесет: кандидатскую, напомню, я писал по средневековой военной истории.
Много хороших макетов, будь то дольмен, полноростовая реплика Стелы Квангэтхована или макеты когурёсских гробниц, включая Анак и то, где изображен субак.
Пэкче, Силла и Кая уместились в одном зале. Однако там много качественных реплик известных памятников, а также модель Соккурама. Зато отдельный зал посвящен Бохаю.
Корё - именно его позиционируют как первое объединенное корейское государство, но тема противостояния монголам была почти обойдена. Зато много подробных макетов раннего корейского огнестрела, включая брендовую хвачха, которая РСЗО.
Вся новая история занимает один зал, где почти нет музейных экспонатов. Ползала посвящено Ким Хён Чжику как создателю Чосон Кунминхве. Оказывается, именно Ким Хён Чжик впервые заговорил о необходимости перейти к пролетарской революции.
Ким Ок Кюну посвящен отдельный стенд, где есть и 14 пунктов его программы, и японская картина, на которой Хон убивает его, лежащего в постели. Были портреты Чхве Ик Хёна, Хон Бом До, Кан Ю Гю (это тот, кто пытался убить адмирала Сайто) и ряда других известных лиц. Естественно, есть картина, изображающая участие Ким Ир Сена в Первомартовском движении - семилетний мальчик среди демонстрантов.
Среди первых попыток проникновения в Корею империализма - Генерал Шерман и попытка разграбить гробницу Нам Ён Уна.
П.С. Поскольку как ранее писал Константин Асмолов "к сожалению, в большинстве музеев жестко запрещено фотографировать" к записи прикреплены фотографии музея с сайтов:
http://bbs.qyer.com/thread-2616402-1.htmlhttp://www.naenara.com.kp/ru/book/new_window.php?10+1..
Мнгендэ -
http://remch-ch.livejournal.com/1455058.html