Каждый раз когда я слышу слово "мораль", моя рука тянется к плазмагану. Однако недавно я послушал очередной любимый
YANSS подкаст, где авторы
рассказывали о
Теории Моральных Основ и её практических применениях, и это было чертовски интересно.
Робб Уиллер (
@ghostfacewiller), один из апологетов этой теории, утверждает что наши моральные убеждения в бóльшей степени закладываются генетически, и впоследствии несколько подшлифовываются семьёй и обществом. Таким образом эволюция подбирает оптимальный состав популяции и таким образом формирует некоторую "естественную мораль" (привет Канту!). Помнится,
Докинз описывал модель агрессивности в обществе, а эти ребята пошли дальше и выделили шесть базовых ценностей:
- care/harm: защита индивидуумов от вреда
- fairness/cheating: поддержание справедливости
- liberty/oppression: ценность личных свобод
- loyalty/betrayal: преданность семье, обществу, стране
- authority/subversion: подчинение традициям и власти
- sanctity/degradation: борьба с отвратительным (вещами, продуктами, поступками)
(Желающие померить свой моральный базис могут сделать это на сайте
Your Morals.)
А прикладной эффект этой теории состоит в том, что в этом шестимерном пространстве либералы и консерваторы хорошо раскладываются на два кластера - либералы больше ценят три первые критерия, а консерваторы - три последних. Этот водораздел отлично сформулировал тот самый Давид Хомак (
@aalien):
Одним патриотизм - это чтоб людям было хорошо, а государство знало свое место. Другим - чтоб государству было хорошо, а люди знали свое место.
- David Homak (@aalien)
March 22, 2014 На ethicsdefined.org поясняют, что у условных консерваторов есть миссия, и приверженность авторитарным идеалам вытекает из самоценности этой миссии и важности её достижения. Ну а там "дрова рубят - щепки летят", что понятное дело радикальным образом противоречит либеральным идеалам. Такой расклад должен приводить к поляризации населения, что мы и наблюдаем, причём оная
поляризация постоянно растёт. И казалось бы всё выглядит совсем безнадёжно, но...
Следующий прикладной эффект этой теории состоит в том, что несмотря на различия в моральном базисе, противоборствующие группы
таки-могут иметь продуктивный диалог (разумеется при наличии желания его иметь). Для этого необходимо
перепроецировать цели с системы своих ценностей на альтернативную. Авторы называют это моральным рефреймингом.
Пример, который они приводят - если консерватору заметить, что вступающие в однополые браки американцы будут большими патриотами из-за того что страна защитила их личное право - то консерватор будет чуть менее настроен против легализации оных браков. В другую сторону рефрейминг тоже должен работать. И таким образом можно понемногу выстраивать какую-то общую моральную базу общества.
Главное - была бы политическая воля на поиск продуктивного диалога...
Для себя же я сделал такой вывод: больше
не буду так ненавидеть упёртых консерваторов и
моралофагов. Они же как и гомосексуалисты - не виноваты в том, что у них гены так сложились...