"Год в лесу" И.Соколов-Микитов, Г. Никольский

Jul 15, 2013 15:42



Иван Соколов-Микитов
Год в лесу

Художник: Георгий Никольский

Издательство "Речь"
Объем 128 страниц
Год издания: 2013
Формат: 200х280
Тип переплета: Твердый
Тираж: 7000
ISBN: 978-5-9268-1498-6
Издано при участии Государственного Дарвиновского музея.

Переплет: блинтовое тиснение, золотая фольга, шелкография матовой золотой краской. 4 разноцветных ляссе. Плотная мелованная бумага
Напечатано в Латвии.

Ранее об иллюстрациях Георгия Никольского к этой книге разговор шел здесь.

Одним милы суровые горы, другим - солнечное морское побережье, третьим - сухие бескрайние степи. Но никого не оставит равнодушным скромный на первый взгляд среднерусский лес. Невидимой жизнью полнится он зимой, оглушает птичьими голосами весной, спасает от зноя летом и радует своей яркой и чуть печальной красотой осенью… Удивительно тонкие и увлекательные рассказы Ивана Сергеевича Соколова-Микитова - настоящая энциклопедия русского леса, проиллюстрированная Георгием Никольским. Краткие зарисовки из жизни лесных обитателей интригуют читателя, дают возможность ощутить всю прелесть родной природы и даже разгадать её тайны.



Лемуры, пингвины, панды - и прочая экзотика... Сегодня ребенок гораздо лучше разбирается в животном мире джунглей и саванны, чем в родном русском лесе, с его самыми обычными зайчиками, медведями и лосями. Виной тому преобладающее присутствие лицензионных (переводных) книг по этой теме на российском книжном рынке .  К тому же эти книги как правило научно-популярного жанра с текстами энциклопедической направленности и своеобразными рисунками (а то и просто фотографиями).

"Год в лесу" - это книга совсем другого склада.  Это не энциклопедия, не сборник научно-популярных текстов по зоологии, не учебник по биологии, это скорее всего то, что в прежние времена именовали природоведением. Текст Ивана Соколова-Микитова, состоящий из отдельных коротеньких (что важно для ребенка) законченных рассказов, написанных хорошим русским языком, посвящен отдельным событиям, отдельным наблюдениям, отдельным обитателям обычного леса средней полосы России. Всего в книге 4 части: зима, весна, лето, осень. И перед вами проходит раннее утро, полдень, вечер, сумерки, ночь в разное время года, но с одними и теми же героями - обитателями леса. Вот зайчик зимой, а вот он же весной, летом, осенью. Вот лось, тоже в разное время года, вот медведь, волк, тетерев, глухарь, лис, рысь, ворон, сова...

Вот Лось осенью



Вот Лось весной



Вот лось зимой



А это лось и лосенок летом



Вы можете читать с ребенком эту книгу по-сезонно, наблюдать за лесом и его обитателями зимой, весной, летом, осенью, а можете прочитать ее по-героям: как меняется жизнь того же лося в разное время года. А чтобы было легче читать книгу таким образом, то сделаны 4 закладки (ляссе) - по каждой на каждый сезон: синяя - зима. темно-бордовая - весна, зеленая - лето, коричневая - осень.







Под разным углом освещения, цвет золота разный, что подчеркивается и разной фактурой



Времена года, их четыре, т.е квадрат. Вот такой квадрат и проходит через всю книгу.

И даже на обложке можно найти что-то кратное четырем ;)) Она состоит из четырех элементов. Сам переплет "Ястреб с птенцами", ламинированный матовой пленкой, на нем блинтовое тиснение на всю сторонку из мелких-мелких веточек, затем тиснение золотой фольгой - листочки к веточкам и шелкография матовой золотой краской на названии и именах автора и художника.



С обложкой у нас возникли чисто технологические трудности: изначально планировалось сыграть на двух видах золотой фольги - матовой и блестящий и на разных оттенках золотой фольги. Выбрали, отправили и получили: выбранный номер матовой не ложится на ламинированную пленку. Дальше была трудная неделя обсуждения с типографией: пробовали иные варианты фольги, был вариант положить блестящую фольгу под пленку и тем самым заглушить и пр. Золотая фольга - вещь сложная и использовать ее надо аккуратно и тонко. В данном случае обязательно должен был быть контраст между двумя видами. После многих вариантов решили последовать совету директора типографии и сделать название шелкографией. Шелкография - это вид трафаретной печати, дающий очень тонкое и сплошное покрытие. Техника достаточно специфичная, сложная, недешевая и малоиспользуемая в обычных книгах. Но здесь она оказалась очень-очень к месту. И в итоге на переплете получился именно тот эффект, которого добивался наш художник.



4 закладки-ляссе. С этим тоже получились определенные сложности. Предельное возможное количество - три, а нам естественно было нужно четыре. Выручила снова типография, где-то раздобыв двойные ленты-ляссе, причем нужного нам оттенка.



Бумага. Она у нас тоже получилась непростой... Вот такой ;))...





Это рассказик "Рысь" в "Зиме" и в "Лете" (макросъемка!!!)

















Иллюстрации, на мой взгляд, получилось так как надо: не слишком яркие, не темные, не светлые, они очень хорошо передают качество оригиналов. К сожалению, 100 процентной сохранности оригиналов нет (и то огромное спасибо за сохраненные иллюстрации Государственному Дарвиновскому музею), поэтому часть иллюстраций идет с первого издания. Мы честно пытались найти недостающее, были некоторые наводки (это к вопросу почему книгу делали так долго), но не нашлись... Хорошо заметна разница в качестве воспроизведения тогда и сегодня (это для тех, кто полагает, что тогда было великолепное качество офсета :((.

Увеличенный фрагмент с медведями (видны трещинки на красочном слое), они кстати, если присмотреться заметны и на самом первом издании. На некоторых рисунках краска лежит очень толстым слоем. А где-то художник для придания дополнительной фактуры и блеска использовал кристаллы соли (или сахара)!!!



Краски художника





Это фрагменты иллюстраций очень-очень-очень крупно. Удалось сохранить очарование оригинала, его объем







А это шмуцы



Это титульный лист



Про издания я уже рассказывала здесь.
В нашей книге использованы полностраничные иллюстрации из первого варианта издания и штриховые - из второго. Почему основные иллюстрации из первого издания? это был очень сложный и спорный момент. Решающим моментом было, когда увидели оригиналы первого... (к слову, следов оригиналов второго варианта мы не нашли).





Ну и небольшой сюрприз. Мы добавили небольшое приложение,  где собрали всех 36 героев книги - обитателей русского леса с небольшими текстами. Эти тексты уже не художественные очерки, а более научно-популярные и призваны дать ребенку дополнительные сведения о животном мире  нашего леса.

рабочее, Никольский

Previous post Next post
Up