Триумвират как верховная форма исполнительной власти

Dec 06, 2010 15:42


3 декабря 2010 года выступал с этой статьёй на конференции в МГУ. Вроде всем понравилась, хотя вопросы конечно были и впечатление произвела не такое сильное как выложенная в одном из предыдущих постов Форма правления-бюрократия.


Триумвират как верховная форма исполнительной власти

В современных президентских и парламентско-президентских республиках существует одна и та же проблема, а именно подбор идеального кандидата на пост президента. Как известно процесс демократических выборов не гарантирует избрания на главный пост страны наиболее достойного. Так же существует ряд проблем связанных с личностью политика. Он может быть слишком самоуверенным не способным принять критику, слишком легковерным или подверженным внушению. Так же сама выборная система приводит к тому, что президентом практически не может стать «человек из народа». Обычно на эту должность попадают высшие чиновники, опытные политики или бизнесмены, иногда военные. Они, имея хорошее образование и опыт в политике и управлении невольно оказываются оторванными от народа. Так же нередко на высший пост попадают политики имеющие хорошую теоретическую подготовку и правильные планы реформ, но будучи людьми сугубо штатскими не учитывают фактора криминала который не раз останавливал самые нужные преобразования. Как следствие прихода таких политиков к власти при реализации их инициатив средства просто разворовываются, а законодательство построенное по принципу «на доверии» приводит к массовым злоупотреблениям со стороны чиновников и частных подрядчиков. Именно по этой причине современные законы в России стали проходить антикоррупционную экспертизу.

В целом проблему идеального верховного руководителя возможно решить заменив его коллегиальным органом. Речь, разумеется не о парламенте, поскольку последний слишком велик, ангажирован, медлителен и относится к законодательной, а не исполнительной ветви власти. Наиболее эффективным верховным органом исполнительной власти будет такая форма коллегиального взаимодействия как триумвират. То есть управление осуществляемое одновременно тремя лицами. История знала ряд примеров когда управляли триумвираторы, это и древнеримские Юлий Цезарь, Помпей и Красс; Гай Юлий Цезарь Октавиан, Марк Антоний, Марк Эмилий Лепид, и российские Лев Нарышкин - Тихон Стрешнев - Борис Голицын; Каледин - Алексеев - Корнилов, и советские Зиновьев-Каменев-Сталин; Брежнев-Косыгин-Подгорный; Маленков-Хрущев-Булганин. Все эти триумвираты в основном заканчивались политическими распрями или они переставали существовать в связи со смертью одного из триумвираторов. В предлагаемой модели триумвирата вероятность такого исхода сведена к минимуму. В вышеуказанных случаях триумвираты строились вокруг конкретных личностей и все конфликты происходили от того, что триумвираторы начинали вполне предсказуемую борьбу за власть. Предлагаемая модель предполагает взаимозависимость триумвираторов и разграничение их функций, что позволит избежать конфликтов. Это уже не временный союз трёх политиков, а орган власти из трёх должностных лиц призванный заменить президента или премьер-министра в странах где должность президента является символической или отсутствует. Предложенный орган применим только на верховном уровне власти, так как предполагает полную свободу воли всех триумвираторов в принятии решений, в то время как аналогичная свобода для руководителей более низкого уровня, включая руководителей регионов ограничена и заменять исполнителей даже высокого ранга системой триумвирата бессмысленно.

Триумвират состоит из трёх человек которые не находятся в подчинении друг друга. Любое решение принимается совместно, ни один документ недействителен, если на нём нет подписей всех членов триумвирата. Особенностью предложенного органа является его состав. Это не просто три чиновника, состав триумвирата основан на древней философской модели государства изложенной в частности в диалоге Платона «Законы» и в определённой степени повторённой другими философами и мыслителями, эта модель является основой подавляющего большинства государств современности. Суть модели состоит в делении населения на три больших касса, по мере развития модели появились подклассы, но правильность именно первоначального деления от этого не пострадала. Эти классы - властители, охранители государства, как их сейчас называют представители силовых структур или вкратце силовики и непосредственно трудящиеся, то есть по Марксу класс рабочих и крестьян условно этот класс составляющий большинство населения можно назвать народ.

В предложенной модели в триумвират входят представители всех трёх перечисленных классов. Их полномочия равны, и решения по каждому вопросу они принимают самостоятельно. Класс властителей должен представлять профессиональный чиновник с высшим образованием и большими опытом управления и стажем государственной службы. Представляется наиболее рациональным создавать перед каждыми выборами специальный временный орган, в котором можно заседать только один раз. Орган по специально разработанным методикам выбирает нескольких наиболее подходящих чиновников из разных ведомств и выставляет их кандидатуры на всенародное голосование, либо на выбор членами парламента. Кроме личности кандидата в триумвираторы от власти, предоставляется информация о его деятельности, стаже, достижениях и т.д. Второго триумвиратора поскольку он представляет сферу с которой большинство людей редко сталкивается силовые структуры выбирают самостоятельно на собрании руководителей всех силовых ведомств существующих в государстве. И если в военное время вторым триумвиратором назначается только представитель министерства обороны, то в мирное время им может стать представитель любой силовой структуры вне зависимости от её штатов, возможностей и полномочий. Последний триумвиратор является представителем народа и выбирается только всеобщим голосованием. Если триумвиратор представляющий власть выполняет роль «мозга», триумвиратор от силовых структур выполняет в триумвирате функции аналогичные функциям совета безопасности то есть выявляет опасности в решениях триумвирата, то третий триумвиратор выполняет роль совести и является глашатаем воли и желаний народа.

Все члены триумвирата имеют одинаковое право выдвигать инициативы и предложения. Триумвиратор от власти анализирует их на предмет логичности, выполнимости в рамках имеющихся государственных ресурсов и эффективности. Триумвиратор от силовых структур проверяет инициативы на антикоррупционность, воздействие на государственную безопасность, возможность обеспечения инициатив ресурсами силовых структур там, где это требуется. Триумвиратор от народа указывает первым двум как к инициативе отнесутся простые люди, что в ней надо подправить, учесть и добавить, когда ожидаемая польза превышает недовольство народа от нововведения. Главная проблема возникает с тем кто может выступать третьим триумвиратором, так как сложно найти человека который бы действительно желал служить только на благо народа, понимал его интересы и т.д., при этом не имея высшего образования был бы достаточно умным и эрудированным, что бы разбираться в государственных делах. Можно предложить специальную систему отбора аналогичную системе отбора первого триумвиратора, но выборка должна проходить среди населения и одновременно следует оставить возможность самовыдвижения простым гражданам и представителям общественных организаций.

Разумеется должен существовать механизм досрочного прекращения полномочий триумвиратора не справившегося со своими обязанностями. В случае смерти или выбытия по иным причинам одного из триумвираторов сам коллективный орган власти не прекращает полномочий, просто в обычном порядке избирается новый представитель взамен выбывшего.

Предложенная система не идеальна и требует детальной проработки, но считаю, что она несомненно является шагом вперёд по сравнению с единоличным верховным руководителем.

Previous post Next post
Up