Что такое деньги с точки зрения человеческой коммуникации, какую функцию, какую роль они играют будучи вписанными в сеть человеческой коммуникации?
Деньги, обладание деньгами, особенно большими деньгами, самым тесным образом связано с метакоммуникацией, с командным аспектом коммуникации. Это, пожалуй, самая важная их функция. И именно поэтому деньги, рекурсивным образом связанные со всей системной человеческих отношений, решительно тормозят продвижение общества к социальному равенству и справедливости.
Метакоммуникация, как мы знаем, это коммуникация по поводу коммуникации, коммуникация по поводу взаимоотношений, (командный аспект коммуникации). Иными словами, по поводу того, «кто здесь главный» - или соблюдается равенство, или выстраиваются властные, иерархические отношения.
Наиболее очевидно все это в случае обладания огромными состояниями (Капиталом), которые, например, позволяют их держателям оплачивать своих придворных идеологов, навязывающих всем остальным нужную им картину мира и т.д.
В рамках теории прагматики человеческой коммуникации, любое поведение рассматривается как коммуникация, как послание окружающим. Пол Вацлавик говорил - «мы не можем не коммуницировать». В качестве коммуникации рассматривается абсолютно все - деятельность любая деятельность и бездействие, молчание, «уход в себя», любой симптом, включая попытки шизофреников не общаться.
Коммуникацией также является потребление, обладание вещами , а также обладание собственностью.
«Потребитель никогда не одинок» - писал Бодрийяр, и потребление может быть рассмотрено не как удовлетворение мифических «внутренних потребностей» или желаний, но как именно коммуникативный акт, как послание другим.
За практиками потребления скрываются механизмы воспроизводства социальной стратификации. Потребляя, человек становится членом одной группы, которая «статусно» выше или ниже других групп. В этом и есть суть коммуникации потребителя - «я такой же как вы», а для других групп - «мы выше вас» (а значит у нас больше возможностей и т.д.). Логика потребления, описанная еще Г. Зиммелем, гласит: богатые пытаются сконструировать границу, отделяющую их от большинства с помощью новых моделей потребления, массы, ориентируясь на них, пытаются догнать, а богатые, уходя от этого символического преследования, придумывают все новые символы отличия.
Таким образом, само обладание большим состоянием также является своего рода посланием всем окружающим. Понятно, что возможность приобретения предметов роскоши - это лишь внешняя сторона. Самое главное - это возможность устанавливать правила отношений, правила социальной «игры», в которой всем будет понять «кто здесь главный».
Вполне очевидно, что деньги дают возможность оплачивать (покупать) армии юристов, журналистов, идеологов, а также настоящие частные армии, они также дают возможность покупать депутатов и органы госвласти. Все это и есть коммуникация по поводу взаимоотношений.
Деньги становятся частью определенной системы отношений (господство-подчинение), они и «служат» ей, и одновременно воспроизводят (рекурсивная петля). Поэтому-то большие деньги и не могут не концентрироваться в руках очень небольшой части общества, а все призывы к «выравниванию доходов, к «уменьшению неравенства» наталкиваются на непреодолимую в рамках капиталистической системы стену. Ощутимое увеличение доходов «простых людей» неизбежно будет восприниматься буржуазией как угроза для существующих отношений, как попытка метакоммуникации, как своего рода метакоммуникативный вызов. И вынести отказа от тотального господства командного аспекта коммуникации, отказа от своей роли «главного», буржуазия не может.
Еще один важный момент. Деньги теснейшим образом связаны с проблемой собственности, частной собственности.
А собственность (частная собственность на средства производства) - это тоже отношение, коммуникация. Общественное отношение собственности - это именно отношение между людьми, а не отношение между собственностью и собственником. Также это не отношение между собственниками. Собственность - это отношение между собственником и неимущим по поводу предметов, в которых есть потребность у них обоих. Собственность - это зафиксированное отчуждение и потому оно немыслимо без субъектов, от которых собственность отчуждена.
Деньги и частная собственность являются мощным механизмом для установления и поддержания отношений власти и подчинения.
Нетрудно заметить, что частная собственность на средства производства также может быть понята как метакоммуникация.
Блокирование возможности обсуждения проблем частной собственности и денег является блокированием возможности метакоммуникации (обсуждение характера отношений и возможностей их системного изменения) со стороны угнетенных.
Метафорические образы, в которых деньги (Капитал) предстают Богом, не совсем корректны. Правильнее было бы говорить об определенной организации отношений, об определенных правилах игры, в которых немногие становятся «богами», а другие, скажем так, подчиненными. Конечно, такие отношения глубоко конфликтны и антагонистичны, их пронизывают фальшь и многоэтажное лицемерие, различные виды парадоксальной и патогенной коммуникации, а также явные и неявные запреты как на обсуждение (метакоммуникацию), так и на мышление (от «нельзя обсуждать» легко перейти к «нельзя или не нужно думать).
Проблема денег, безусловно, очень широка и здесь мы затронули лишь небольшую ее часть.
Литература к теме:
Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия.