«ИСКУССТВО КАК СОБЫТИЕ»

Apr 09, 2011 16:41

Вчера в музее PERMM состоялась лекция «ИСКУССТВО КАК СОБЫТИЕ. Арт-журналистика в потоке информации» Валентина Дьяконова - кандидата культурологических наук, корреспондента газеты "Коммерсант" (Москва)

Валентин Дьяконов поделился своими секретами, советами и практическими наблюдения. Подробно рассказал об интереснейшей профессии как арт-критик. Описал разные роли и грани профессии арт-критика в современной журналистике и в прошлой истории от Дидро к Джерри Зальцу.




автор фото Алексей Гущин

«… В зарубежных изданиях литературность не ценится вообще. Главное правило иностранных изданий: контекст, факты, факты, цитаты, факты. Поэтому самый распространенный жанр там - репортаж. В России ситуация с литературным письмом тоже меняется, но на первый план выходят два типа публикаций - Новости и Сплетни... »



Главная проблема любого типа арткритического письма заключается в специфичности восприятия искусства.

1. Многие думают, что могут отличить хорошее от плохого, художника от мошенника, искусство от не-искусства.

2. Искусство эксклюзивно: чаще всего мы видим единственное в своем роде произведение, а не одну из копий.


Вот несколько выдержек из лекции, секреты и наблюдения Валентина Дьяконова:

1. Главный секрет арт-критики: МОЖНО НЕ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИСКУССТВОВЕДОМ.
Особенно если пишешь про искусство ХХ века, потому что В РОССИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ ХОРОШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

2. Любое гуманитарное знание построено на накоплении опыта. Поэтому главное - смотреть, читать, сравнивать.

3. Никогда не переходить на личности - правило, которое нельзя нарушать, когда пишешь об искусстве.

4. Персональная словофобия: СТРАННЫЙ Если я пишу о художнике или выставке “странный/странная”, то я либо ленюсь, либо не до конца разобрался.

5. Намного сложнее писать про хорошую групповую выставку, чем про плохую персональную. Правда, групповых выставок у нас делать (почти) никто не умеет.

6. Рецензия - самый свободный жанр, он может сочетать в себе все особенности форматов арт-критики

7. Ориентация на скорость в новостных лентах порождает две тенденции: уменьшение удельного веса серьезной журналистики во всех жанрах и феномен “профессионального очевидца”. Поскольку мы получаем информацию в реальном времени, на первый план выходят вещи, структурирующие ритм жизни - списки, рейтинги.

Резюме: НАБИРАЙТЕСЬ ОПЫТА!

Друзья, журналисты и всем кому интересна тема арт-журналистики предлагаем её обсудить. Нам важно ваше мнение!

Понравилась ли вам лекция?

Что выдумаете о профессии арт-критика в России?  

Валентин Дьяконов

Previous post Next post
Up