Как вы уже, наверное, знаете, сейчас в Москве проходит Биеннале поэтов. Я присутствовала только на одном из событий фестиваля: вечере «Литературной газеты» под названием «Стихи о стихах», в котором участвовали Анна Гедымин, Андрей Дементьев, Инна Кабыш, Борис Кутенков, Борис Панкин, Елена Пестерева и Игорь Панин в качестве ведущего. Вечер прошел в музее Маяковского. Я так давно хотела в нем побывать. Именно об этом событии я и расскажу вам.
Музей Маяковского - это большое пафосное здание на Лубянке. Фотографировать экспозицию не разрешается. А, значит, организаторы - удоды изначально. Но такова власть «Литературной газеты», что даже удоды раскрывают клювы и послушно хлопают крыльями на их ласковые просьбы.
Перед началом вечера в холле возле гардероба встретили Игоря Панина, редактора раздела «Литературной газеты» под названием «Литература и библиография». Он предложил мне тоже почитать стихи. Но я отказалась. Предпочла пофотографировать. Не помню уже, когда выступала в последний раз. Иногда кажется, что все поэтические потуги мне осточертели. Но, надеюсь, это пройдет. Еще Панин сказал, что со своим соведущим Сергеем Мнацаканяном договорился, будто Игорь вызывает на сцену молодых авторов «ЛГ», а Мнацаканян - авторов старшего поколения.
В качестве вступительного слова Игорь Панин рассказал о Биеннале поэтов, основной темой которого является «Стихи и…». На место многоточия за прошедшие две недели подставляли на встречах, вечерах, чтениях и семинарах то слово «музыка», то слово «авангард» и тому подобное. «Литературная газета» решила обобщить, посему назвала свой вечер «Стихи о стихах». «Название, конечно, номинальное. Вряд ли многие из авторов будут читать только стихи о стихах. Темы будут разные», - сказал Игорь Панин. Так и оказалось. Хотя некоторые поэты ответственно подошли к подготовке и отобрали по одному произведению на заданную тему. Но вряд ли кто внимательно за этим следил.
В музее есть свой актовый зал (в подвальном помещении, или, как принято сейчас говорить, на цокольном этаже). Довольно просторный. Хотя зал и не был заполнен полностью, а освещение оставляло желать лучшего, вечер все же удался. На мой взгляд, все прошло скромно, тихо, но в некоторых местах даже интересно. Мне, например, понравилось выступление Инны Кабыш и Елены Пестеревой. Все те поэты, которых вызывал Игорь Панин, казались вполне себе ничего, кроме, пожалуй, Бориса Кутенкова. Но не будем вдаваться в подробности творческих стилей и поэтических путей авторов, выступавших на вечере. Моя задача - позволить вам окунуться в атмосферу одного поэтического мероприятия.
Все шло тихо и гладко. Несчастные поэты выходили к микрофону, периодически случайно отключали его со словами «Я сломал микрофон», запинаясь, читали свои творения и садились на место. Их кратко представляли. Всего выступило 12 поэтов. Но мне не показалось, что их было 112, просто потому что регламент был выдержан (4-5 стихов), дискуссий по ходу чтений не возникало, и все мы после трудового дня больше напоминали растительность, чем человеческие существа. На выступлении Андрея Дементьева, который вышел на сцену последним, публика немного приободрилась. Он показал себя в лучшем свете, явив олдскульную закалку эстрадной лирики в духе Окуджавы и Евтушенко, о которых так много говорили в этот вечер (не понятно только, зачем, и кому они теперь сдались). Таким образом, поэзия схлестнулась с попсой. Правда, неизвестно в чью пользу окончился бой. Стихи Дементьева слабы, но хотя бы имеют смысл. Этим, к сожалению, многие современные поэты похвастаться не могут.
Вечер «Литературной газеты» окончился ничем. «Не будем затягивать!» - сказал Игорь Панин, и мы просто разошлись, немного поболтав друг с другом возле гардероба. Впрочем, я не знаю, должны ли такие мероприятия чем-нибудь заканчиваться вообще.
Подробнее о действе в контакте.