Колобок vs Пряничный человечек vs Джонни-пончик

Oct 28, 2014 13:07

Колобок - круглотелый герой нашего счастливого детства. Такой родной идиот, за глупым поведением которого наблюдает уже ни одно поколение - наравне с другими героями нашего дошкольного времени - Емелей и Иванушкой-дурачком. И, о май гад, Колобок-то оказывается - засланный казачок. Не наш он! В Америке дети растут под историю со сбежавшим от тетушки с дядюшкой Пряничного человечка, а в Англии от бабки с дедом укатывается Джонни-пончик…

Конечно, надежда есть - имеется вероятность, что это они, злыдни писюкатые, своровали НАШЕГО Колобка. Правда, вероятность эта весьма гипотетическая, потому что единственный ощутимый источник - первая задокументированная история - совершенно не в пользу отечественной вариации трагической кончины внезапно ожившего хлебобулочного изделия. Правда, некоторые исследователи утверждают, что сказ о колобке входил в славянский фольклор с II-III века н.э. (на основе того, что слово «коло» - круг, то есть «круглый бок», было употребительно именно в это время), но это доказательство весьма условное.



Конечно, в истории известны сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально - исторического развития народов. Но не в случае с колобкообразными сказками - сюжеты, если вы не в курсе, в них практически идентичны. И не только сюжеты, между прочим… Ясно, что кто-то у кого-то подслушал, а потом пересказал своим детям, изменив кое-что, чтоб понятнее было… И понеслось…


Герои сказок.

Колобок: Бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса ( Дикого больше, чем домашнего)
Пряничный человечек: Бабушка, дедушка, внук, крестьяне, корова, лошадь, свинья, лиса (Дикое только одно и оно смертельно)
Джонни-пончик: Бабушка, дедушка, внук, рабочие, медведь, лиса (Домашнего больше, чем дикого)

Интеллектуальные способности героев.

Колобок:           Думают и говорят.
Пряничный человечек: Думают и говорят.
Джонни-пончик: Думают и говорят.

Рождение героя

Колобок:
- Испеки-ка мне, старуха, колобок, что-то есть очень хочется.
- А из чего испечь, муки-то нету?
- А ты по амбару поскреби, по сусеку помети, глядишь, и наскребешь муки на колобок.
Пошла старуха, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла немного муки.
Замесила тесто на сметане, состряпала колобок, пожарила его на масле и на окошко студить положила. Колобок полежал, полежал, скучно ему стало, вот он взял да и покатился - с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки - на дорожку, а по дорожке - прямо в лес...

(то есть, колобок рожден в условиях бедности, как единственный способ покушать героям, которые не выступают отрицательными персонажами. Побег героя оправдан скукой)



Пряничный человечек:
«Жили-были маленький старичок и маленькая старушка в маленьком домике на краю леса. Всё у них в жизни спорилось, одного только не хватало - не было у старичка и старушки детей. И вот однажды, когда старушка раскатывала на столе пряник из имбирного теста, она взяла да и сделала его в форме маленького человечка! С ручками, ножками, с головой - и поставила в духовку. Через некоторое время старушка подошла посмотреть, пропёкся ли пряник. И как только она распахнула дверцу духовки… маленький пряничный человечек выскочил из неё и бросился со всех ног из дома»

(Темы бедности нет - наоборот, сказано, что герои были хорошо обеспечены. Их проблемам - одиночество. Побег Пончика никак не оправдан)



Джонни-пончик:
«Жили-были на свете старик со старухой, и был у них маленький сынок. Как-то утром замесила старуха тесто, скатала пончик и посадила его в печку, чтобы он испекся.
- Смотри за Джонни-пончиком, пока мы с отцом будем на огороде работать, - сказала она мальчику.
И родители ушли окучивать картошку, а сынишку оставили смотреть за печкой. Но ему это вскоре надоело. Вдруг слышит он какой-то шум, взглянул на печку и видит - дверца печки сама собой открывается и выскакивает оттуда Джонни-пончик. Как покатится Джонни-пончик прямо к открытой двери! Мальчик бросился закрывать ее, но Джонни-пончик оказался проворнее - выкатился за дверь, перекатился через порог, скатился со ступенек и покатился по дороге»

(Темы бедности нет, герои представлены достаточно обеспеченными. Темы одиночества тоже нет. Побег Пончика никак не оправдан)




Место действия.

