Сегодня в нашей рубрике «20 лет без СССР» еще одна история о предприятии не «вписавшемся в рынок», Курский завод тракторных запчастей.
Краткая история.
КУРСКИЙ ЗАВОД ТРАКТОРНЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ (КЗТЗ) - машиностроительное предприятие по производству деталей и запасных частей из серого чугуна и алюминиевых сплавов для тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей.
В 1951 - 1955 гг. в СССР ускоренными темпами развивалось сельскохозяйственное машиностроение.
В 1955 г. Постановлением Совета министров СССР был основан Курский завод тракторных запчастей и агромашин, на юго-западной окраине Курска, в конце спуска с "Белой горы" (ныне ул. Энгельса). Территория предприятия составляла 4 га., число работающих - 2000 человек. Завод быстро стал крупнейшим предприятием Российской Федерации. Рядом с предприятием был построен городок с благоустроеными жилыми домами, детские сады, ясли, школы, магазины, столовые, дом культуры.
В 1959 г. комсомольско-молодёжной бригаде С. Черкасова КЗТЗ, первой в Курске было присвоено звание -"Коллектив коммунистического труда".
В 1965 г. на заводе действовали 40 поточных линий. Чугунолитейный цех был самым крупным в СССР, выдавая 100 тыс. тонн литья в год.
В 1967 г. завод стал стал именоваться "Курский завод тракторных запчасных частей имени 50-и летия СССР".
В 1975 г. на предприятии родился почин, "Наивысшую производительность сделать нормой каждого дня", который был распостранён на всех промышленных предприятих Курска и области. За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании и досрочное выполнение задания девятой пятилетки, завод был награжден Орденом Трудового Красного знамени. Правительственными наградами были награждены передовики производства, многие рабочие удостоены звания "Ударник коммунистического труда".
В 1982 г. директор Курского завода тракторных запчасных частей М.Д. Овчаренко за достигнутые успехи стал Почётным гражданином г. Курска.
12 января 1992 г. Курский завод тракторных запчасных частей имени 50-и летия СССР был акционирован и стал именоваться ОАО "Курскагромаш".
Ну а дальше история, в принципе, стандартная для многих советских предприятий. Сначала скупка активов по бросовым ценам, так называемое акционирование, затем выжимание всего из производственных мощностей, после, смена хозяев, череда искусственных банкротств и распродажа ликвидных активов с выводом денег за рубеж. Это называется эффективный менеджмент по-постсоветски.
Понятно, что этот завод обслуживал другие предприятия сельхоз машиностроения и машиностроения и в условиях гибели этих предприятий завод тоже был обречен, но называть это «не вписалось в рынок» это очень большое лукавство.
Ведь, что происходило по сути, нашу страну вписывали в Запад в роли сырьевого придатка, а зачем сырьевому придатку развитая промышленность, наука, образование наконец? Страна-сырьевой придаток выполняет роль не только поставщика дешевых ресурсов, а еще и роль рынка сбыта для развитых стран. То есть, те же запчасти для импортных сельхозмашин и сами эти машины такая страна должна закупать там, куда она продает дешево ресурсы и тратить на это вырученную за продажу ресурсов валюту. Таким образом, развитые страны получают двойную выгоду, дешевые ресурсы, так как они могут регулировать на них цену и дополнительный рынок сбыта для своих товаров. Причем все деньги оседают в развитых странах. Это упрощенная схема, но тем не менее, она дает представление о мировой системе разделения труда и о предполагаемом месте России в этой схеме. Разве это называется «не вписались в рынок»?
На данный момент завод практически снесён.
Информация о истории завода
тут.
Дополнительные фото взяты
отсюдаГруппа проекта в ВК