Выдержки из труда моего. Дело всей жизни моей. Труд пока сырой, но много кирпичиков уже слеплены и обожжены рукой моей гончара и огнем человеческого суда.
Надеюсь обнародовать работу до конца года. Если доживу.
Маргарита
В I веке до н. э. на рынке Рима появляется новый товар, именуемый новым для латинского слова названием: маргарита. Сейчас за именем маргарита видят жемчуг. Но так ли это? В это время в Риме уже хорошо разбирались в жемчуге (gemma). Для жемчуга разного вида даже существовали свои наименования. Особо крупный назывался unio, удлиненные жемчужины elenchi, плоские снизу - tympana.14
О том, что римляне прекрасно сознавали разницу между тем, что именовалось словом margarita и тем, что привычно именовалось словом gemma, нам сообщает Тит Ливий, в эпитомах Луция Аннея Флора. Читаем: «Скифы и сарматы отправили послов с просьбой о дружбе. Серы и живущие под самым солнцем инды, принеся в дар геммы, жемчуг и слонов, сочли наибольшей данью длительность пути, на который у них ушло четыре года. Уже цвет кожи этих людей допускал, что они пришли из другого мира (Seres etiam habitantesque sub ipso sole Indi, cum gemmis et margaritis elephantos quoque inter munera trahentes, nihil magis quam longinquitatem viae inputabant - quadriennium inpleverant; et tamen ipse hominum color ab alio venire caelo fatebatur.)».15
Литература, посвященная этимологии слова margarita и попыткам понять, что же это был за такой особенный жемчуг, необозрима.16 Этимологизировали исследователи это слово всегда одним способом, исходя из понимания называемого им предмета как жемчуга17.
...
Что же за предмет, именуемый словом margarita, появился на рынке Рима в эпоху Августа? Чем он так разительно выделялся от всего, что видели римляне до этого, почему впоследствии его стали путать с жемчугом и почему он был так баснословно дорог?
...
Такой особенный предмет мог быть лишь один - изделия из нефрита. Увидев за словом margarita их, а также помня о месте нефрита в укладе Древнего Китая, помня какие именно изделия делались из этого камня и как использовались, мы получаем иное прочтение давно знакомых авторов. Вдобавок, мы получаем непротиворечивую этимологию слова margarita, причем из латинского языка.
Античный мир знал лишь одно месторождение нефрита: в Хотане19. В древнем Китае из нефрита изготавливались государственные регалии. Нефритовые изделия играли важную роль в религиозных церемониях и украшали быт. Любовь и восхищение этим камнем отражены в китайской литературе.20 В Китай этот камень доставлялся по так называемому Нефритовому пути. Нефритовый путь до Хотана считался очень опасным и тяжелым для путешественников. Читаем в Ши-цзи: «Нефрит по окраске не сравнить со снегом, по влажности - с дождем, по глянцу - с жиром, по блеску - со светильником. Однако добыть нефрит очень тяжело. Для того, чтобы достичь гор Куньлунь, надо переправиться через две реки и шесть озер. Только сто из тысячи и десять из ста [путешественников] возвращаются домой невредимыми.21
О способах и орудиях обработки нефрита в древности до сих пор нет достаточного представления, так как до сих пор эти орудия не были еще обнаружены.22 Нефрит, как и шелка, в которые был одет император при исполнении обрядов, должен был соответствовать цвету жертвы, приносимой перед алтарем23. Наконец, особую ценность представляли тонкие пластинки из нефрита благодаря замечательному звуку, издаваемому ими при ударе24. Из них составлялись целые музыкальные инструменты для религиозной музыки, состоявшие из флейт и наборов пластинок нефрита, подвешенных на золотых цепочках или на шелковых шнурках. Нефриты разных месторождений обладали разными тонами звука.
Кроме предметов культа, из нефрита изготовлялись знаки отличия для императора и придворных. При династии Чжо (XI в. до н. э.) князья четвертого и пятого рангов употребляли при сношениях с иностранцами нефритовые диски (би) в 5 китайских дюймов с отверстием посередине. С VI в. до н. э. император носил нечто вроде митры, украшенной пластинками из нефрита; такие же пластинки висели на кушаке. Нефрит являлся могучим талисманом, предохраняющим от болезней почек и ударов молнии. В Китае лечили многие болезни при помощи нефритового порошка25. Китайские посольства обычно подносили в дар нефритовые изделия. Ценность нефрита была столь велика в Китае, что из него готовили монеты и эталонами из нефрита оценивали чистоту золотого песка, привозимого с горных речек Монголии. Из нефрита готовились парные пластинки - дипломатические паспорта, причем один выдавался посланцу, а другой отсылался (для сличения) секретной почтой и ту местность, куда отправлялся знатный посланник.26 Нефритовые четки и шарики27 до сих пор широко используются в религиозных ритуалах в Китае и Тибете.
