Обозревая итоги прошедших на рынке отраслевых мероприятий, чьей задачей должно вроде бы быть превращение мероприятий в события, приходится делать вывод, что событий нет, а люди и идеи на рынке ходят по кругу.
Год назад друг спросил меня: "Ну и что будет в ближайшие годы?" Я ответил в том духе, что сначала мы долго и нудно будем пытаться выйти на "докризисные показатели", а когда, наконец вожделенные показатели будут достигнуты, начнётся стагнация - потому что никто не будет знать что же делать дальше. Практика показывает, что именно так всё и есть. То, что в основном обсуждается на рынке, сложно назвать чем-то иным кроме как "плачем Ярославны" по утраченному счастью докризисного размаха потребления. Представляется, что нужно было быть не очень далёким человеком, чтобы всерьёз в 2007-2008 году предполагать, что сложившаяся экономическая ситуация в России здоровая и равновесная и что продолжаться ничем особо не обеспеченный поток кредитов может бесконечно. Чтобы всерьёз утверждать, что нынешний спад потребления - это трагическая случайность или даже происки коварных врагов самых лучших и самых эффективных на свете российских бизнесменов, надо быть ещё и человеком, не очень адекватно воспринимающим окружающий мир. Но говорят на рынке о том, о чём говорят и делают то, что делают.
Лишний раз наши предположения подтверждают итоги не так давно прошедшей премии CRE Awards. Большое "тусовочное" мероприятие, появившееся почти вровень с притоком на рынок коммерческой недвижимости довольно больших объёмов капитала и первые года три не без некоторой эффективности осуществлявшее функцию престижной коммуникации участников быстро развивающегося рынка, не поменялось никак. С изменением рынка от мероприятия, претендующего на то, чтобы отражать его тенденции, можно было бы тоже ожидать изменений. Но нет даже развития в русле прежних "традиций". Есть унылая стагнация. Без всяких идей и креатива.
С одной стороны понятно, что в год, не особо урожайный на большие стройки и масштабные проекты, особо кирпичи раздавать некому - поэтому присутствие в номинациях небольших мало кому известных проектов не удивляет. Но почему награду в итоге получает бизнес-центр, перипетии и сложности последних трёх-четырёх лет истории которого хорошо и давно известны всему рынку? Какой message в этой награде - "Молодцы, что построили"? Или - "Вы такие большие, у вас такой большой проект и вы не раззорились - получайте кирпич"?? Почему другую номинацию получает фактически вторая фаза "Красной Розы", - результат более плотного освоения девелопером давно купленного участка? Сама "Красная Роза" была "распиарена" и забыта уже довольно давно, развитие проекта вообще мало кого интересовало кроме потенциальных арендаторов и аналитиков. Особого "антикризисного" подвига в реализации проекта тоже нет - основные ресурсы в него были вложены ещё до кризиса. Неужели дело просто в хороших отношениях KR Properties и Impressmedia? С Торговым центрами ещё хуже. Почему премию получает введённый в эксплуатацию ещё в начала седьмого года проект группы "Тэн"? Что это за сдувание пыли со старых объектов при наличии в номинации чуть более новых, вышедших на рынок в разгар кризиса. Их хотя бы можно было похвалить за то, что "держат оборону"... С другой стороны показательно наличие в номинациях и среди победителей объектов не имеющих даже актуальных фотографий.
Складскую номинацию довольно скучно комментировать - там всегда было мало объектов и 4-я очередь логопарка Истра - это именно, что тоска зелёная. Складской девелопмент лучше всего подтверждает общую тенденцию - на рынке нет новых интересных проектов, награждать некого и не за что, если пользоваться старыми методиками и если, конечно, не награждать по принципу "молодцы, достроили". А именно по этому принципу, видимо, получил премию "Город столиц" - за успешное возведение конструкций и остекление фасада. Номинация "Персона года" выдохлась, кажется, ещё несколько лет назад - наградив в этой номинации несколько человек, история и судьба которых действительно могла бы "впечатлить" рынок, жюри премии перешло к перебиранию по очереди основных комментаторов статей из журнала Commercial Real Estate. А что будем делать, когда и они кончатся? Проблема тут, конечно, ещё и в чрезвычайной узости круга публичных лиц и компаний на рынке, но всё-таки персона года - это не человек на которого в этом году пал жребий, это человек, который что-то сделал в прошедшем году - великое, ужасное, из ряда вон выходящее, но заметное. Что заметного сделала Ольга Архангельская? Впрочем, вопрос неуместен - премия вообще не предполагает мотивировочной части в награждении. А уже кажется, что зря.
Ну и наконец апофеозом скуки стало награждение в очередной (никто уже не считает - какой) раз компании Jones Lang LaSalle в номинации консультант года. Было бы не так скучно даже если бы в этой номинации по очереди давали премии, перебирая четыре-пять (шесть-семь) международных и квазимеждународных брокерских компаний в качестве рупора которых (всех вместе, а не только JLL) CRE когда-то и выходил на рынок. Интересно, в 2020 году чего будет больше в пресс-релизах компании - текста или сообщений о награждении CRE Awards за разные годы?
Оттенить ситуацию можно кратким взглядом на итоги выставки "Молл". Там тоже давали награды, чтобы потенциальным и реальным друзьям Олега Войцеховского было приятно. Выставка мечется в неопределённости - с одной стороны есть желание охватить как в случае с CRE всю неширокую сферу коммерческой недвижимости, с другой - не потерять какой-никакой, а уже запомнившейся специализации на торговых центрах. В общем, в этом году выставка заявлена многоотраслевой, но премии давали только торговым центрам. Результаты раздачи слонов тоже показательны. Во-первых наградили "Ростокино", обиженное на CRE Awards - по-другому и быть не могло, если журнал и выставка "Молл" перестанут нахваливать на разные лады проекты "Патеро девелопмент", то кто же даст денег на очередной номер и очередную выставку в очередные трудные времена. Не устояли организаторы выставки и перед напором всё той же JLL, её объектов и партнёров. Иногда компания просто пугает своей тотальностью и желанием быть затычкой в каждой бочке (без обид, редакция портала просто за здоровую конкуренцию). В остальном же результаты очередного рейтинга Торговых центров и проекта Cutting edge указывают на старую стратегию - сплочение вокруг медиаплощадки узкого круга некрупных региональных девелоперов - тех, кто согласен менять кирпичи, символические призы и прочих приятных слонов и незамысловатый PR на рекламные контракты и спонсорские взносы для проведения очередных мероприятий, которые всё так и не становятся событиями.
Не сделаю открытия, если скажу, что смысл и стратегия существования такой медиаплощадки как CRE+CRE Awards ровно такой же. Просто с "узким кругом" тех, кто готов менять кирпичи на деньги, последней повезло больше. И тут, в этом моменте, встаёт множество вопросов, о которых мы сейчас писать не будем. Кристально ясно одно: место для независимого медийного и аналитического обозрения рынка коммерческой недвижимости и определения его тенденций совершенно свободно. Будущее за теми, кто его займёт.
Оригинал:
http://regionalanalytics.ru/aktualnye_kommentarii/cre-awards-and-so-on.html