"Мимикрия" Вима Дельвуа

Sep 09, 2014 15:43

В прошлый четверт посетила по рабочим вопросам столицу нашей родины, заодно заскочив между двумя самолетами в Пушкинский музей. Там сейчас соседствуют противоположности - классическая коллекция голландцев из Лихтенштейна и выставка-насмешка "Мимикрия" за авторством бельгийца Вима Дельвуа.
Про голландцев надо говорить или много или ничего - Рубенс, Ван Дейк, Брейгель - за каждым именем легенда, поэтому отложим их до следующего раза, а пока отправимся в экскурсию-квест по работам Дельвуа.
Вим Дельвуа - бельгийский хулиган, прославившийся эпатажными выходками вроде татуированных свиней (ну а как еще обратить на себя внимание в наше пресыщенное время?). Стиль "мастера" состоит в насмешках над канонами - перекрученные скульптуры, свернутые готические шпили и разрисованные под хохолому классическими узорами бытовые предметы.

Хотите примеров? Их есть у нас!

Газовый баллон, разрисованный под греческую амфору



Диск от ленточной пилы, расписанные голландскими узорами



Гладильные доски с геральдическими символами



Закрученный самосвал (Дали рукоплещет)



Гигантский наутилус из готического шпиля



Закрученная "Пьета"



Дафнис и Хлоя



Вы можете сказать - не надо много ума, чтобы разрисовать баллон аляпистым детским рисунком! Тем не менее, даже подражательские работы требуют знаний. Чтобы изобразить греческий сюжет, нужно знать историю древнегреческого искусства. Чтобы закрутить самосвал из колокольни, скульптор должен знать принципы готической архитектуры да и представление о геометрии иметь. А для имитации в перекрученных скульптурах приема Figura serpentinata, разработанного самим Микеланджело (это она из версий, некоторые искусствоведы приписывают авторство другим скульпторам), нужно было прочесть хотя бы что-то об искусстве Возрождения. Так что, даже если считать бельгийца вандалом, нужно признать, что он - образованный вандал.
Теперь, когда у вас есть представление о работах Дельвуа, объясню, почему "квест". Организаторы выставки пошли по нестандартному пути, они не составили все предметы в одну экспозицию, а расставили их по музею: баллон-амфору - в греческий зал, диски от пилы с голландским узором - в витрину с голландскими вазами, геральдические гладильные доски - над вполне себе натуральным рыцарским надгробием. На первом этаже музея висит схема залов, на которой красными точками обозначены экспонаты выставки, а дальше - вперед, ищем! Поначалу идешь и ничего не замечаешь, потом спохватываешься, присматриваешься - да вот же оно, прямо у тебя под носом!
Я на редкость невнимательное существо, замечтавшись, я способна пройти мимо самого близкого и хорошо знакомого человека, внутренний мир частенько заменяет мне внешний, и меня это абсолютно устраивает. Но в этот момент я задумалась - сколько же всего я пропускаю, скользя сознанием по окружающей обстановке, пока обдумываю свои проблемы или анализирую эмоции? И как избавиться от этого постоянного ментального шума в голове? Тут можно бесконечно продолжать разговор о минимализме, slow life, медитации, направленном внимании и т.п., у каждого своя спасательная лодка, кстати, какая у вас?
Затрудняюсь сказать, можно ли считать подобные вещи искусством, для себя я решила так - скульптуры и готические перевертыши я готова к нему отнести, а вот роспись по баллонам тянет максимум на дачный дизайн. Однако за возможность задуматься о своих отношениях с окружающим миром, и за напоминание о том, что не все то, чем кажется, я хочу сказать Виму Дельвуа большое спасибо.

вим дельвуа, выставка, современное искусство

Previous post Next post
Up