Пленные римляне первыми познакомились с китайскими изделиями ритуального характера.28 В том числе и из нефрита: скобы из зеленоватого нефрита для подвешивания меча обычная находка археологов в оазисах Тохаристана.29 А со временем римляне и их потомки от браков с девицами из племени кочевников юэчжи, именуемых в источниках тохарами-кушанами стали хозяевами Хотана.30
Как могли назвать диковинные китайские изделия простые парни Древней Италии, оказавшиеся в Маргиане? Бесхитростно, сложив два латинских корня marg и rit (ritus31): ритуальное маргианское, обрядовое, обычное маргианское. Когда же слово margarita вернулось на Запад, в Рим, по Шелковому пути, да еще обозначающее баснословно дорогостоящие совершенные поделки в красивых устричных раковинах-пеналах32, никому и в голову не пришло увидеть в нем латинские корни33. В итоге слово margarita стало восприниматься в римлянами и греками как иноземное и стало источником образования следующего ряда слов: margaritarius, margariticandicans, margaritifer и т.д. и т.п. В русском языке похожую судьбу, например, имеют слова "бефстроганов" и "бистро".
14. Сергеенко М. Е. Ремесленники древнего Рима. Л., 1968. С. 36-48; 120-134.
15. Текст приведён по изданию: Луций Анней Флор - историк древнего Рима / Немировский А.И., Дашкова М.Ф. Воронеж, 1977. Переводчик справедливо замечает, что первая часть отрывка является почти дословным повторением RgDA, 31, 1, 2. (Ср. Suet. Aug., 21, 3), а о посольстве серов (китайцев) к Августу другие авторы не сообщают, но упоминание серов появляется у латинских авторов впервые при Августе. См. также: Hermmann A. Seres / RE (1923) Sp. 1679-1683.
16. Rommel. ?????????? (margaritae) / RE (1930) Sp. 1682-1702.
17. Видение жемчуга за этим словом идет еще из поздней античности и укоренилось не только на западе, но и на востоке. К примеру Ал-Бируни, пытаясь понять явно происходящее от margarita слово марджaн, пишет: «Говорят, что слово марджaн на языке йеменцев происходит от слова мараджту, то есть «я смешал», так как марджaн представляет собой зерна смешанной породы, и это причина того, что не отличают дурр от марджaна. Однако во всеобщем обиходе [словом марджaн] обозначают коралл(буссаз), который является морским растением… А марджaн - это мелкий жемчуг». См. Абу-р-райхан Мухаммед ибн Ахмед Ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия). Пер. А. М. Беленицкого. М. 1963. С. 122.
19. Хотан- округ в провинции Синьцзян. Здесь добывали и добывают наиболее ценимый белый нефрит «цвета бараньего сала» с густым восковым матовым блеском. Ныне крупным поставщиком этого камня являются США (штаты Монтана, Аляска, Вашингтон, Калифорния) и Канада. Месторождения нефрита, кроме того, имеются в Бирме, Новой Зеландии, Бразилии, Мексике, Польше. С нефритом связана волнующая историческая загадка. В свайных постройках швейцарских озер, в прибрежных становищах Байкала, в древних постройках Микен, на затерянных островах Караибского моря, у маори Новой Зеландии - всюду из темнозеленого нефрита выделывались ножи, наконечники для стрел, молотки, топоры - орудия борьбы и защиты, примитивного производства. Они передавались из поколения в поколение и находились в употреблении не снашиваясь целые века. Как удавалось человеку доставать нужный материал, где те неведомые нам месторождения, из которых добывались эти камни, - все это остается до сих пор загадкой, и лишь постепенно, упорными исследованиями ученых, удается расширить наши сведения и узнать, откуда первобытный человек за 6-7 тысячелетий до нашей эры черпал этот незаменимый для своего примитивного хозяйства материал. Как научился он отличать зеленый нефрит от других похожих на него серовато-зеленых пород? Каким образом в разных частях света он правильно остановил свой выбор на материале, наиболее прочном из всех, какие дает ему природа, - вот другая задача культурно-исторического значения, тем более интересная, что современный ученый зачастую проходит мимо этого камня, не замечая его. Следует упомянуть, что крупные месторождения нефрита в населеннейшей части итальянской Лигурии (между Генуей и Специей) были открыты всего лишь в 1905 г., а месторождения Южного Урала - только в 1913 г.: Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Т. 1. М., 2003. С. 201-213. См. также: Петров В. П. Рассказы о драгоценных камнях. М., 1985. С. 109-126.
20. Сложно найти китайский текст, где бы не употреблялось слово юй (яшма, нефрит, гранить). С древних времен до наших дней это слово является не просто часто употребляемым, а одним из самых значимых слов в китайском языке. Сам иероглиф юй ? производен от иероглифа ван (правитель). См.: Большой китайско-русский словарь. Т. 2. М., 1983. С. 175-179.
21. Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на шелковом пути. М., 1994. С. 211-217. О нефрите и его истории мы знаем мало. Особенно много специальных работ по нефриту написано в Китае, где наиболее обширным трудом является "Ку-ю-ту-пу", иллюстрированное описание древнего нефрита. Оно состоит из 100 книг с более чем 700 изображений коллекций первого императора южной Суньской династии. Труд этот был составлен в 1176 г. императорской комиссией, возглавляемой Лунг Та-Юаном, президентом "Совета обрядов". Один экземпляр этого каталога был открыт в 1773 г. и издан шесть лет спустя с предисловием, посвященным императору Чиен-Лунгу. На русский язык трактат не переведен. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня.
22. Китайское изобразительное искусство. По материалам выставки 1950 года в Москве. М., 1952. С. 36.
23. См. также: Элиаде Мирча. Азиатская алхимия. Пер. с рум., фр., англ. М., 1998. С. 41-76, С. 479-489; Сидихменов В. Я. 1) Маньчжурские правители Китая. М., 1985. С. 51-55. 2) Китай: страницы прошлого. М., 1987. С. 26-27.
24. Не такими ли пластинками велел украсить корму кораблей Калигула?
25. Не для этого ли пил толченый нефрит Калигула?
26. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня.
27. Несведущему человеку легко принять нефритовый шарик за жемчужину. Особенно если ему рассказать, что нефрит добывается из воды: «Священная река Ию [так Ферсман транскрибирует китайское юй] течет мимо города с вершин Куэня, и в предгории их она разделяется на три потока: один - это ручей белого ию, второго - зеленого, третий - черного. Каждый год, когда приходит пятая или шестая луна, реки выходят из берегов и несут с вершин много ию, который собирают после спада воды. Запрещено народу подходить к берегами реки, пока хотанский властитель не подойдет сам, чтобы сделать свой выбор», - пишет Абель Ремюза. Ремюза утверждает, что нефрит подобен красоте девушки, и если при второй луне с деревьев и трав начинает стелиться особенный блеск, это будет означать, что в реке появился ию. Потому и город Хотан прозван китайцами Ию-тян. Из коренных месторождений в верховьях Яркенда в Памире свыше пяти тонн нефрита посылали китайскому императору, пока его сын не заболел, отдыхая в кровати из добытого в Яркенде нефрита. Тогда император Китая запретил ломать в ущельях Яркенд-Дарьи зеленый камень, заковал в цепи и приказал бросить на дороге отправляемую в Пекин глыбу. А добывать нефрит с тех пор разрешалось лишь из реки: рабы и солдаты, стоящие по пояс в воде, должны были перехватывать катящийся по дну камень и выбрасывать его на берег: Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. С. 212-213.
28. Горбунова Н. Ивочкина Н. Монеты ушу из могильников Ферганы / Сообщения Государственного ордена Ленина Эрмитажа. LIII, Л., 1988. С. 45-50. Кожомбердиев И. Культура кочевников Тяньшано-Алая первой половины I тясячелетия нашей эры (по материалам катакомбных курганов // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 299.
29. Считается, что такой способ ношения меча был принесен в Центральную и Западную Азию юэчжами-кушанами. См.: Седов А. В. Кобадиан на пороге раннего средневековья. М., 1987. С. 59-60.
30. Новокшонов Д. Е. Римский след в Центральной Азии. В начале ХХ века А. Стейн спокойно приобретал у местных на рынках монеты Канишки и Куджулы Кадфиза, узурпатора Ван Мана, монеты у-ши периода Хань, монеты с китайской легендой на аверсе и легендой письмом карошти на реверсе. Последние скорее всего выпускали хотанские правители после 73 г. н. э. См.: Дьяконова Н. В. Сорокин С. С. Хотанские древности. Каталог хотанских древностей, хранящихся в отделе Востока Государственного Эрмитажа. Л., 1960. С. 33-37. Подчинение кушанами Хотана, Яркенда и Кашгара относят ко времени правления Кашишки: Тихонов Д. И. Культурные связи народов Центральной Азии с кушанами // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 158.
31. Ritus, mos comprobatus in administrandis sacrificiis, и вообще mos institutus religiosis ceremoniis consecratus, isque vel privatus vel publicus, т.е. все обычаи, которые должен был соблюдать римлянин не только в религиозном культе, особенно при жертвоприношениях, но и в политической жизни и даже в домашнем быту, если только эти обычаи имели отношение к религии и получили освящение. Римляне отличались самой мелочной боязливостью и совестливостью в делах религии.
32. Пеналы из раковин моллюска arcidae apku, раковин моллюсков pteria margaritifera, а также застежки и другие поделки из раковин, являются обычной добычей археологов в Тохаристане. См. Седов А. В. Кобадиан на пороге раннего средневековья. С. 71-72.
33. Нельзя забывать и про существующее в то же время в латинском языке слове margaritium ~i, n, обозначавшем то же, что и слово margarita грамматического женского рода. Факт красноречив.