Текст продается
В субботу в Санкт-Петербурге, выстрелом через дверь был убит некто Николай Гиренко - сотрудник Кунсткамеры, подрабатывающий судебными экспертизами на предмет так называемого «разжигания расовой и межнациональной розни»…
http://www.ari.ru/doc/?id=2143 Шепот Земли и молчание Неба
Когда я прочитал сообщение о смерти Гиренко, я долго не мог вспомнить, откуда мне знакома эта фамилия. Поначалу подумал, - допился, однако тренированная память взяла свое. Вспомнил и решил вот написать.
Я устроился работать электриком в Кунсткамеру сразу после армии. В конце 1989 года. Директором там был тогда Рудольф Фердинандович Итс. Видный такой мужик, здоровенный, крепкий. Помню, как он басил:
-- Молодец, Новокшонов, что начал академическую карьеру электриком! А то сейчас развелось ученых, лампу вкрутить не могут и не знают, как паяльник в канифоль ткнуть.
Об Итсе в Кунсткамере рассказывали много баек. Например, говорили, что когда в институт (а Кунсткамера это еще и Институт этнографии) приезжал Тур Хейердал, дядя Руди его так накачал беленькой, что норвежец по пиани…
Впрочем, пускай это останется тайной.
Последняя книжка Итса называлась «Шепот Земли и молчание Неба». Надписал он ее мне торопясь - уезжал в командировку на Дальний Восток. Но я нахальный пацан, сделал вид, что не вижу спешки директора. Взял и спросил:
-- Рудольф Фердинандович. Расскажите мне про мировое древо.
Тот даже не удивился моей наглости:
-- Не борзей. Приеду, расскажу. Не читай пока ничего о нем. А то понаписали белиберды… Все. Иди. У меня дела.
Я ушел. А через неделю узнал, что в той командировке дядя Руди умер. Сердце.
Институт остался без директора надолго. Общее собрание избрало на место исполняющего обязанности директора Николая Гиренко. Он устраивал всех. Обходительный такой, корректный, тихо говорит, всем старается услужить. Короче, хороший человек, интеллигент. Он тоже подарил мне свою книжку, но я ее чего-то не нашел в своей библиотеке и не помню о чем она.
Внешне он походил на агронома из старого советского фильма: очки, бородка, умное еврейское лицо, невысокий. Говорят, его еще Галина Васильевна Старовойтова отмечала. Она ведь, как всем известно, свою блестящую карьеру ученого этнографа именно в Кунсткамере сделала. Помню мне даже стол ее рабочий перетаскивать на новое место пришлось. Бумаги какие-то, оттиски диссертации на помойку выносить. Помню трепет меня тогда охватывал: за этим столом нынешний советник президента Ельцина русский народ изучал, а я его на горбе тащу -- честь-то какая.
При Гиренко в музее случилось две громких кражи. Первую раскрыли. Совершил ее мой знакомый. Не помню его фамилии, но помню, что познакомил нас завхоз по прозвищу Луддит. Это был его корешок, который где-то в Туве изучал гун-фу. Мы с ним, кстати, несколько раз спарринговали. Саньда, ну и все такое. Сильный противник. Свиснул он статуэтки Фу Си из кости и Цзонкапы из бронзы. Зачем - непонятно. Потом его по телеку в «600 секунд» показывали. Он косил под дебила: дескать, услышал голоса: «Открой, возьми и унеси». Не знаю, чем дело кончилось. Вроде отпустили парня. Я-то к тому моменту в Университете уже по уши увяз: зубрил древнегреческие аористы.
Вторую кражу не раскрыли. Сперли коллекцию средневекового индийского оружия прямо с экспозиции. Знаю, что Луддита таскали в Министерство Безопасности на Литейный, но что и как, до сих пор мне не ясно. Через несколько лет оружие индийское нашли, вроде кто-то позвонил и сообщил, где оно лежит. Только вот драгоценные камни из него уже кто-то выковырял. По поводу этой кражи Невзоров взял у Гиренко интервью прямо у пустой витрины. Невзоров спросил:
-- Так что, у вас все экспонаты не под сигнализацией?
Гиренко смущенно ответил:
-- Нет же денег…
К тому времени я уже внутренней жизнью музея и института не интересовался. Вернулся я туда много позже, уже в качестве сотрудника Издательского Дома «Коммерсантъ». И по результатам посещения написал такой текст:
«Номер 208 от 06-11-98
Полоса 007
Первый доктор наук из народа нивхов
Стал новым директором Кунсткамеры
Премьер-министр Российской Федерации Евгений Примаков подписал указ об утверждении ЧУНЕРА ТАКСАМИ в должности директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Сам Чунер Таксами узнал об этом вчера от корреспондента "Коммерсанта" ДМИТРИЯ Ъ-НОВОКШОНОВА - письмо за подписью премьера легло на стол директора в самом разгаре их беседы.
- У вас необычное имя... Что оно означает?
- Есть несколько этимологий. Ну вот, например, "чу" или "чо" по-нивхски - рыба, а "нер" - любить. Выходит любящий рыбу.
- Какое наследство вам досталось от прежних директоров?
- Хорошее. Первый российский академический музей с 300-летней историей, более миллиона единиц хранения, многие их которых не имеют в мире аналогов, а главное - уникальный исследовательский коллектив.
- А какие проблемы?
- Во-первых, нет денег. К примеру, в августе и сентябре у нас полностью не было финансирования. А вы видели, что здание Кунсткамеры в лесах: идет капитальный ремонт. Хорошо, что нам губернатор Петербурга Владимир Яковлев помогает. Вторая проблема - хранение экспонатов. На экспозициях - лишь малая часть наших фондов, а они, в свою очередь, хранятся в абсолютно непригодных для этого помещениях. Ну и, конечно, детали: нет денег на экспедиции, верхний и нижний потолок окладов сотрудников - 644-170 руб. Впрочем, что об этом говорить.
- Вы участвовали в борьбе за отмену грабительского постановления #1001, по которому музеи должны были отдать государству заработанные ими деньги. Его отменили. Как это скажется на деятельности Кунсткамеры?
- Поживем - увидим. В отличие от Эрмитажа и Русского музея мы только разворачиваем экскурсионную, издательскую и выставочную деятельность. Однако боюсь, что решение премьера может быть утоплено в чиновничьей волоките.
- Кунсткамера самый необычный и мифический музей России. Расскажите какой-нибудь самый необычный случай из его истории.
- Вот. Из всех представителей народов Крайнего Севера я стал первым в истории доктором наук. За всю историю Кунсткамеры я стал первым директором - выходцем из среды народов Крайнего Севера.»
...
Чунер Михайлович мне очень понравился. Офигенный дядька. Жаль, что его потом переизбрали. Съели его, как мне рассказывали. Он тоже подарил мне две книги. Переиздания не вышедших классических работ Иохельсона: «Коряки» и «Ительмены». А подписывать не стал:
-- А зачем Дмитрий, я буду их подписывать? Я ведь всего лишь ответственный редактор.
А Гиренко я так и не увидел в тот заход. Теперь вот думаю - кысмет?