Музей современного искусства PERMM представляет:
Художественный и социально-исторический проект «Деревенеющие»
Автор: Саша Галицкий
Дата проведения: 3 ноября - 30 декабря 2011
Место проведения: Чайковская художественная галерея.
г. Чайковский, ул. Мира, 21
В проекте задействованы более 100 пожилых людей (в возрасте от 80 до 97-98 лет), живущих в восьми домах престарелых в центре Израиля. Художественная мастерская, в которой Саша Галицкий занимается с ними резьбой по дереву - территория непринуждённых бесед, на протяжении которых люди рассказывают о любви, о ненависти, о страхах, о победах, об утратах, обретениях, бессмысленной суете и проникновения в суть вещей. За эти три года около 25 человек по состоянию здоровья были вынуждены оставить занятия; 10 человек умерли. Иногда группы пополняются новыми участниками проекта.
Проект «Время» исследует парадоксы жизни. Течёт ли время одинаково для людей разного возраста? Как относиться к смерти и как её принимать? Правильно ли бояться смерти? Нужно ли говорить о ней, или следует смеяться над её неизбежным приходом? Когда «надо» уходить? Что такое успех в жизни? Что такое любовь? Когда она проходит?
«Сами работы моих деревенеющих стариков не представляют ценности, - признаёт Саша Галицкий. - Все или почти все старики перед смертью начинают «творить». Моя покойная мама за два года до… взяла тетрадку в клеточку и стала писать стихи. Как в довоенном Киеве в 13 лет. Мой покойный папа перед смертью наговорил 17 полных кассет текста про всю свою жизнь. Переворот происходит, когда ты видишь деревяшку, поскрёбанную человеком, о котором тебе известно:
- что ему за девяносто;
- что он перенёс два инсульта и всё равно приходит к тебе и иногда на своих ногах;
- что он не знает, как вернуться в свою квартиру обратно после занятий, и поэтому его забирает жена;
- что у его отца в Польше была столярка, он с детства помнит запах сосновой стружки и поэтому вообще пришёл к тебе на урок;
- что, когда он был в турецкой армии, ещё до Второй мировой, его товарищи по оружию совокуплялись с ослицами, а может, и он сам, но молчит;
- что, когда он решил убежать в Палестину в 36-м или 37-м году, его мама сказала: «Теперь у меня нет сына», а потом их всех сожгли в Польше в концлагерях;
- что он сам прошёл через лагеря смерти и у него с детства вытатуирован порядковый номер на руке;
- что он был контужен во время своего первого боя на Синае в 1956 году и у него отнялись руки;
- что он полжизни провёл на операционных столах, а сейчас приходит ко мне на занятия, скребёт по деревяшке и рассказывает одни и те же анекдоты по десять раз;
- что после операции по удалению раковой опухоли он спросил врача, сможет ли он продолжать стучать по деревяшке;
- что сейчас он не помнит, даже какой месяц на дворе - август или ноябрь;
- что я смеюсь над ним и вместе с ним на занятиях.
И тогда всё увиденное приобретает совсем другой смысл.
И вся эта правда, как я её вижу, когда смотрю на них и когда я живу их жизнью, становится искусством».
Музей современного искусства PERMM
Россия, Пермь, ул. Орджоникидзе, 2,
тел. 8(342) 2199176, (342)2199172
rechnoi.vokzal@gmail.com www.permm.ru