Колобок: Дом-дорога-лес
Пряничный человечек: Дом-двор-река-лес
Джонни-пончик: Дом-двор-лес




Композиция сказки.

Во всех трех: Накладывание эпизода на эпизод. Многократное повторение эпизода.

Колобок:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя подавно уйду!



Пряничный человечек:

убежал от маленькой старушки,
И от маленького старичка,
И от крестьян с молотилками,
И от вас я убегу, это уж точно!




Джонни-пончик:

Я от деда убежал, я
от бабки убежал,
от мальчонки убежал,
от двух рабочих убежал,
от вас тоже убегу!



Развязка (завершение действия).

Глупого (Колобка) съедает (хитрая) лиса:

Лиса притворяется слабослышащей и просит сесть ей на нос и спеть свою песенку. Когда Колобок садится Лисе на нос, та его съедает.



Глупого (Пряничного человечка) съедает (хитрый) лис

Лис помогает пересечь реку и предлагает ему двигаться с хвоста до носа, чтобы не размокнуть. Колобок поет, катится по носу и Лис его съедает.




Глупого (Джонни-Пончика) съедает (хитрая) лиса

Лиса притворяется слабослышащей и просит подойти поближе к ухо и спеть свою песенку. Когда Пончик подкатывается ближе, Лиса его съедает.




Итого:



во всех этих сказках участвуют и люди, и животные, но в английской и американской сказке количество героев существенно больше - но только «домашних героев», из «диких» представителей только Лиса, которая и является погибелью.



Только три сказки?

В разных вариациях эта сказка встречается, по-видимому, у всех индоевропейских народов. Сейчас насчитано, как минимум, 39 вариаций этой сказки (просто именно Колобок, Пончик и Пряник спорят за право быть первоисточниками, остальные интерпретации - однозначно, пересказы). Например, стоит почитать:

·         немецкую сказку «Сбежавший пирог» (две женщины в деревне пекли пирог, и когда он был уже почти готов, поспорили, кому он достанется. Каждая из них хотела заполучить целый пирог и не хотела делиться с подругой. Спорили они уже который час, Пирогу надоело их слушать, отрастил о ручки, ножки и побежал по дорожке. На пути встретил Лису, Зайца, рыбаков, но от всех убежал. А вот от Свиньи не убежал - съела она его).



·         украинскую сказку про коржика (аналогична Колобку, только с Коржиком в главной роли…).

·         шотландскую сказку «Овсяная лепешечка» (В маленьком домике возле речки жили-были старичок и старушка. Было у них добра - две коровы, четыре курицы, петух, кошка да пара котят. Вздумалось как-то старушке старичка своего овсяными лепешками побаловать. Испекла она две лепешечки да поставила на стол - остывать. Вошел старичок, присел к столу, взял одну лепешку, разломил - и в рот. Увидела это вторая лепешечка, да как пустится наутек! Дальше бедная Лепешечка забегает в разные дома и просит помощи, но семья Портного, затем семья Маслобойщика, потом семьи Мельника, Ферменов и Кузнеца… Все ее пытались поймать и отхватить кусок. Под ночь Лепешечка решила спрятаться в лисьей норе - но угодила прямо в рот Зверю. Вот такой вот трэш, а не сказка)






·         узбекскую сказку «Лиса и волк» (Дед попросил бабку испечь ей Лепешку, Лепешка не захотела быть съеденной и сбежала. Помоталась по двору, пока не угодила к Лисе… Но на этом сказка не заканчивается, потому что Лиса обменяла у фермера Лепешку на Ягненка, а дальше начала выяснять отношения с Волком)




колобок, сказкоанализ

Previous post Next post
Up