Гензель и Гретель: разбор по косточкам. Версия 1 (автор Алексей Щиров)

Mar 05, 2013 21:30

Автор размышлений: Алексей Щиров  (http://alex-shchirov.livejournal.com/48837.html)

Итак. Главным действующим персонажем, как ни странно, являются не брат и сестра, а лишь сестра - Гретель (имя брата и подробности о нем опускаю, ибо не существенны). Почему - это станет понятно из дальнейшего анализа.

Сказка начинается с образа голодающей семьи. (Еда символически - это та любовь и забота которую мы дарим друг другу). И голод означает нехватку любви. И прежде всего, как выясняется далее, нехватку любви на детей и, именно, от матери. (Отец до последнего не хотел избавляться от детей). И выражением отсутствия любви к детям есть желание матери "завезти" детей в лес. Можно даже предположить, что дети были не желанны для этой женщины, но об этом позже.

Итак, мать отсылает Гретель в лес, с одной стороны, избавляясь от возможно не желанного ребенка, с другой стороны, устраняя "соперницу" в отношениях с мужем (отцом Гретель). Очевидно, что любовью матери к детям здесь и не пахнет. Вместе с этим Гретель внутренне лелеет свое желание смерти матери с одной стороны ради того чтобы за-/-овладеть отцом (об этом много говорят психоаналиитики и это подтверждается высказываниями детей). Другая причина столь деструктивного желания - побуждение подсознательно отомстить матери за отсутствие любви по отношению к ней, Гретель.

Гретель изгоняется матерью из дома и отправляется в темный-темный лес, попросту говоря, в чащи своего бессознательного. И идет она ни час, ни два и ни сутки, а целых три дня. И идет без какой либо еды .И часты остановки и частый сон. Уже на этом моменте для детей могла произойти подмена реального мира вымышленным - от голода, от усталости. Дальнейшее повествование может быть рассмотрено как один (или совокупность) снов, так и, как некий набор реально произошедших (в сказочной реальности) событий. От этого их интерпретация существенно не меняется.

Итак, Гретель вместе с братом встречает злую колдунью, которая является теневой стороной их реальной матери. Искренним вариантом одного из аспектов женственности и материнства. Ведьма открыто заявляет о своем желании убить девочку. Иными словами, девочка, исследуя свое подсознание, встречается с жившим в нем образом матери, которая хоть и обитает в доме "из пряников и сахара", на самом деле ужасна и плотоядна. Внешняя фальшивая оболочка матери легко разрушается, высвобождая ужасную, мощную, но ожидаемую(девочкой) реальность.

Девочка некоторое время (более 4 месяцев) живет у ведьмы-матери. Обучается женской домашней работе - уборка, готовка и пр (а значит и особенностям женской сексуальности), а также "присматривается" к теневой матери. И со временем, она психологически вырастает. Вначале сравниваясь силами с ведьмой-колдунье, а потом, даже, превосходя ее, и, одерживая победу.

В момент, когда девочка постигает все искусство ведьмы, последняя решает от нее избавиться - отправить в горящий очаг, чтобы запечь. Напомню, что очаг, помимо всего прочего, это символ женственности, женского тепла, женской сексуальности и в конечном счете символ женского лона(вспомните эти старые очаги овальной формы..). Реализуя желание убить, тем самым теневая мать реализовывает вытесненное желание реальной матери о "нежеланном ребенке" (убить - вернув в небытие, в лоно, не родив), которым себя чувствует Гретель. Девочка же, которая познакомилась и превзошла теневую мать, проходя инициацию, в полном смысле этого слова, обманывает старуху, засовывая ее в печь. Иными словами - растворяя, поглощая ее образ (субличность) в своей женской сути, интегрируясь с ней. Гретель плотно закрывает заслонку на печи, тем самым "запечатывая" произведенное действие навсегда. Ставя точку в процессе инициации, интеграции и внутренней бессознательной работы (проще говоря экологично завершает сеттинг )) )

Теперь осталась лишь дорога назад. Сквозь бессознательный лес. И дорога назад уже намного короче, и длиться менее одних суток. Гретель с братом возвращаются назад. Но снова преграда (преграда-проверка) - на пути огромное озеро. И брат не знает как преодолеть этот символ женской сексуальности и плодовитости, и только сестра, Гензель, прошедшая инициацию у матери-ведьмы, и ставшая взрослой, призывает на помощь утку (не даром она училась у ведьмы) - существо которое погружено в женственность и одновременно, находится на поверхности. Другими словами Гензель демонстрирует свое виртуозное умение обращаться со своей женской сексуальностью. Они возвращаются домой. И о чудо - мать уже умерла. И теперь Гензель символически занимает ее место и счастливо продолжает жить с отцом, уже как взрослый человек.

сказкоанализ, гензель и гретель

Previous post Next post
Up