Вчера в музее PERMM состоялась лекция «ИСКУССТВО КАК СОБЫТИЕ. Арт-журналистика в потоке информации» Валентина Дьяконова - кандидата культурологических наук, корреспондента газеты "Коммерсант" (Москва)
Валентин Дьяконов поделился своими секретами, советами и практическими наблюдения. Подробно рассказал об интереснейшей профессии как арт-критик. Описал разные роли и грани профессии арт-критика в современной журналистике и в прошлой истории от Дидро к Джерри Зальцу.
автор фото Алексей Гущин
«… В зарубежных изданиях литературность не ценится вообще. Главное правило иностранных изданий: контекст, факты, факты, цитаты, факты. Поэтому самый распространенный жанр там - репортаж. В России ситуация с литературным письмом тоже меняется, но на первый план выходят два типа публикаций - Новости и Сплетни... »
Главная проблема любого типа арткритического письма заключается в специфичности восприятия искусства.
1. Многие думают, что могут отличить хорошее от плохого, художника от мошенника, искусство от не-искусства.
2. Искусство эксклюзивно: чаще всего мы видим единственное в своем роде произведение, а не одну из копий.
Вот несколько выдержек из лекции, секреты и наблюдения Валентина Дьяконова:
1. Главный секрет арт-критики: МОЖНО НЕ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИСКУССТВОВЕДОМ.
Особенно если пишешь про искусство ХХ века, потому что В РОССИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ ХОРОШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ
2. Любое гуманитарное знание построено на накоплении опыта. Поэтому главное - смотреть, читать, сравнивать.
3. Никогда не переходить на личности - правило, которое нельзя нарушать, когда пишешь об искусстве.
4. Персональная словофобия: СТРАННЫЙ Если я пишу о художнике или выставке “странный/странная”, то я либо ленюсь, либо не до конца разобрался.
5. Намного сложнее писать про хорошую групповую выставку, чем про плохую персональную. Правда, групповых выставок у нас делать (почти) никто не умеет.
6. Рецензия - самый свободный жанр, он может сочетать в себе все особенности форматов арт-критики
7. Ориентация на скорость в новостных лентах порождает две тенденции: уменьшение удельного веса серьезной журналистики во всех жанрах и феномен “профессионального очевидца”. Поскольку мы получаем информацию в реальном времени, на первый план выходят вещи, структурирующие ритм жизни - списки, рейтинги.
Резюме: НАБИРАЙТЕСЬ ОПЫТА!
Друзья, журналисты и всем кому интересна тема арт-журналистики предлагаем её обсудить. Нам важно ваше мнение!
Понравилась ли вам лекция?
Что выдумаете о профессии арт-критика в России?